Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МВД Т2 с ВВ готовый.doc
Скачиваний:
37
Добавлен:
14.02.2016
Размер:
3.06 Mб
Скачать

Итоги развития отечества во второй половине XX в. Вместо заключения

Отпусти, ХХ-й век

А сколько времени для нас –

Мы отмерим на глаз

Отпусти, уходит он,

И пусть уходит, так для нас –

То, что надо – как раз!

Из песни Д. Маликова

Итоги XX в. в целом оптимистичны:

  1. сокрушен фашизм (что стоило жизни 50-ти миллионам);

  2. тоталитарные индустриальные державы почти бескровно уступили место постиндустриальным демократическим обществам;

  3. решительно отодвинута в сторону, хотя до конца не ликвидирована, угроза ядерного самоуничтожения;

  4. права и свободы человека признаны высшей ценностью.

У особенностей перехода человечества из века XX в век XXI есть ряд причин. Объективные причины:

Во-первых, земное сообщество вступает в XXI в. в рамках формирования глобальной, общепланетарной цивилизации. Это подразумевает с одной стороны повсеместность, интернационализацию всей жизни, с другой – автономизацию обществ и регионов. Именно это диалектическое противоречие лежит в основе целостности современной мировой цивилизации. Преобладающая тенденция глобального цивилизационного развития – глобализация, межцивилизационный диалог.

Во-вторых, наступление 3-го тысячелетия хронологически совпало с глубоким поворотом в мире в последние 20-30 лет. Это – постиндустриальная революция, формирующая «постиндустриальное общество».

В-третьих, становление нового типа общества происходит достаточно долго, чтобы внимательные политики, государственные деятели, ученые отметили 3 момента этого процесса, вызывающие озабоченность:

  1. происходящие перемены несут с собой новые возможности улучшения жизни людей, проблемы и опасности. Раньше всего и наиболее отчетливо они проявились в экологической сфере. Острые проблемы возникли во всех областях общественной жизни. Даже самые передовые в экономическом плане государства не свободны от организованной преступности, роста жестокости и насилия, алкоголизма и наркомании, ослабления прочности воспитательной роли семьи и.т.д.;

  2. благами современной экономики и основанного на ней качественно нового уровня благосостояния пользуются далеко не все страны. Бурное развитие науки и технологий, передовой экономики охватило лишь небольшое число государств, в которых проживает «золотой миллиард»;

  3. немало стран вошли в новое тысячелетие на новом уровне социально-экономического развития. Но говорить о том, что они тоже включились в процесс формирования постиндустриального общества, пока не приходится. Большинство из них даже не на подступах к нему. Более того, есть основания думать, что этот разрыв будет сохраняться еще очень и очень долго.

В-четвертых, советский период – эпоха героическая и трагическая. В ней неуместны псевдонаучные оценки, замешанные на политиканстве и огульном охаивании прошлого с одной стороны, и мифотворчестве о «золотом веке времен Сталина и Брежнева» - с другой. Россия постсоветская – не только правопреемник СССР де-юре с точки зрения международного права. В нашем Отечестве очевидны все «родимые пятна» советского периода. Прошлое держит цепко. Классики марксизма-ленинизма заметили, что традиции всех мертвых поколений как кошмарный ужас довлеют над умами живых.

В-пятых, пройдя путь в рамках тоталитарного государства, Россия на пороге XXI в. снова догоняет Запад. Перед Отечеством стоит задача – осуществить политическую модернизацию. Ее стратегическая цель – создание открытой политической системы, способной эффективно реагировать на новые экономические, социально-политические и духовные потребности общества, возникшие в контексте развития мировой цивилизации, окончательный переход от тоталитаризма к демократии. Общая логика перехода от тоталитаризма к демократии включает ряд глубоких социальных преобразований. При осуществлении такой политической трансформации необходимо решить задачи:

  1. ликвидировать монополию на информацию, утвердив свободу печати;

  2. разрушить систему государственного террора и массовых репрессий;

  3. преобразовать характерную для коммунистического тоталитаризма политическую систему (партия – государство) в демократическую политическую систему с общепринятым делением властей и многопартийностью;

  4. осуществить конституционно-юридическое оформление демократических порядков и прав граждан;

  5. сформировать через демократические выборы все вертикальные и горизонтальные структуры власти.

Решение таких фундаментальных задач осложняет то, что необходимо:

  1. уничтожить психологию маленького винтика в машине государства;

  2. отучить граждан от двойного политического стандарта, когда публичные клятвы в верности «генеральной линии партии» дезавуировали политические анекдоты, рассказываемые близким друзьям;

  3. уничтожить культ преклонения перед чиновником и.т.д.

Однако, крутой поворот к свободе создает положение, при котором плюрализм мнений ложен, свобода слова – псевдо-. Опыт современной России показал: разрушение «единомыслия» приводит к массовому распространению беспринципности, двурушничества, к худшим формам идеологического предательства. Это – опасная болезнь роста. Опасность представляет попытка «…отречься от старого мира, отряхнуть его прах с наших ног». Критика тоталитаризма превращается в огульный нигилизм. Общественному мнению навязывают стереотипы мышления, из которых вытекает, что Россия существовала до 1917 г. и… после 1991 г. Подобная политизированная позиция способствует воспитанию «Иванов, родства не помнящих». История у нас одна, она необратима. И, какие бы эмоции она не вызывала, это – наша история, и она дорога нам. Россия у нас одна. Уроки истории – для нас.

В-шестых, Россия вступает в 3-тье тысячелетие в состоянии глубинного, структурного экономического, социально-политического и духовного кризиса. Кризис закономерен: расплата за грехи прошлого. Выход из тоталитарного режима оказался значительно сложнее, нежели планировали кабинетные теоретики. Но эти сложности во сто крат усилили грубые политические ошибки.

В-седьмых, экономические, социально-политические и духовные процессы постсоветской России отличают динамизм, непредсказуемость, обратимость, эволюционный и инволюционный характеры. Все это порождает трудности в оценках и прогнозах перспектив развития Отечества. Меду тем, некоторые исторические контуры уже обозначились довольно рельефно.

В-восьмых, Советский Союз, могучее государство, просуществовавшее почти 70 лет и по праву считавшееся мировой сверхдержавой распался по причинам: (объективным):

  • Россия (в годы советской власти – СССР) была и, в значительной степени, осталась своеобразным цивилизационным конгломератом. Одновременное сосуществование народов на разлных уровнях цивилизационного развития и отличающихся социальным и культурным укладом жизни, приводило к расколам общества, порождало особую болезненность и кризисность общественного развития. Такой цивилизационный конгломерат на протяжении веков существовал под сильной предельно централизованной государственной властью. Причем, внешняя форма этой власти не имела существенного значения – империя во главе с монархом или советская республика во главе с партийным вождем;

  • при ослаблении вертикали государственной власти сообщество рушилось. Так было и в XVII в. в годы русской Смуты, и после гражданской войны, когда от России отторгли территорию почти в 1 млн. кв. км. с населением более 30 млн. человек. Аналогичный процесс прошел и после августа 1991 г. Крах КПСС, ее структур, десятилетиями скреплявших республики Союза единой идеологией и экономикой, аппаратом управления, мгновенно вызвал обвал союзной государственности.

(субъективным):

  • «избавление» от единого центра развязывало руки республиканским правящим элитам для проведения самостоятельной внутренней и внешней политики, для личного первенства;

  • не были не только всесторонне, но даже элементарно продуманы последствия распада единого государства с политической, экономической, военной, национально-этнической, социальной точек зрения. Значительная доля ответственности за происшедшее – на союзном и российском руководстве. Борьба за власть и личные амбиции не позволили им предотвратить распад Союза или, по хотя бы, сделать это менее обвальным и болезненным.

В-девятых, с распадом СССР демонтировали всю политическую и государственную систему, создаваемую с октября 1917 г. Несущей конструкцией нового межгосударственного образования (СНГ) стала Россия, самая крупная республика, обладающая огромным экономическим, научным и военным потенциалом, богатейшими людскими ресурсами (см. табл.35.).

Таблица 35