Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ДомДеревоЧеловек.doc
Скачиваний:
54
Добавлен:
14.02.2016
Размер:
241.15 Кб
Скачать

Ошибки интерпретации

Снижение надежности психологического заключения, может быть следствием допущенных при интерпретации ошибок. Можно привести примеры наиболее часто встречающихся ошибок.

Первый тип ошибок заключается в изначальном выборе неверной гипотезы вследствие незнания анамнеза, личностной ситуации и прочего. Примером такого рода ошибок может служить психологическая интерпретация без должного основания. Если какой-либо элемент на рисунке человека акцентирован, то есть его субъективная значимость для автора очевидна, то фиксированность обследуемого на определенном участке тела рассматривают как проекцию психологической проблемы, тогда как это может быть прямым отражением физического заболевания или дефекта.

Второй тип ошибок, названный Л. и Й. Шванцара «выходом за интерпретационную схему», представляет собой попытки автора прямолинейно соотнести реальность с рисунком. Примером ошибки такого рода, на наш взгляд, является интерпретация Д. Аланом спонтанного рисунка «Спущенная шина». На рисунке изображена тележка с четырьмя цветками, стоящими в вазах, причем у трех цветков стебли не доходят до ваз. Автор объясняет этот факт тем, что девочка тяжело больна и ее тело на три четверти поражено раком.

Третий тип ошибок возникает при формальном (догматическом) использовании каталогов, когда исследователь не учитывает того, что символическая интерпретация рисунков при интеллектуальном дефекте обследуемого человека ненадежна, если не невозможна вовсе. Например, нельзя согласиться с интерпретацией рисунка девятилетнего ребенка, болеющего симптоматической эпилепсией с парциальными приступами, который к 9 годам не смог освоить навыков письма, то есть практически не обучаем. Как сообщают авторы статьи, ребенок «может написать печатными буквами только свои имя и фамилию», что явно указывает на умственную отсталость.

Авторы интерпретации рисунка основывались на «стандартизованной оценке рисуночных тестов». Такая точка зрения, к сожалению, часто складывается у непрофессионалов. Только на основании анализа рисунков были выявлены: «ощущение небезопасности» (ствол сужен книзу), внезапные гневливые реакции (утолщенные, замкнутые ветви), страдание (крест в корнях), деперсонализация, ощущение внешнего контроля (человек-робот), знак физической травмы (линия на теле). Все эти выводы делаются без учета индивидуальных особенностей ребенка, вследствие которых в рисунках нашли отражение не личностные и эмоциональные проблемы, а умственная отсталость и нарушение моторики.

Четвертый тип ошибок заключения связан с недооценкой или неучетом ситуации, в которой проводилось исследование. В нашей практике был случай, когда при амбулаторном приеме психолог при анализе рисунков выявил ригидность и на основании этого сделал заключение об эпилептоидном типе акцентуации характера. Когда девочка поступила в стационар, признаки ригидности в ее рисунках не проявлялись.

Оказалось, что в связи с ограниченным временем на прием психолог предложила, чтобы девочка у себя дома нарисовала дом, дерево и человека, то есть психолог не имела возможности наблюдать за процессом рисования и поведением девочки. При дальнейших расспросах выяснилось, что семья очень ответственно подошла к заданию психолога: девочка старательно выполняла рисунки в течение нескольких дней, поэтому они содержали огромное количество мелких деталей и значительно отличались от изобразительной продукции, полученной в стационаре.

Таким образом, содержание заключения определяется целью исследования и может представлять собой:

  • оценку соответствия нормативам уровня развития испытуемого (психического, интеллектуального, сексуального, психомоторного);

  • психологический портрет личности;

  • описание индивидуальных особенностей личности (психофизиологического статуса, эмоциональной сферы, Я-концепции, социального взаимодействия и др.);

  • оценку уровня социальной адаптации обследуемого;

  • заключение о конфликтных зонах личности;

  • предположение о возможности органических нарушений, психической патологии и др. (на основе описания признаков, которые могут быть индикаторами тех или иных нарушений).

20