Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ДомДеревоЧеловек.doc
Скачиваний:
54
Добавлен:
14.02.2016
Размер:
241.15 Кб
Скачать

Комментарий к III этапу

На этом этапе осуществляется интеграция, синтез всей информации, полученной при интерпретации рисунков. Это - наиболее сложный этап, требующий не только компетентности, опыта, но и интуиции исследователя. Успешность работы обусловлена личностными особенностями и опытом. Чем больше психолог видел рисунков и сопоставлял их с индивидуальными особенностями и историей жизни авторов, тем легче ему сформулировать свои выводы. Результат интерпретации представляет собой создание психологом некоторой модели личности обследуемого человека в системе значимых для него отношений.

Содержание заключения и его надежность определяются многими факторами, в том числе сложившимся у исследователя представлением о том, чем являются для автора нарисованные им дом, дерево и человек, Дж. Бук называл это концепцией. При синтезе полученной информации важно учитывать степень идентификации клиента с изображаемыми объектами, а также то, что рисунок не всегда можно рассматривать как автопортрет. Иными словами, в рисунке могут отражаться представления испытуемого о себе, об окружающих и способах решения проблем.

Рисунок дома

Дж. Бук считает, что если есть основания рассматривать рисунок дома как автопортрет, то можно получить информацию о психосексуальной зрелости, проницаемости границ психологического пространства личности и готовности к контактам. Можно также судить о чувстве внутриличностного баланса или дезорганизации личности, об относительной роли прошлого и будущего в жизни обследуемого человека и других особенностях личности.

Другой подход к интерпретации рисунка дома - рассмотрение его с точки зрения сложившихся у испытуемого представлений о способах решения проблем. В этом случае дом может символизировать следующее.

  • Дом такой, какой он есть, а точнее, каким его «чувствует» испытуемый.

  • Дом такой, каким бы его хотел видеть испытуемый.

  • Не приносивший удовлетворения дом из прошлого.

  • Удовлетворяющий дом из прошлого.

  • Отношение испытуемого к своей семье и/или отношение семьи к нему в его интерпретации.

Рисунок дерева

Дерево, рассматриваемое в каче­стве автопортрета, представляет собой следующее.

  • Подсознательный образ самого себя. Считается, что в рисунке дерева более вероятны проекции дефектов развития, меньше влияние цензуры и менее вероятны защитные реакции испытуемого.

  • Подсознательное представление испытуемого о своем развитии.

  • Психосексуальный опыт и зрелость испытуемого.

  • Контакт испытуемого с реальностью (висящее дерево или верхушка срезана листом).

  • Чувство внутриличностного баланса.

Дерево может представлять собой портрет другого человека, значимого для испытуемого.

Рисунок человека

Рисунок человека в качестве автопортрета может отражать разные аспекты представления испытуемого о себе.

  • Какой он есть (косметические дефекты, физиологические наруше­ния, психологические проблемы).

  • Каким испытуемый воспринимает себя.

  • Каким он хотел бы быть.

  • Каково представление испытуемого о своей сексуальной роли.

  • Отношение испытуемого к межличностным взаимоотношениям в целом.

  • Если рисунок рассматривать не как автопортрет, то он может обозначать следующее.

  • Некоторые специфические страхи, навязчивые идеи и т. п.

Один из нестандартных способов выполнения задания с применением ДДЧ продемонстрировал подросток, находящийся на лечении в психиатрическом стационере. На рисунке дома был сделан необычный фон - виднелись рельсы железной дороги, на рисунке дерева - вновь железнодорожные пути, которые были нарисованы рядом с деревом, и, наконец, был изображен человек, прыгающий под поезд. Поводом для обращения родителей к психиатрам было навязчивое желание их сына броситься под поезд. В данном случае патологическая идея настолько доминировала в сознании подростка, что непроизвольно проявилась во всех трех рисунках.

В нашей практике тем реальным человеком, которого изображали, иногда оказывался психолог, проводивший обследование. Это было установлено в ходе пострисуночного опроса. Трудно дать однозначное объяснения такого выбора, причины могли быть разные, например:

  • Психологическое обследование стало очень ярким событием в жизни клиента.

  • Это способ привлечь внимание, вызвать у психолога интерес к себе.

  • Возможно, автор рисунка - очень зависимый человек.

  • Человеку не хватает заботливого внимания, искреннего интереса к его жизни со стороны окружающих (если автор рисунка ребенок, то возможно материнское отвержение).

  • В этом проявилась надежда на профессиональную помощь.

Между психическим явлением и его манифестацией в продукте деятельности (в данном случае рисунке) не существует устойчивой и однозначной связи. Характер соотношения между ними изменяется в широком диапазоне: от прямого, непосредственного проявления в конкретной особенности рисунка до символического отражения. Это полюса континуума значений, близость к которым определяет надежность заключения исследователя. Примером более надежного, но все равно вероятностного, заключения является нейропсихологическая интерпретация на основе графических особенностей. Возможность такого рода интерпретации показал Й. Шванцара, выделив комплекс признаков, позволяющих предположить наличие органических нарушений у обследованного ребенка.

По сути, заключительный этап - это постановка психологического диагноза на основе обобщения и сопоставления трех рядов данных. Имеются в виду результаты анализа рисунков (и пострисуночного опроса), данные анамнеза и результаты наблюдения за испытуемым.

К сожалению, психологический диагноз часто рассматривают по аналогии с медицинским и формулировки выглядят весьма категорично: «типичный невротик», «шизоид». Тогда как в психологии под психологическим диагнозом понимается развернутое описание психологических и личностных особенностей человека на конкретном этапе его развития. Л.С. Выготский описал три уровня (вида) психологического диагноза: симптоматический (констатирующий признаки, особенности), этиологический (раскрывающий истоки, причины) и типологический (позволяющий отнести человека к определенному типу).

При анализе результатов применения методики ДДЧ возможны все три вида диагноза. Понимая вероятностный характер психологического диагноза и учитывая особенности методики ДДЧ, можно утверждать, что наиболее надежным будет симптоматический диагноз, а наименее надежным - этиологический.

В силу проективной методологии и направленности методики ДДЧ на целостное изучение личности возможен и еще один вид диагноза - индивидуальный.