Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
методология.doc
Скачиваний:
144
Добавлен:
13.02.2016
Размер:
2.46 Mб
Скачать

© Н.Н. Ярошенко

Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: Парадигмы, методология, теория: Монография. – М.: МГУКИ, 2000. – 204 с.

Методология социально-культурной деятельности как объект научного исследования.

Многосоставность, и широта проблемного поля, в котором сегодня определяется теория социально-культурной деятельности, заставляет предельно остро ощутить диссонанс между явной несогласованностью, не соотнесенностью, тематической разбросанностью наших научных исследований и их вполне очевидной эвристичностью, новаторством, выражающихся в стремлении исследователей наиболее точно вписаться в контекст современной социально-культурной практики.

Дает ли этот парадокс основания для предположения о том, что теория социально-культурной деятельности является центростремительной в своем развитии, «разбегающаяся» от собственного предмета? Свидетельствует ли он о том, что качество и теоретическая глубина исследований не соответствуют требованиям современного научного познания?

Эти вопросы, несмотря на их кажущуюся случайность, позволяют более точно сформулировать подход, в рамках которого может быть изучена методология социально-культурной деятельности.

С одной стороны, необходимо охарактеризовать соответствие социально-культурной методологии критериям научности, охарактеризовать ее структуру и функции в контексте развития социокультурной теории.

С другой стороны, важно выделить направления развития методологии современной социально-культурной деятельности. Для этого нужно точнее определить динамические характеристики методологии, выявить видоизменения методологических принципов в свете изменения идеалов рациональности, критериев объективности и других базовых компонентов социальной науки.

Однако ни анализ динамики, ни выявление уровня научного осмысления методологии социально-культурной деятельности не смогут заменить ее содержательный, сущностный анализ, который является исходным пунктом для решения всего спектра методологических проблем научных исследований социально-культурной деятельности.

§ 1. Сущность и научный статус методологии в социокультурном познании.

Методология (от метод и греч. λόγος - слово, понятие, учение) традиционно рассматривается как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, либо как учение об этой системе.

К вопросам методологии исследования обращается каждый изучающий проблемы досуговой педагогики, теории социально-культурной и культурно-досуговой деятельности. Термин «методология» стал едва ли не самым популярным в нашей научной литературе. Ни один автор сколько-нибудь значительной работы не обходится без характеристики методологических основ, на которых строится его поиск, истолковываются полученные данные, конструируются нововведения. Но, к сожалению, большинство из авторов ограничиваются лишь упоминанием об исходных функциях методологического знания. В литературе еще не предпринимались попытки специального углубленного анализа методологии нашей теории, ее видоизменений.

Поэтому к числу наиболее важных проблем теории социально-культурной деятельности как самостоятельной отрасли педагогической науки, следует отнести уточнение ее методологии, состава методологического знания, категориального аппарата, основных понятий теории. Это связано с тем, что в настоящее время, как теоретики, так и практики не всегда могут ответить на вопрос, что значит методологическое обеспечение социально-культурной деятельности, какие методологические знания могут помочь выстроить педагогическую модель культурно-воспитательного процесса, адекватную современным условиям. Подтверждением этому может служить сам факт отсутствия в специальной литературе по теории социально-культурной деятельности развернутого определения методологии нашей науки. Хотя, по большому счету, это характерно для российской науки в целом, где сегодня подчас преобладает методологическая разноголосица, которую один из исследователей образно определил как «методологический сюрреализм»1.

Методология - ключевое понятие любой теории, в том числе и теории социально-культурной деятельности. Это общепризнанный факт. Однако даже в философии науки отсутствуют однозначное и окончательное определение методологии. Более того, спектр оттенков, которые характерны для понимания методологии в отечественной философской и педагогической науке, широк настолько, что в нем соседствуют подчас взаимоисключающие позиции. Одни авторы считают методологией только философскую проблематику, другие, сужая объем последней, рассматривают в качестве методологии лишь диалектику. Третья группа авторов трактуют методологию как частную философскую дисциплину, как совокупность гносеологических проблем, выделившихся из общей теории познания и имеющих своей целью специальный анализ научного знания. В этом смысле методология науки "является той частью гносеологии, которая исследует познавательные процессы, происходящие в науке, исследует методы и формы научного познания"2.

В начале XX столетия общая методология определялась, например, в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, как «отдел логики, посвященный учению о методах рациональных и эмпирических наук», а частная методология - как «рассмотрение видоизменений методов в той или другой науке, в зависимости от объектов этой науки»3.

Естественно, что современное представление о методологии существенно шире и не ограничивается лишь указанием на ее генетическую связь с логикой. Ушло в прошлое и разграничение на общую и частную методологию. Эта дихотомия сейчас формулируется как система разных по уровню понятий – методология и теория. Разграничение понятий методологии и теории необходимый элемент логико-структурного анализа философии науки. Основное различие этих понятий определяется спецификой предмета методологии и предмета теории.

Зачастую методологией называют все, что прежде относили к методике, к процедурам исследований, к методам познания — от абстрактно-теоретических, всеобщих до сугубо специальных, уникально-неповторимых, имеющих место в любых видах познавательной, технической, технологической, социальной и т.п. деятельности. Здесь допускается двойственность в понимании методологии: во-первых, она обозначает совокупность методов научного познания как таковых, во-вторых оно является учением об этих методах. Первое из этих значений отражает "онтологический аспект методологии, когда она выступает стороной самой научной действительности", второе - с той же мерой условности термина - "гносеологический ее аспект, когда она понимается как осознание, исследование этой действительности"1

Между тем, онтологический и гносеологический уровни методологии органически связаны между собой, хотя и представляют качественно различные измерения научной реальности.

Совокупность средств и методов научного познания (качества познающего субъекта, материально-технические и языковые средства и методы познания, познавательные процедуры и др.) в их функционировании образует относительно автономную систему, своего рода технологию научного познания. Именно она служит предметом самостоятельного анализа, осуществляемого методологией научного познания как научной дисциплины (онтологический аспект). При этом следует отметить, что методология является частью гносеологии, которая исследует познавательные процессы, происходящие в науке, исследует методы и формы научного познания (гносеологический аспект).

В XX веке происходил быстрый рост методологических исследований, превращение методологии в специализированную область философского знания. Заметно углублялось методологическое самосознание различных научных дисциплин. Особое влияние на развитие методологии оказывали процессы дифференциации и интеграции научного знания, коренные преобразования классических и неклассических научных парадигм, появление множества новых дисциплин, усложнение предметного поля науки и ее исследовательских процедур.

Если раньше понятие методологии охватывало преимущественно совокупность представлений о философских основах научно-познавательной деятельности, то теперь, к началу XXI столетия, ему соответствует внутренне дифференцированная и специализированная область знания. От теории познания, исследующей процесс познавательной деятельности в целом и, прежде всего - его содержательные основания, методологию отличает акцент на методах, путях достижения истинного и практически эффективного знания. От социологии науки и науковедения методология отличается своей направленностью на внутренние механизмы, логику движения и организации знания.

Существует несколько классификаций методологического знания. Одним из распространённых является деление методологии на содержательную и формальную.

В содержательном плане методология затрагивает следующие аспекты - структура научного знания вообще и научной теории в особенности; законы порождения, функционирования и изменения научной теорий; понятийный каркас науки и её отдельных дисциплин; характеристика схем объяснения, принятых в науке; структура и операциональный состав методов науки; условия и критерии научности.

Формальные аспекты методологии связаны с анализом языка науки, формальной структурой научного объяснения, описанием анализом формальных и формализованных методов исследования, в частности методов построения научных теорий и условий их логической истинности, типологии систем знания и т.д.

В связи с разработкой этого круга проблем возник вопрос о логической структуре научного знания, и началось развитие методологии науки как самостоятельной области исследования, охватывающей всё многообразие методологических и методических принципов и приёмов, операций и форм научного познания.

Методология науки зарождается вместе с возникновением самой науки. Она — непременный ее работающий компонент, который может носить метафизический и диалектический, идеалистический и материалистический характер. В зависимости от этого она может раскрепощать, стимулировать процесс познания истины или уводить его в сторону, мешать ему.

Такой подход позволяет выделить несколько нетрадиционную трактовку методологии: "Если уж исходить из этимологии термина «методология» и учесть, что слово «метод» обозначает путь к чему-либо, а в науке это в первую очередь путь к истине, то методологию кратко можно определить как логику обоснования пути к истине при помощи фундаментальных, философских и общенаучных идей и понятий, методов и принципов"1.

Именно в этом смысле мы определяем методологию - как обоснование научного поиска, которое опирается на фундаментальные философские и общенаучные идеи, методы и принципы и обеспечивает взаимосвязь онтологического и гносеологического аспектов научного познания.

При этом мировоззрение выступает как предпосылка и основание методологии. Вся система методологического знания непременно включает в себя мировоззренческую интерпретацию оснований исследования и его результатов.

В теориях ориентированных на изучение социально-культурной практики этот положение приобретает решающее значение, ибо сам анализ явлений культуры не может быть проведен иначе как в координатах аксиологического, духовно-ценностного измерения. В действительности же невозможно создать такую всеохватывающую теорию методов. Так как нельзя создать науку, предметом которой будет все многообразие методов познания, исследовательских процедур, фактически оторванных от их исторически конкретной связи со своим содержанием, с теориями, концепциями, гипотезами, экспериментами и т. д.

Поскольку общая методология не в силах объяснить весь предельно широкий круг явлений действительности, то закономерно возникает вопрос о специальной методологии, о ее специфике, ее структуре и содержании.

Специальная методология теории социально-культурной деятельности отдельно не рассматривалась в научной литературе, поэтому необходимо дать предварительную, предельно обобщенную характеристику ее предмета, соотнесенного с предметом теории.

Применительно к интересующей нас социально-культурной проблематике, предмет методологии – это сама социально-культурная деятельность как отрасль педагогической науки, как самостоятельная система знаний, ибо в данном случае методология дает обоснование процессу и результатам исследования педагогических явлений в социально-культурной сфере; предмет теории – целенаправленный воспитательный процесс, который выстраивается в условиях социально-культурной деятельности.

Специальная методология выполняет все основные функции общей методологии на уровне специального знания, обеспечивая адекватное обоснование научного поиска, которое опирается на фундаментальные философские и общенаучные идеи, методы и принципы, реализацию онтологических и гносеологических исследовательских процедур.

Однако, специальная методология социально-культурной деятельности не является результатом прямой редукции общеметодологического уровня науки к специальному уровню. Здесь мы имеем дело с более сложным и методологически богатыми процедурами, которые в снятом виде включают в структуру специальной методологии все методологические основания более общего уровня.

Именно поэтому важно рассмотреть структуру методологии, дать ее интерпретацию применительно к задачам специальной науки, частной педагогической теории - теории социально-культурной деятельности.