Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1МОДУЛЬ ОТВЕТЫ ИСТ.АРХ.doc
Скачиваний:
188
Добавлен:
10.02.2016
Размер:
458.24 Кб
Скачать

31. Поиски национального своеобразия в архитектуре Мексики

С середины 20-х годов в значительной степени благодаря Синдикату художников, скульпторов и технических работников мексиканская архитектура обратилась к опыту Баухауза, к творчеству Ле Корбюзье, к советской архитектурной школе.

Функционализм привлек многих мексиканских зодчих возможностью решить жилищно-социальные проблемы.  С этого времени отличительной чертой мексиканской архитектуры, как и всего изобразительного искусства, становится борьба двух тенденций — автохтонной и универсальной. Представители той и другой ставили целью создать национальную архитектуру, хотя и шли к ней разными путями.

Дуализм мексиканской архитектуры нашего столетия нашел выражение в творчестве крупнейшего зодчего страны Х. о'Гормана. В конце 20—30-х годов он был ярым сторонником функционализма. Его девиз: архитектура — функция, а не декорация. Эта идея получила развитие в его проектах домов-студий для творческой интеллигенции в Мехико (1929—1930), Высшей школы техники и архитектуры (1932—1933) и др. Большое внимание в те годы о'Горман уделял строительству школ.

Однако уже к 40-м годам о'Горман изменяет своим принципам: его увлекают монументальная живопись и мозаика, а также возможность использования их в синтезе с архитектурой. Этот этап поисков нашел отражение в здании Центральной библиотеки Национального университета в Мехико (1952), получившем большую известность.

В 40—50-е годы в Мексике значительно возрос интерес к историческим стилям, что явилось реакцией на космополитизм архитектуры. Та же тенденция к автохтонности отмечается и в других видах изобразительного искусства, особенно в монументальной живописи. Однако не всегда поиски национального в наследии прошлого были успешны.

32. Традиции и новаторство в современной архитектуре Японии. Творчество к.Танге

Для традиционной японской архитектуры характерны сооружения из дерева с массивными крышами и относительно слабыми стенами. Это не удивительно, если учесть, что в Японии теплый климат и часто идут обильные, сильные дожди. Кроме того, японские строители всегда должны были считаться с опасностью землетрясения.

Гармоническое сочетание архитектуры с пейзажем, считают японцы, возможно только тогда, когда они состоят из одного и того же материала, Японский храм-монастырь сливается с окружающей рощей, становится как бы ее рукотворной частью - с высокими стволами колонн, сплетающимися ветвями кроншейнов, зубчатыми кронами пагод. Природа "прорастает" архитектурой, и архитектура затем, в свою очередь, "прорастает" природой.

Конструкции в Японии, стране деревянной архитектуры, редко бывают тяжелыми и массивными. Всегда где-то присутствуют уравновешивающие, - а точнее возносящие ввысь, - легкие и изящные детали.

Своеобразный, чисто японский тип архитектуры представляют чайные домики. Чайная церемония, как принято считать, должна отражать дух "суровой простоты" и "примирения", поэтому излишества считались невозможными. Насчитывается свыше 100 типюв чайных домиков, начиная от имитирующих простую хижину и кончая напоминающими красиво оформленную шкатулку.

Своеобразным и чисто национальным видом ландшафтной архитектуры являются японские сады, как пейзажные при дворцах и храмах эпохи Хэйан и Камакура, так и "философские", символические "сады камней", культивировавшиеся учителями дзэн в более позднее время. "Нигде в мире сады не кажутся более таинственными и символическими, чем те, которые были созданы мастерами секты дзэн", - писал итальянский писатель Ф. Мараини.

Традиционная японская архитектура в целом достигла своего наивысшего уровня развития уже в XIII веке. В период политической нестабильности, приходящейся на XIV-XVI века, условия для развития искусства архитектуры были крайне неблагоприятны. В XVII веке японская архитектура повторила свои лучшие достижения, а кое в чем и превзошла их.

Современная архитектура Японии представляет собой фантастического вида объекты (причём как в плане внешнего вида, таки используемых технологий). Города, которые более всего выделяются в этом плане это Токио, Хёго, Осака.

Однако, не смотря на всю современность, очень прослеживается традиция почитания прямоугольных форм, которая сформировалась ещё несколько веков назад. Львиная доля современнейших зданий, возведённых в 70х – 90х годах прошлого столетия это удачное сочетание прямоугольных форм.

Уже в двухтысячных, строго прямоугольные формы начали «разбавляться» элементами окружностей, полуокружностей и конусов.

Что касается планировки зданий, что здесь японцы впереди всех, проповедуя принцип «вещь, прежде всего, должна быть функциональной». Пустующих и мало задействованных площадей у них нет. Проектируется всё с таким, расчётом, чтобы люди, работающие в таких зданиях как можно меньше времени тратили на бесполезные, с точки зрения рабочего процесса перемещения. Очень внедряются энергосберегающие технологии.

Величайший архитектор ХХ века Кендзо Тангэ – создатель современной архитектуры Японии, строитель зданий, вошедших в историю, учитель многих нынешних знаменитостей. Его инженерные идеи во многом определили развитие архитектуры зрелищных сооружений второй половины ХХ века. Тангэ много внимаия уделил городскому планированию и разработке мегаструктур.

Основой его творчества является не проектирование зданий и комплексов, а создание полнокровной, многофункциональной градостроительной и архитектурной среды, способной к трансформации и росту. Философия архитектора Кендзо Тангэ основывалась на том, что города должны представлять собой мегаструктуры, где строительство и транспортная система является единым организмом. Влияние Тангэ на архитекторов современной эпохи огромно. В конце 80-х годов в его компании работали более 130 архитекторов по всему миру. Особенностью фирмы Тангэ являлось то, что она была не только коммерческой организацией, но и школой для архитекторов. Он смог связать восточную архитектуру с ритмом и образом современной западной жизни, не только создав своеобразие японской школы современной архитектуры, но и сделав европейцев и американцев своими подражателями. При этом мэтр всегда умел тактично и мудро провести глубоко личную идею, не ущемляя проявления индивидуальности других архитекторов.

Проектируя здания, Тангэ держал в уме не только то, как они будут выглядеть в глазах прохожего или посетителя, но и встраивал их в окружающий ландшафт. Интересно, что построенный мастером Токийский Кафедральный собор напоминает о своем религиозном предназначении только с высоты птичьего полета: с неба силуэт здания выглядит как крест.