Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
26
Добавлен:
10.06.2015
Размер:
190.46 Кб
Скачать

Динамика распределения населения России по возрастным группам за период 1939 – 2002 гг.

Возраст, группа

1939 г.

1959 г.

1970 г.

1979 г.

1989 г.

2002 г.

1

2

3

4

5

6

7

Моложе трудоспособного

38,8

29,8

28,6

23,3

24,5

18,1

Трудоспособный

52,6

58,4

56,0

60,4

57,0

61,4

Старше трудоспособного

8,6

11,8

15,4

16,3

18,5

20,5

Все население

100

100

100

100

100

100

Источник: Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. – М.: Госкомстат России, 2003.

Из таблицы видно, что происходило постепенное постарение населения России: доля людей моложе трудоспособного возраста постепенно сокращалась, а людей старше трудоспособного возраста (пенсионеров) – увеличивалась. Наконец, к концу XX в. доля пенсионеров превзошла долю детей. Аналогичное соотношение людей старше и моложе трудоспособ­ного возраста уже давно наблюдается в наиболее развитых странах мира. Увеличение доли пожилых людей в населении России и обусловило рост смертности начиная с 60-х годов. Старая возрастная структура населе­ния страны практически неизбежно (кроме маловероятного случая мас­сового притока молодежи из других стран) предопределяет естественную убыль в предстоящие десятилетия. При этом доля населения в трудоспо­собном возрасте оставалась довольно стабильной (55 – 60%) на протя­жении всех последних десятилетий, что являлось благоприятным факто­ром для экономики страны. Но в перспективе и она начнет снижаться, так как в трудоспособный возраст будут вступать малочисленные моло­дые поколения 90-х годов, а выходить из него – многочисленные после­военные поколения.

Дифференциация возрастной структуры населения по регионам Рос­сийской Федерации связана со степенью их продвижения по демографи­ческому переходу и миграционной ситуацией в предыдущие десятилетия. При этом общая тенденция изменения одинакова для всех регионов – постепенное постарение возрастной структуры с увеличением доли пен­сионеров и сокращением доли детей.

Практически завершился демографический переход в наиболее урбанизированных регионах страны (Москва, Санкт-Петербург и неко­торые другие). Соответственно здесь наиболее низка доля людей моложе трудоспособного возраста (18% и ниже), а доля людей старше трудо­способного возраста повышенная (более 22%). Доля людей в трудоспособ­ном возрасте примерно соответствует среднероссийской (около 60%), но в перспективе она будет быстро сокращаться. Следовательно, рожда­емость в таких регионах и дальше будет снижаться, а смертность – возрастать. Рост численности населения и стабилизация доли трудо­способных жителей возможны в таких регионах лишь за счет мигра­ционного притока молодежи с других территорий.

В наименьшей степени продвинулись по демографическому переходу национальные автономии на юге страны (республики Ингушетия, Дагес­тан, Тыва и др.). В настоящее время здесь максимальна доля людей моложе трудоспособного возраста (свыше 30%), минимальна – в трудо­способном возрасте (менее 55%), а доля пенсионеров – пониженная (10 – 15%). Соответственно и в ближайшие годы здесь следует ожидать довольно высокой рождаемости, низкой смертности и значительного естественного прироста населения. А доля людей в трудоспособном возрасте будет увеличиваться.

Демографическая ситуация в остальных регионах страны, находящихся на промежуточных этапах демографического перехода, связана с сальдо миграций в предыдущие десятилетия. При этом их можно разделить на две группы:

1) в которых наблюдался миграционный приток населения;

2) которые характеризовались оттоком населения.

Регионы нового освоения (Ханты-Мансийский АО, Магаданская область и др.), в которые шел интенсивный приток населения (в основ­ном молодежи), выделяются в настоящее время самой высокой долей людей в трудоспособном возрасте (около 65 –70%) и самой низкой долей пенсионеров (менее 10%). Доля детей чуть выше средней (20 –25%), но их в несколько раз больше, чем людей в пенсионном возрасте. Поэтому рождаемость в таких регионах повышенная, а смертность – понижен­ная. В ближайшие годы в этих регионах, скорее всего, будет наблюдаться естественный прирост населения и стабильная доля людей в трудо­способном возрасте. Но возрастная структура жителей во многих из них может резко измениться из-за интенсивного миграционного оттока населения.

Регионы с длительным оттоком населения (менее урбанизирован­ные регионы Центральной и Северо-Западной России – Псковская, Твер­ская и другие области) имеют самую старую возрастную структуру насе­ления в стране. В них максимальна доля людей старше трудоспособного возраста (до 30% населения), и поэтому самая высокая смертность. Молодежи и трудоспособных жителей меньше среднего – 16 – 18% и 55 – 58% соответственно. Поэтому и в ближайшие годы здесь будет наблюдаться значительная естественная убыль населения, а доля трудо­способного населения будет сокращаться очень быстро, чему поспособ­ствует отток и так немногочисленной молодежи.

В связи с долголетним оттоком сельских жителей в городские посе­ления возрастная структура сельского населения страны является более старой, чем структура городского населения. В итоге доля людей старше трудоспособного возраста на селе больше, и поэтому смертность среди сельских жителей значительно выше. Но рождаемость в сельской мест­ности чуть выше, так как в городских поселениях она очень низка вслед­ствие влияния не только возрастной структуры, но и урбанизации. Поэтому доля детей среди сельского населения больше, чем среди город­ского. Доля населения в трудоспособном возрасте в городских поселени­ях заметно выше (около 63%), чем в сельских (55%).

При этом почти не различается возрастная структура городского и сельского населения в районах нового освоения, где большинство и сельских, и городских жителей являются недавними переселенцами из других районов страны. И наоборот, наибольшие различия имеются в регионах Центральной и Северо-Западной России, где миграционный отток из сельской местности (в том числе и в города этих же регионов) был максимальным. Соответственно городское население разных регио­нов России различается по демографическим показателям и возрастной структуре жителей не очень сильно. То есть урбанизация оказывает «уни­фицирующее» воздействие на демографические показатели. Городские жители разных частей страны характеризуются примерно одинаковыми показателями, сельские жители разных регионов в демографическом отно­шении различаются очень сильно.

Занятость населения – это его вовлечение в народное хозяйство страны. При этом может быть выделено несколько групп (категорий) населения, по-разному охваченных процессом занятости. Самая широ­кая категория – трудовые ресурсы. Это люди, способные трудиться, что определяется в первую очередь возрастом. Так, в России к трудовым ресурсам относятся трудоспособные в трудоспособном возрасте – мужчины от 16 до 60 лет, женщины от 16 до 55 лет, а также работающие пенсионеры и подростки. В трудоспособном возрасте часть населения является нетрудоспособной – инвалиды, льготные (досрочные) пенсио­неры. Эти люди не входят в состав трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы, в свою очередь, состоят из двух категорий людей. Во-первых, это экономически активное население – люди, которые работают в народном хозяйстве страны (занятые) или стремятся найти работу, но не могут этого сделать (безработные). Во-вторых, это экономически неактивное население, состоящее из занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве (то есть не вовлеченные в народное хозяй­ство страны) и учащихся с отрывом от производства (дневных образо­вательных учреждений).

Уровень экономической активности населения России (то есть доля экономически активного населения от численности трудовых ресурсов) довольно высок – около 75%. В развитых странах этот уровень обычно не превышает 70%, а в развивающихся часто находится даже ниже 50%., Данные различия связаны главным образом с вовлечением в народное хозяйство женщин. Так, в России занятыми в народном хозяйстве являются большинство женщин, в развитых странах – около половины, а, в развивающихся странах женщины, как правило, работают только в домашнем и личном подсобном хозяйстве.

Высокий уровень экономической активности в России является наследием советских времен, когда в условиях всеобщего дефицита работников в народное хозяйство стремились вовлечь как можно больше людей, в том числе женщин. Высокий уровень занятости отвлекал жен­щин от воспитания детей и домашних дел, обеспечивал для них повы­шенную трудовую нагрузку и в конечном итоге способствовал быстрому снижению уровня рождаемости и естественного прироста в стране.

Но советский период в сфере занятости населения дал и положи­тельное наследие – высокий уровень образования трудовых ресурсов. В начале XX в. в Российской империи неграмотными были около 70% населения (40% – в городах, 75% – в сельской местности). Люди с выс­шим или средним специальным образованием составляли лишь 0,2% насе­ления страны. В результате осуществления специальных образовательных программ для взрослого населения и полного охвата школьным образованием детей неграмотность на территории современной России удалось практически полностью ликвидировать к началу 50-х годов. Быстро росли и доли лиц с высшим и средним специальным образованием. По данным переписи 2002 г., люди с образованием высшим и неполным высшим составляют 19,3% взрослого населения страны, а люди с образованием начальным и ниже – 7,7%. Между тем уровень образования городского населения по-прежнему заметно выше, чем сельского. Соответственно наиболее высоким уровнем образования в России выделяются самые урбанизиро­ванные регионы – в Москве более трети взрослого населения имеют высшее и неполное высшее образование, а также регионы нового освое­ния, куда в предыдущие десятилетия приезжала молодежь. Самый низ­кий уровень образования среди сельских жителей регионов Централь­ной России, в которых наблюдается самая старая возрастная структура населения, и большинство жителей имеют неполное среднее или началь­ное образование.

Максимальное число занятых в народном хозяйстве на территории современной России наблюдалось в конце 80-х годов, когда оно состав­ляло 75 млн. человек. На протяжении 90-х годов количество занятых сни­зилось на 13 млн. человек, или на 18%. Это значительно меньше, чем сокращение валового внутреннего продукта (которое составило около 40%), что говорит о резком снижении производительности труда в эко­номике России вследствие социально-экономического кризиса.

С течением времени закономерно меняется структура занятости по отраслям и секторам экономики. Эти изменения показаны на рис. 4.2.3

Рис.4.2.3 – Распределение населения России с точки зрения занятости

Источник: Общие данные переписи населения 2002 г. М.: Госкомстат России, 2003.

Так, в начале XX в. в России подавляющее большинство занятых состав­ляли крестьяне, работавшие в первичном секторе экономики (сельском хозяйстве). То есть Россия фактически являлась аграрной, слабо урбанизированной страной. К началу XXI в. доля занятых в сельском хозяйстве сократилась более чем в 5 раз. До 90-х годов увеличивалась доля занятых в отраслях вторичного сектора (индустриальных) – промышленности и строительстве. С 50-х годов эти отрасли доминировали в структуре занятости. Но в 90-х годах доля индустриальных отраслей значительно сократилась. Именно на них пришелся основной объем сокращения общего количества занятых в стране.

Постоянно возрастала доля отраслей непроизводственной сферы (бытового обслуживания, образования, здравоохранения, управления и других отраслей третичного сектора). Если в начале XX в. данная сфера находилась на последнем месте в структуре занятости, то в начале XXI в она вышла на первое место. Рост занятости в непроизводственной сфере соответствует общемировым закономерностям.

В 90-е годы XX в. – в период социально-экономического кризиса и становления рыночных отношений – занятое население России столкнулось со многими специфическими проблемами, которые отсутствовали; в предыдущие десятилетия. В частности, перманентно снижалась реальная (с учетом роста цен) заработная плата, большое распространение получили многомесячные задержки с ее выплатой, на многих предприятиях заработная плата выдавалась не деньгами, а различными товарами.

Наиболее острая проблема в сфере занятости, которая вновь про­явилась в России в 90-е годы – это безработица. Официально она отсут­ствовала с 30-х годов, когда в СССР была закрыта последняя биржа труда. Хотя фактически скрытая безработица существовала и в советский период. Многие предприятия «на всякий случай» содержали избыточное количе­ство работников, без которых могли бы обойтись при эффективной орга­низации труда.

Существованию такой ситуации способствовала заниженная оплата труда в СССР, когда предприятия не были заинтересованы в повышении производительности труда и минимизации количества занятых, так как это требует значительных затрат (и очень большая часть работ выполнялась вручную). Одновременно люди не стремились занять низкооплачиваемые рабочие места с плохими условиями труда, что порождало дефицит кад­ров. Все это прикрывалось идеологическим лозунгом обеспечения полной занятости населения в противовес «капиталистической» безработице. Вновь регистрация безработных, то есть людей, не имеющих работы, но желающих трудиться и готовых приступить к работе в ближайшее время, началась государственной службой занятости в 1991 г. Максимальный уровень безработицы (доля безработных от численности экономически активного населения), зарегистрированный этой организацией, наблю­дался в начале 1996 г., когда он составлял 3,8%. К 2003 г. уровень зареги­стрированной безработицы в России снизился до 1,3%.

На практике не все безработные обращаются в государственную службу занятости с целью трудоустройства. Многие из них предпочитают искать работу самостоятельно, через знакомых, через негосударствен­ные агентства по трудоустройству и другими способами. Поэтому Госу­дарственным комитетом по статистике с помощью опросов населения выясняется также уровень общей безработицы. Определение этого уровня соответствует международным стандартам (рекомендациям Международ­ной организации труда – МОТ).

Максимальное значение общего уровня безработицы в России отме­чено в начале 1999 г. (после финансового кризиса в августе 1998 г.), когда он составлял 14%. К началу 2003 г. уровень общей безработицы снизил­ся до 7,5%, что связывается с оживлением экономики страны. При этом по международным стандартам высоким считается уровень безработицы выше 10%. Дифференциация уровня безработицы по территории России зависит в первую очередь от демографической ситуации и от отраслевой структуры хозяйства. В общем случае можно выделить два типа регио­нов с повышенным уровнем безработицы и два типа – с пониженным.

Во-первых, повышенный уровень безработицы наблюдается в регио­нах с высоким естественным приростом населениями аграрным перенасе­лением. Это национальные республики на юге страны (Ингушетия, Дагестан, Калмыкия и др.). В таких регионах в трудоспособный возраст постоянно вступает большое количество молодежи, для которой требу­ются новые рабочие места. Но возможности экономики (в которой преоб­ладает сельское хозяйство, использующее ограниченные земельные ресурсы) сфере трудоустройства населения исчерпаны. Поэтому безра­ботных много, и это в основном молодежь. Напряженная ситуация с заня­тостью способствует развитию социальных конфликтов, росту преступ­ности. В обозримой перспективе решить проблему можно только за счет выезда части населения в другие регионы станы. Самым высоким уров­нем безработицы из таких регионов выделяется Республика Ингушетия – свыше 50% в отдельные годы.

Во-вторых, повышенный уровень безработицы наблюдается в наи­более депрессивных регионах, таких, где в структуре хозяйства преобла­дают наиболее кризисные отрасли – легкая и оборонная промышленность (Ивановская, Псковская, Владимирская и другие области Центральной России). В таких регионах в связи с сильным падением производства прошли массовые сокращения работников в основном предпенсионного возраста. Уровень безработицы достигал 30%. Для решения проблемы необходимы развитие в депрессивных регионах новых производств и переподготовка безработных. Но возможно и разрешение ситуации без специальных мер, так как большинство безработных скоро перейдут (или уже перешли) в категорию пенсионеров.

Пониженный уровень безработицы наблюдается, в регионах:

1) с преобладанием в структуре хозяйства нефтяной, газовой промыш­ленности и металлургии, спад производства в которых относительно невелик (Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Саха (Якутия) и др.);

2) с развитием рыночных структур, которые постоянно создают большое количество новых рабочих мест (Москва, Санкт-Петербург и др.).

В обоих случаях уровень безработицы не превышает 4 – 5% и безрабо­тица, как правило, является структурной, то есть свободных рабочих мест больше, чем безработных, но они не подходят друг другу по характерис­тикам. Такая ситуация на рынке труда встречается довольно часто, потому что такой рынок – это соотношение быстро меняющихся спроса на рабочую силу со стороны работодателей и ее предложения со стороны экономически активного населения. В конечном итоге во многих регио­нах с пониженным уровнем безработицы существует абсолютный дефи­цит рабочей силы. Для его ликвидации привлекаются временные работники из регионов России с повышенной безработицей и даже из сосед­них стран (Украины, Белоруссии, закавказских государств и др.). В перспективе по мере экономического роста все более острой проблемой в Рос­сии будет становиться именно дефицит рабочих рук, а не безработица.

Соседние файлы в папке Курс лекций