Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
DIPLOM.docx
Скачиваний:
52
Добавлен:
07.06.2015
Размер:
130.36 Кб
Скачать

1.4 Психо – эмоциональная составляющая после функциональных нарушений опорно – двигательного аппарата.

Исследованиями ряда авторов доказано, что ампутация конечностей, особенно в молодом и среднем возрасте, является причиной развития выраженного стресса, признаки которого сохраняются весьма длительный период после травмы, ампутации и протезирования. (Виноградов В.И с соавт.,1986; Белоглазов М.Э.,1992; Ракитин В.А с соавт., 1997; Черемных А.Д., 1998; Курдыбайло С.Ф., Малышев А.И., 2001, 2004).

Длительный стресс способствует активизации деятельности коры головного мозга, т.е. нейрогуморальным путем оказывает генерализованное влияние на состояние периферических вегетативных функций (Евсеев С.П.; Курдыбайло С.Ф., 2010).

Результаты множества экспериментальных исследований свидетельствуют об интегральном ответе нейрогуморальной, гормональной и вегетативной систем на стрессорное воздействие. Другими словами, при длительном стрессе в реакцию вовлекаются все функциональные системы, обеспечивающие формирование адаптационно- компенсаторных реакций организма. Известно, что длительное напряжение механизмов адаптации ведёт к нарушению саморегуляции основных физиологических систем организма и может явится фактором развития различных заболеваний психонейрогенного и соматического характера.

Так, интенсивные эмоциональные переживания являются одной из причин развития вегетососудистых нарушений, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, стенокардии, болезни Рейно (Судаков К.В. 1973).

В процессе коррекции стресса инвалидов после ампутации конечностей необходимо решать ряд задач, постановка которых обусловлена наличием биологического, психологического (эмоционального) и социального (поведенческого) компонентов стресса. Учитывается психоэмоциональное состояние, уровень ампутационного дефекта, степень сохранности двигательных функций, функциональные и адаптационно – компенсаторные возможности организма, уровень физической подготовленности инвалидов (Евсеев С.П.; Курдыбайло С.Ф.,2010).

Развитие стресса у инвалидов в период подготовки к первичному протезированию во многом обусловлено именно ампутацией конечности, а не её причиной. Это подтверждается одновременным повышением содержания кортизола в крови в группах инвалидов после ампутации, проведенных вследствие облитерирующих заболеваний артерий и различных травм ( Белоглазов М.Э.,1992).

Освоение лечебно – тренировочных протезов также сопровождается активизацией глюкокортикоидной активности надпочечников и повышением содержания кортизола в крови. Таким образом, обучение ходьбе на протезах тоже стресс – фактор, оказывающий влияние на параметры гомеостаза и функциональное состояние организма (Евсеев С.П.; Курдыбайло С.Ф.,2010).

Выраженный стресс вызывает снижение адаптационно – компенсаторных возможностей организма, что наблюдаются у 65,4% первично протезируемых инвалидов и у 44,4% инвалидов, длительно пользующихся протезно – ортопедическими изделиями нижних конечностей (Курдыбайло С.Ф;Малышев А.И., 2004). Нарушения адаптационно – компенсаторных реакций выражаются в преобладающем влиянии симпатического отдела вегетативной нервной системы, высокой централизацией управления сердечным ритмом и активности адренергических механизмов. При таком состоянии синусовый узел может обеспечить лишь устойчивый ригидный ритм, что служит признаком напряжения адаптационной деятельности организма и свидетельствуют о возможности изменений на метаболическом и структурном уровне его функционирования. ( Малышев А. И., 2002)

После оперативного вмешательства у большинства инвалидов наблюдается низкий уровень социально – психологической адаптации. В первые дни после операции отмечаются эмоциональное напряжение, подавленность, отчаяние. По некоторым данным у 95% инвалидов реакция на ампутацию конечностей выражается в форме невроза (Криничанский А.В., 1977). Ранний послеоперационный период характеризуется развитием депрессии, формированием антивитальных тенденций, которые в последствии трансформируются в суицидальные намерения и страх. У 84% инвалидов страх имеет конкретно-направленной характер, т. е. связан непосредственно с неприятными соматическими ощущениями . У 81% проявление страха не связано с реальной опасностью, а вызвано возможной неудачей в жизни и сложностью социальной адаптации (Михайлова Т. Р., 1977).

Для инвалидов с относительно малыми сроками, прошедшими с момента ампутации, характерно состояние выраженного эмоционального стресса. В первую очередь – повышение личностной тревожности, которая является отражением комплекса когнитивных, аффективных и проведенческих реакций инвалида. Высокий уровень личностной тревожности, как правило, свидетельствует о наличии внутреннего конфликта и психоэмоционального перенапряжения. Для этих лиц свойственно чрезмерное беспокойство, нервозность, беспорядочная активность, им приходится прикладывать немалые усилия, чтобы не потерять контроль над собой. Помимо этого, эмоциональный стресс проявляется в снижении субъективных ощущений, в частности самочувствия, активности и настроения. Нередко отсутствует желание заниматься каким – либо видом деятельности и заинтересованность ее результатами. Основные черты настроения – подавленность и раздражительность, недовольство действиями окружающих, пессимистичный взгляд на происходящие события.

Осознание и переоценка комплекса социальных и биологических последствий инвалидности вследствие утраты конечности приводит к изменению системы ценностей. Нередко у инвалидов начинают преобладать ценности, связанные с удовлетворением биологических потребностей. (Евсеев С.П.; Курдыбайло С.Ф.,2010).