Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
психика в филогенезе.doc
Скачиваний:
55
Добавлен:
06.06.2015
Размер:
222.21 Кб
Скачать

Межполушарная асимметрия. Проблема расщепленного мозга.

Передний мозг состоит из двух полушарий. На первый взгляд, они похожи как братья-близнецы. Каждая половина имеет собственные проекционные сенсорные и моторные зоны. Долгое время считали, что полушария как бы «дублируют друг друга». Причем главенствующая роль приписывалась левому полушарию. Однако на сегодняшний день господствует точка зрения о специфических функциях левого и правого полушарий.

Правое и левое полушарие соединяются мозолистым телом – мощным пучком проводящих волокон. Исследования Р.Сперри и М.Геззениги показали, что при рассечении мозолистого тела, которое еще недавно практиковалось для лечения ряда нарушений, например, эпилепсии, происходят необычные вещи.

Если поместить некоторый предмет в левое поле зрения или вложить его в левую руку испытуемого с рассеченным мозолистым телом (в этом случае информация поступает только в правое полушарие), он не может сказать, что именно он держит или видит. Может быть, он не узнает предмет? Однако, если дать испытуемому подержать предмет в левой руке некоторое время, а потом положить его в мешок и попросить найти именно тот предмет, который уже побывал в его руке, он безошибочно выполнит задачу. Более того, если дать такому человеку подержать в левой руке крупные карманные часы (которые он, как мы знаем, не сможет назвать), а потом протянуть мешок, где среди прочих предметов будут наручные часы, он вынет именно их. Т.о., правое полушарие мозга не может нормально пользоваться речью, но запоминает информацию и даже образует понятия («часы»), т.е. мыслит.

Особые функции правого полушария становятся очевидными, если поменять процедуру так, чтобы информация поступала только в изолированное левое полушарие мозга. При таком условии левое полушарие не справляется с заданиями на пространственное и «ручное» мышление. Например, не удается правой рукой построить фигурку из кубиков и сложить по предложенной схеме лист бумаги. Самое интересное, что у животных подобных эффектов при расщеплении мозга не наблюдается.

Т.о., люди располагают как бы ни одним мозгом, а двумя. Каждый из них в принципе достаточен для первичной ориентации во внешнем мире. Данные свидетельствуют о том, что левое полушарие активно при решении вербальных или символических, а правое – при решении пространственных и образных задач. Однако по-настоящему эффективная работа мозга возможна лишь при совместной работе обоих полушарий.

Измененные состояния сознания.

Функция сознания заключается в отражении целостной картины мира и очень важно, чтобы это отражение было адекватно реальности. Однако существует ряд особых состояний сознания, когда восприятие реальности искажено. В последние годы интерес к таким измененным состояниям сознания заметно возрос.

Сон.

Сон является одним из самых распространенных измененных состояний сознаний. Сон – это неоднородное состояние. Выделяют две стадии сна: медленноволновой сон и быстроволновой (парадоксальный) сон. Данные названия связаны с тем, что мозг на разных стадиях сна генерирует различные паттерны электрической активности, фиксируемые с помощью ЭЭГ. Медленноволновой сон характеризуется замедлением сердечного ритма и дыхания, расслаблением мускулатуры, снижением артериального давления и темпа обменных процессов в организме. Другими словами, налицо все признаки того, что организм «отдыхает». При медленноволновом сне амплитуда колебаний на ЭЭГ максимальна, волны длинные, медленные. Частота волн во времы медленноволнового сна колеблется в пределах 0,5-7 Гц. Современная наука склонна рассматривать стадию медленноволнового сна как время физического восстановления организма. Тяжелая физическая нагрузка приводит к увеличению продолжительности этой стадии сна.

Одним из ярких расстройств медленноволнового сна является лунатизм или сомнамбулизм (от лат. Смнус – сон и амбула - бродить). Сомнамбулизм проявляется в выполнении вовремя сна бессознательных, но внешне упорядоченных действий, о которых человек не может вспомнить после пробуждения. Так, лунатик (древние связывали это расстройство с пагубным влиянием ночного светила) может ходить по комнате, переставлять предметы и т.д. При сомнамбулизме сон носит как бы частичный характер, когда торможение захватывает только часть коры головного мозга, оставляя в неприкосновенности двигательные зоны. В нормальном случае медленноволновой сон продолжается непрерывно около полутора часов. Затем следует переход к быстроволновому сну. Факт наличия быстроволнового сна был открыт в 1953 году Ю.Азеринским и Н.Клейтманом. Быстороволновой сон продолжается всего несколько минут, после чего происходит возвращение к медленноволновой стадии. В течение ночи человек переживает несколько периодов быстроволнового сна, причем каждый последующий длиннее предыдущего (при 8-часовом сне данная фаза перед пробуждением может достигать 45 минут). Быстроволновой сон сопровождается учащением пульса и дыхания, артериальное давление повышается, обмен веществ становится более интенсивным, а глаза совершают характерные быстрые движения. ЭЭГ в это время фиксирует быстрые колебания с небольшой амплитудой, схожие с состоянием бодрствования. Частота волн во время быстроволнового сна колеблется в пределах 13-26 Гц. Быстроволновой сон – это сон со сновидениями. Скорее всего, основная функция быстроволнового сна заключается в активной переработке полученной за день информации.

Гипноз.

Другой известной формой измененного состояния сознания является гипноз. Психические явления, обозначаемые термином «гипноз», очень разнообразны и известны с давних времен. Многие ритуалы шаманов и колдунов основывались на введении окружающих в состояние транса (или, что по сути то же самое, гипноза). И сегодня мы можем увидеть сеансы массового гипноза, которые даются публично в переполненных залах. Загипнотизированный человек всегда удивляет присутствующих своим необычным поведением. Он выполняет, казалось бы, абсурдные команды гипнотизера: или вдруг впадает в глубокий сон, или увлеченно «собирает цветы с клумбы» (а на самом деле с пустой сцены) и с явным удовольствием нюхает отсутствующий в его руках букет. Человеку, находящемуся в гипнотическом трансе, можно также задать «постгипнотическое внушение», которое будет выполнено уже после выхода из гипноза, например, в солнечный день открыть зонт и выйти с ним на балкон. Напомним, что случай с зонтом относится к классическим экспериментам З.Фрейда, который использовал опыты с гипнозом для демонстрации своим оппонентам факта существования бессознательной психики, которая определяет наше поведение «вне контроля сознания».

Характерной чертой гипнотического транса является то, что возвращаясь в обычное состояние, человек абсолютно не помнит, что с ним происходило всего несколько минут назад. Этот феномен спонтанного забывания своих действий после глубокого транса назван постгипнотической амнезией, и его появление служит для специалистов показателем того, что испытуемый не притворялся, подыгрывая гипнотезеру, а действительно пребывал в измененном состоянии сознания.

Интересно, что при многократном участии в сеансах гипнотический опыт «суммируется»: входя в очередной транс, человек вспоминает прошлые эксперименты и образуется как бы «единая линия жизни в гипнозе» («гипнотическое сознание»), не пересекающаяся с обычным сознанием. Этот же механизм раздельного функционирования отдельных частей сознания (со своей чувственной тканью, системой значений и смыслов) проявляется иногда во сне (повторение снов и их «досматривание» в следующую ночь), а также при приемах психоактивных средств (наркотиков, алкоголя).

Спектр внешних проявлений гипнотических состояний весьма противоречив – от пассивного сна до активной творческой деятельности. Все зависит от методов введения в транс и конкретных инструкций, поступающих от гипнотизера.

Если гипнотизация производится монотонными слабыми раздражителями (качающийся маятник, мелькание световых вспышек, равномерные убаюкивающие звуки) или дается прямая команда «спать», то внешне загипнотизированный выглядит как действительно спящий, правда, с одним отличием – он сохраняет «раппорт» (активный участок коры головного мозга, обеспечивающий возможность реагирования на слова гипнотизера). Именно поэтому известный физиолог И.П.Павлов предложил свою теорию гипноза как «частичного сна». Взгляд на гипноз как на частичный сон достаточно распространен. С этой точки зрения все вызываемые в гипнозе феномены объясняются ничем иным, как необычным сочетанием обычных психофизиологических механизмов. А отличие гипноза от естественного сна состоит в том, что если механизмы сна запускаются врожденной, генетической программой, то гипноз вызывается специальной искусственной программой, формируемой другим человеком или путем самопрограммирования (так называемый самогипноз). Кстати, представление о гипнозе как об «охранительном торможении» в нервной системе, имеющем адаптационную функцию, позволили увидеть эволюционное сходство гипнотического состояния человека с «гипнозом» животных – состоянием, возникающим при резком изменении окружающей среды под воздействием сверхсильных и опасных раздражителей, когда нужно немедленно заблокировать активность (вспомним то состояние оцепенения, в которое впадает кролик при виде удава, или курица, которую перевернули вниз головой).

Однако при иной организации гипнотического сеанса человек может демонстрировать достижения, существенно превосходящие те, что доступны ему в обычном состоянии сознания, например: актуализировать давно утраченные воспоминания и двигательные программы – вплоть до точного воспроизведения детского почерка и схем мышления, легко заучивать большие объемы информации, осваивать иностранный язык, рисовать писать стихи, играть в шахматы. В связи с этим стали развиваться представления о возможности создания с помощью гипноза таких состояний сознания, в которых открывается доступ к резервам человеческой психики (М.Гримак) и развитию новых творческих способностей (В.Л.Райков). Методика «внушения образа другой личности», широко применяемая в работах В.Райкова, показала, что творческие результаты повышаются не только во время самого сеанса, но и за счет эффекта гипнотического последействия (сохранение высокой мотивации) происходит дальнейшее развитие способностей уже без применения гипноза.

Формы активного гипноза как особого состояния измененного самосознания (но не сна) нашли свое объяснение в теориях диссоциации, которые развиваются в психологической и физиологической версиях.

В психологической версии речь идет о диссоциации сознательных и бессознательных процессов (Й.Брейер, З.Фрейд) или отдельных частей сознания (П.Жане). Специфика гипнотического состояния состоит в диссоциации планирующей, исполнительной и контролирующей составляющей поведения, отсутствии сознательной саморегуляции. «Я» субъекта как бы временно исчезает, и эти функции переходят к гипнотизеру. При наблюдении сеанса гипнотизера со стороны может возникнуть впечатление, что человек превращается в робота, который находится в полном подчинении и автоматически выполняет любую команду. Однако долгая история экспериментов в этой области (В.М.Бехтерев, К.И.Платонов, Л.Черток, В.Л.Райков и др.) показывает, что это не так. Испытуемому нельзя внушить такие действия, которые он не при каких обстоятельствах не совершил бы в обычном состоянии (например, украдите кошелек у женщины, а потом подойдите и ударьте мужчину), но можно так преподнести смысл требуемых действий, что они обойдут цензуру, не вызовут нравственного сопротивления и будут выполнены (ударьте этого мужчину, он – грабитель и хочет украсть у женщины кошелек, а пока лучше возьмите кошелек себе и спрячьте его»).

В терминах диссоциации легко объясним еще один интересный гипнотический феномен – негативные галлюцинации. Если испытуемый получает инструкцию «не видеть красные предметы», то действительно все, что имеет красный цвет, перестает осознаваться, однако неосознаваемые формы отражения этих предметов тем не менее остаются и регулируют поведение – на красные стулья человек не натыкается, он строит маршрут своего движения так, чтобы они не попались на пути. Следовательно, и в ситуации гипнотического внушения вся поступающая информация анализируется, но либо минуя уровень сознания, либо в иной категориальной и смысловой системе, определяющей суть изменения сознания.

В физиологическом плане диссоциация трактуется как рассогласование типичных, сложившихся систем организации активности нервной системы. Так, при внушении образа другой личности (Вы Репин, Илья Ефимович Репин, известный художник. Рисуйте.) происходит переструктурирование самосознания: вместо собственного «Я» начинает функционировать гипнотическое самосознание, основанное на той информации, которая есть у испытуемого о художнике Репине. При этом на фоне общего возрастания активности всех зон коры мозга ЭЭГ показывает развитие сверхмедленных волн в правой лобной доле, что свидетельствует об «отключении» собственного самосознания. Приведем еще один пример из исследований В.Л.Райкова: при внушении взрослому человеку состояния новорожденности «оживляется» рефлекс «плавания глаз» (гипнотически снимаются программы синхронизации и координации движения глазных яблок, которые формируются в самом раннем детстве и произвольно не управляемы).

Т.о., гипноз представляет собой особое состояние сознания, которое характеризуется диссоциацией в работе отдельных психических подструктур и обеспечивающих их физиологических процессов.