Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
истэк.docx
Скачиваний:
27
Добавлен:
02.06.2015
Размер:
62.64 Кб
Скачать

Критика капитализма и экономическая теория Карла Маркса

1. Социалистическая реакция на либерализм. «Манифест Коммунистической партии».

2. «Капитал» и трудовая теория стоимости.

3. Теория капитала и прибавочной стоимости.

4. Проблема средней нормы прибыли и «превращенные формы».

5. Общественное воспроизводство по Марксу.

6. Умирает ли капитализм?

В то время как экономический либерализм перетекал из теории в политику, где одерживал одну победу за другой, в теории уже набирала силу реакция в виде социалистических идей.

Родиной современного социализма можно считать Францию, хотя подобные идеи рождались и прежде по всей Европе.

Достаточно лишь назвать такие имена как Клод Анри Сен-Симон (1760-1825) и Шарль Фурье (1772-1837). О них: Гловели (8.2, 8.3).

Очень любопытна одна из многочисленных коммунистических утопий (дословно с греческого «не-место») Этьена Кабэ (1788-1856), которая называлась «Путешествие в Икарию» (1842).

В ней он едва ли не буквально угадал черты будущего «реального социализма».

«В стране Икарии полное и абсолютное народовластие. Совершенно свободно народ избирает представительный орган и вручает ему неограниченную власть от своего — народа — имени. Это представительное собрание целиком и полностью управляет всем народным хозяйством во всех деталях.

На все вопросы имеются законы и инструкции. Государство управляет и всей научной, культурной и духовной жизнью людей. Вся прежняя литература (где можно вычитать иные жизненные принципы) немедленно сжигается, а новые сочинения вообще запрещены.  

В стране Кабэ имеется лишь одна центральная газета — «Народная Газета» (характерно, что название центральной газеты китайских коммунистов "Женьминь-жибао" переводится именно так: "Ежедневная народная газета«).. Местные газеты могут только перепечатывать материалы из официоза. Свобода печати объявлена устаревшей для общества нового типа.

Впрочем, как и свобода выбора профессии и свобода приложения своего труда.»

Говоря о французском социализме нельзя пройти мимо и такой фигуры как Пьер Жозеф Прудон (1809-1865).

Он книгу "Что такое собственность?" (1840) и сам же и ответил на этот вопрос: "Собственность — это кража".

Прудон сам называл себя анархистом и, в сущности, был таковым.

Отрицавший ценность централизованной власти, даже представительной.

Демократию, основанную на законе большинства, Прудон считал организованным насилием немногих над остальными. Идеалом Прудона было государство анархии, т.е, отсутствие центральной власти и местная самоорганизация населения.

Социалист-государственник Луи Блан (1811-1882) отстаивал противоположную модель социализма. «Не забрать в свои руки власть как орудие — значит встретить ее как препятствие», — писал он. Блан настаивал, что наилучший вариант — это диктатура просвещенной группы населения.

В плане социалистической реакции на бурное развитие рыночной экономики Англия отставала ненамного.

Роберт Оуэн (1771-1858). Социалист-практик. Поставил Социалистический эксперимент в Нью-Ланарке.

Социальная инженерия.Подробнее о нем: Гловели (8.1).

Социалисты-рикардианцы.

Непосредственные предшественники экономического учения Маркса («Пролетарские противники политической экономии», как назвал их сам Маркс).

Уильям Томпсон (1785-1833), Томас Годскин (1787-1869), Джон Грей (1798-1850), Джон Брей (1809-1895).

Для них характерной была опора на противоречие трудовой теории стоимости Рикардо. По Рикардо выходило, что капитал – это накопленный труд. Но если строго придерживаться трудовой теории стоимости, то он мог взяться только из того факта, что капиталисты «недоплачивают» наемным рабочим: ведь если бы они выплачивали им «полный продукт труда», то неоткуда было бы взяться прибыли, а, следовательно, и не из чего накапливать капитал.

Например, по Годскину («Защита труда против притязаний капитала», 1825) выходило, что присвоение капиталистом прибыли есть нарушение права рабочих на полный продукт труда Þ капиталисты нарушают закон трудовой стоимости. Однако что это за «закон», который можно нарушать? Ведь к тому времени уже сложилось представление о подобии экономических законов законам природы.

Далее мы увидим, как Маркс «выпутался» из этого противоречия.

В тоже время английские социалисты-рикардианцы не были сторонниками радикального социального переворота; они, как правило, предлагали реформирование в духе эксперимента Оуэна (что-то вроде «кооперативного социализма») и в форме организации рабочих союзов (профсоюзов).

Отметим то общее, что было свойственно социалистам – предшестшественникам Маркса:

1. Деление общества на классы не по признаку источника дохода (как у Смита), а по признаку наличия собственности: на обладающих ею капиталистов (владельцев капитала) и лишенных ею пролетариев (латинское слово «proletariat» означает «неимущие»).

2. Идея ограбления (в той или иной форме) вторых первыми Þ несправедливости современного им общества.

3. Планы радикального переустройства общественного порядка.

Молодой юрист (только что получивший степень доктора философии в Йенском университете) переезжает в Париж в 1843 г. из-за невозможности издавать газету в Германии по цензурным соображениям. Здесь он знакомится с социалистами и революционерами (в том числе с Прудоном и русским анархистом Михаилом Бакуниным) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895). Нетрудно догадаться, что звали этого молодого юриста – Карл Маркс (1818-1883).

Маркс получил образование в Берлинском университете, где в том время «царствовала» философия Гегеля.(Георг Вильгель Фридрих Гегель – немецкий философ, 1770-1831).Маркс даже примкнул к кружку «младогегельянцев», которые пытались придать философии Гегеля в целом очень несвойственное ей революционное звучание. Вскоре Маркс идейно разошелся с младогегельянцами, но на всю жизнь сохранил свойственный Гегелю крайне тяжелый стиль изложения).

В 1848 г. Маркс и Энгельс пишут для «Союза коммунистов» (организации революционеров, в которой они сами принимали самое активное участие) программный документ, который приобрел всемирную славу – знаменитый «Манифест коммунистической партии».

«Манифест» — это блестяще написанная, заряженная революционной энергией пропагандистская брошюра. Едва ли не единственной собственной идеей авторов «Манифеста» был лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

С теоретической точки зрения это произведение представляло собой смесь идей французских социалистов и левых рикардианцев. С их произведениями последних Маркс отчасти познакомился в Париже и Брюсселе — не без помощи Энгельса, который часто бывал в Англии по делам своего отца-фабриканта, хорошо знал английский язык и английскую социальную публицистику.

«Манифест» содержит всю теорию марксизма «в свернутом виде». Глядя назад с исторической дистанции, можно заметить, что названное произведение представляет выводы, к которым приводит теория Маркса— Энгельса, та теория, которая развита в их позднейших работа. «Манифест» дает сводку основных результатов теоретического марксизма, которого еще, по сути, не существовало.

В наибольшей степени это относится к главному тезису «Манифеста» — положению об эксплуатации труда капиталом. Можно утверждать, что книга «Капитал» была задумана и писалась с единственной целью — доказать наличие «капиталистической эксплуатации».

Однако труд всей своей жизни – «Капитал» – Маркс пишет уже в эмиграции в Лондоне, куда он вынужденно уехал из Парижа в 1849 г. Ирония истории заключается в том, что «самый страшный снаряд, который когда-либо был пущен в голову буржуа» (как охарактеризовал «Капитал» сам Маркс) был «выкован» за счет фабриканта Энгельса.

В Англии Маркс глубоко погружается в изучение созданной до него экономической теории (работает в знаменитой библиотеке Британского музея). В 1867 г. появляется первый том «Капитала», который имеет подзаголовок «Критика политической экономии».

Сразу надо оговорить, что только I том «Капитала» был написан и отредактирован самим Марксом. II и III тома «Капитала» были подготовлены к печати Энгельсом на основе черновиков Маркса. Они вышли уже после смерти Маркса.

«Капитал» должен был стать научным обоснованием революционных идей и лозунгов «Манифеста Коммунистической партии».

Революционные выводы вытекали из того, что эксплуатация труда лежит в самой природе капиталистического уклада хозяйства. Если это так, если она лежит в природе данного экономического строя, значит, чтобы покончить с эксплуатацией, нужно менять строй.

Как это доказать?

Единственным выходом было попытаться самому состыковать то, что не вышло у Рикардо. Здесь перед Марксом и открылись широкие возможности сказать свое слово в науке. Таким образом, то оригинальное, что появилось у Маркса, относится не к основополагающим идеям, а к тому способу, каким он пытался построить непротиворечивую теорию эксплуатации труда.