Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Розенберг М.Г.Исковая давность в международном коммерческом обороте. Практика применения. Статут . 1999. 144c..rtf
Скачиваний:
98
Добавлен:
22.08.2013
Размер:
541.24 Кб
Скачать

Раздел III. Применение норм российского права

В российской доктрине и практике общепринятым является подход, в силу которого нормы российского права по вопросам исковой давности являются материально-правовыми и соответственно подлежат применению как в случае, когда российское право избрано сторонами в качестве права договора, так и в случае, когда при отсутствии соглашения сторон оно признается применимым в силу коллизионной нормы. Встречающееся мнение, согласно которому адресованные суду нормы, содержащиеся в российском гражданском законодательстве, должны признаваться гражданско-процессуальными, на законе не основано. Как известно, целью норм гражданского процесса является регламентация порядка ведения процесса, а не определения отношений сторон по существу.

Применительно к разрешению споров с участием иностранцев квалификация норм об исковой давности в качестве гражданско-процессуальных привела бы к следующим серьезным последствиям. Во-первых, в силу ст. 19 (п. 2) Закона РФ от 7 июля 1993 г. "О международном коммерческом арбитраже" такие нормы не являлись бы обязательными для МКАС и других третейских судов в России, выполняющих функции международного коммерческого арбитража, поскольку гражданско-процессуальное законодательство России к разбирательству в международном коммерческом арбитраже не применяется. Во-вторых, существенно ограничилась бы сфера применения иностранного права российскими государственными судами, поскольку при отсылке к иностранному праву российские государственные суды тем не менее должны были бы применять эти нормы, а не соответствующие нормы иностранного законодательства, учитывая, что иностранный закон не подлежит применению по тем вопросам, которые по российскому законодательству считаются процессуальными. В-третьих, при разрешении споров в иностранных судах (в том числе третейских) с применением российского права эти нормы по общему правилу также не применялись бы иностранными судами, поскольку в науке и практике международного частного права исходят из того, что по общему правилу отсылка к праву иностранного государства понимается как отсылка к нормам материального, а не процессуального права. В гражданских процессуальных вопросах суд, рассматривая дела с иностранным элементом, в принципе применяет только право своей страны.

Ниже излагаются содержание, порядок и практика применения норм российского гражданского законодательства по вопросам исковой давности.

Понятие исковой давности

Исковая давность - это не срок, в течение которого заинтересованное лицо может обратиться в суд за защитой своего права. Обращаться в суд можно и по истечении срока исковой давности (п. 1 ст. 199 ГК РФ). Истечение срока исковой давности не влечет за собой и погашения самого права. Поэтому должник не вправе требовать обратно добровольно исполненное после истечения давности (ст. 206). Исковая давность является сроком, при соблюдении которого суд общей юрисдикции, государственный арбитражный суд или третейский суд в случае обращения к ним с иском обязаны предоставить защиту лицу, право которого нарушено. Пропуск же срока, если об этом заявила заинтересованная сторона, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199).

Исковую давность следует отличать от приобретательной давности, пресекательных (преклюзивных) сроков и претензионных сроков.

Приобретательная давность - это срок, по истечении которого при определенных в законе условиях приобретается право собственности (ст. 234). Применение приобретательной давности (исчисление ее срока) при истребовании имущества законом (п. 4 ст. 234) прямо увязывается с истечением срока исковой давности по соответствующим требованиям. На это особо обращено внимание в п. 17 Постановления N 8 Пленума ВАС от 25 февраля 1998 г. "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" <*>, а также в Обзоре практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав <**>.

--------------------------------

<*> См.: Вестник ВАС. 1998. N 10. С. 19.

<**> См.: Вестник ВАС. 1997. N 7. С. 93 - 94.

Пресекательный (преклюзивный) срок - это срок, по истечении которого погашается само право требования. По его истечении нельзя путем обращения в суд получить защиту нарушенного права. В ГК РФ такого рода сроки предусмотрены применительно к искам кредиторов к поручителю (п. 4 ст. 367) (см. по этому вопросу: Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Гражданского кодекса Российской Федерации о поручительстве <1>). Аналогичен характер срока представления бенефициаром требования к гаранту по банковской гарантии (п. 2 ст. 374), а также участника долевой собственности по требованиям о переводе на него прав и обязанностей покупателя, когда продажа доли в праве общей собственности была осуществлена с нарушением преимущественного права покупки (п. 3 ст. 250). Пресекательный характер трехмесячного срока для предъявления таких требований отмечен в п. 20 указанного выше Постановления Пленума ВАС РФ N 8 от 25 февраля 1998 г. <2>. Пресекательные сроки установлены и в Положении о переводном и простом векселе <3> (См.: Обзор практики разрешения споров, связанных с использованием векселя в хозяйственном обороте <4>).

--------------------------------

<1> См.: Вестник ВАС. 1998. N 3. С. 94 - 95.

<2> См.: Вестник ВАС. 1998. N 10. С. 20.

<3> См.: СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1238.

<4> См.: Вестник ВАС. 1997. N 10. С. 76 - 77.

Претензионные сроки - это сроки, предусмотренные законом или договором, для предъявления к обязанному лицу требования в досудебном порядке. ГК РФ (п. 1 ст. 797) предусмотрено, что такие сроки по требованиям к перевозчикам, вытекающим из перевозки грузов, устанавливаются соответствующим транспортным уставом или кодексом. Такие сроки установлены, в частности, Воздушным кодексом РФ (ст. 126), Транспортным уставом железных дорог РФ (ст. 139) и Кодексом торгового мореплавания РФ (ст. 406). Согласно АПК (п. 3 ст. 4) спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения претензионного порядка, если он установлен федеральным законом или предусмотрен договором. В практике арбитражных судов исходят из того, что для принятия иска к рассмотрению, когда претензионный порядок предусмотрен договором, достаточно факта направления претензии. Несоблюдение претензионного срока само по себе не влечет отказа в принятии иска к рассмотрению.

От претензионных сроков следует отличать предусмотренные законом или договором сроки для уведомления об обнаруженном несоответствии товара, переданного по договору купли-продажи (п. 1 ст. 483 ГК РФ). Последствия его несоблюдения установлены законом (п. п. 2 и 3 этой же статьи). Также иной юридический характер имеет гарантийный срок (по купле-продаже см., в частности, ст. ст. 470, 471, 477 ГК РФ).

Специальные сроки предъявления требований установлены Законом о защите прав потребителей.

Между тем в ряде статей ГК РФ (см. напр.: п. п. 1 и 2 ст. 181, п. 3 ст. 885, ст. 966) предусмотрено, что в них установлен срок, "в течение которого иск может быть предъявлен". В заголовках к ст. ст. 181 и 966 указано, что в этих статьях содержатся предписания о сроках исковой давности. Применительно к п. 2 ст. 181 из Вводного закона к части первой ГК РФ (ч. 2 ст. 10) прямо вытекает, что имеется в виду срок исковой давности (как он понимается в ГК РФ), а не пресекательный срок, влекущий за собой утрату права на иск. Что касается п. 3 ст. 885, то в нем содержатся неодинаковые формулировки применительно к иску чекодержателя и к регрессным требованиям по искам обязанных лиц друг к другу. В отношении последних предусмотрено, что такие регрессные требования погашаются с истечением установленного срока (примененная в данном случае формулировка дает основания для вывода, что законом установлен не срок исковой давности, а пресекательный срок). Но представляется алогичным установление неодинаковых правовых последствий пропуска срока предъявления иска для чекодержателя и регрессных требований для обязанных лиц друг к другу. Поэтому не исключено и такое толкование: и в отношении иска чекодержателя законодателем сознательно было установлено, что в этот срок может быть предъявлен иск.

Соседние файлы в предмете Международное право