Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Боярчук Прикладная ядерная космофизика 2007

.pdf
Скачиваний:
130
Добавлен:
16.08.2013
Размер:
25.25 Mб
Скачать

пересекает L-оболочку, на которой распространяется ГКВ-волна. Оценки показывают, что время пересечения космическим аппаратом возмущенной L-оболочки обычно не превышает нескольких минут. В результате приборы, измеряющие потоки частиц, при пересечении космическим аппаратом такой L-оболочки регистрируют резкое кратковременное возрастание темпов счета частиц продолжительностью не более нескольких минут, так называемые всплески частиц.

Продолжительность всплесков частиц может определяться как временем пересечения космическим аппаратом возмущенной L- оболочки, так и временем жизни высыпавшихся частиц, если оно меньше времени пересечения L-оболочки.

Необходимо отметить, что регистрация всплесков высыпавшихся частиц, зеркальные точки которых остались в геомагнитной ловушке, практически невозможна, поскольку интенсивность таких всплесков частиц будет превышать фоновую интенсивность частиц, в данном случае Iрп (интенсивность частиц самого радиационного пояса), всего на десятые доли процента. В этом принципиальное отличие условий регистрации высыпавшихся частиц в радиационном поясе и под ним.

Характеристики высыпавшихся частиц определяются особенностями взаимодействия возмущений с радиационным поясом (см. разд. 8.1). Очевидно, что тип высыпавшихся частиц, их энергетический спектр, питч-угловое распределение и временная структура несут богатую информацию о произошедшем взаимодействии и о возмущении. Поэтому для регистрации всплесков высокоэнергичных заряженных частиц необходимо использовать довольно сложную ядерно-физическую аппаратуру – спектрометры, позволяющие идентифицировать частицы (протоны, электроны, возможно, ядра гелия), определять энергии частиц, измерять углы влета частиц, а также обладать высоким временным разрешением и иметь большую светосилу.

Необходимые значения перечисленных характеристик спектрометра будут определены ниже. А сейчас кратко остановимся на экспериментальных методах и аппаратуре, которые использовались для наблюдения всплесков частиц в уже выполненных экспериментах. Отметим, долгое время изучение всплесков высокоэнергичных заряженных частиц проходило в рамках спутниковых экс-

191

периментов, имевших другие научные задачи в качестве основных. Экспериментальная аппаратура в этих работах была прецизионной.

Впервые всплески высокоэнергичных заряженных частиц (электронов и протонов с энергиями в несколько десятков МэВ) в околоземном космическом пространстве были обнаружены в эксперименте «Мария», поставленном Институтом космофизики МИФИ на орбитальной станции «Салют-7». Первое сообщение об этих наблюдениях было сделано в 1987 г. на 20-й международной конференции по космическим лучам. Дальнейшее изучение всплесков высокоэнергичных частиц было продолжено в новом эксперименте «Мария-2» на орбитальной станции «Мир». Основной целью экспериментов «Мария» и «Мария-2» было изучение механизмов генерации высокоэнергичных электронов и позитронов в магнитосфере Земли. Для этого использовался времяпролетный магнитный спектрометр (рис. 8.9).

Применение магнитного и времяпролетного анализа (на базе С1 и С3 детекторов) для каждой частицы позволило идентифицировать заряженные частицы (электроны, позитроны, протоны и др.) в диапазоне энергий 20–200 МэВ, определять энергии частиц с точностью до нескольких процентов и углы прилета частиц с точностью 2°. Этот прибор полностью удовлетворяет сформулированным выше требованиям для регистрации всплесков (высыпаний) частиц. Возможно поэтому всплески частиц и удалось обнаружить, хотя тогда об их существовании не было известно и всплески не искали.

В дальнейшем исследования всплесков высокоэнергичных частиц проводились по данным целого ряда экспериментов: «Гамма- 1», «Электрон», «Нина», «Нина-2», РЕТ, EGRET и др. Все эти эксперименты были поставлены в разные годы на различных космических аппаратах. В них использовалась прецизионная аппаратура, предназначенная для решения различных научных задач, не связанных с регистрацией всплесков заряженных частиц. Например, «Гамма-1» и EGRET гамма-телескопы для проведения исследований в области гамма-астрономии, «Нина», «Нина-2», РЕТ спектрометры для изучения ядерного и изотопного состава космических лучей, «Электрон» – прибор для изучения стационарной электронной компоненты радиационного пояса.

192

Рис. 8.9. Спектрометр «Мария»: С1, С2, С3 – сцинтилляционная координатно-чувствительная система; М – магнитная система; АС – счетчик антисовпадений

Вэтих разных приборах для регистрации и идентификации частиц использовались различные ядерно-физические методы и детекторы: сцинтилляционные, полупроводниковые, черенковские и др. Однако все они позволяли с той или иной энергетической точностью регистрировать электроны и протоны с энергиями в десятки МэВ, измерять питч-углы частиц. Это и позволило в качестве дополнительной (побочной) задачи провести изучение всплесков частиц, используя полученные экспериментальные данные уже завершенных экспериментов.

Внаши дни экспериментальные исследования всплесков высокоэнергичных электронов и протонов продолжаются с помощью сцинтилляционного спектрометра «Арина» – первого прибора, специально разработанного в Институте космофизики МИФИ для регистрации всплесков частиц. Принцип его работы иллюстрирует рис. 8.10.

193

Рис. 8.10. Сцинтилляционный спектрометр «Арина»

Система прибора, детектирующая частицы, состоит из сэндвича отдельных пластических сцинтилляционных счетчиков. Каждый из них просматривается своим фотоумножителем. Счетчик С10 включен в антисовпадение в триггерной системе, которая реализует следующую логику отбора частиц, проходящих через прибор:

Tr = C1×C2 ×C3×C10 .

Спектрометр «Арина» настроен на регистрацию заряженных частиц, пересекающих счетчики С1, С2, С3 и не достигших счетчика С10, т.е. поглотившихся (остановившихся) в веществе счетчиков с С3 по С9. Суммарная толщина всех счетчиков С1–С9 составляет около 10 г/см2, поэтому такими частицами могут быть нерелятивистские протоны (30-100 МэВ) и ультрарелятивистские электроны (3–30 МэВ). Нижняя энергия в указанных энергетических диапазонах определяется толщиной счетчиков С1–С3, которую должны пройти частицы, чтобы выработался сигнал Tr. Идентификация электронов и протонов в энергетическом диапазоне прибора надежно обеспечивается измерением энерговыделений регистрируемых частиц в каждом счетчике (С1С9), поскольку

194

электроны дают минимально возможное энерговыделение; энерговыделение же нерелятивистских протонов в несколько раз выше. Энергия частиц измеряется по величине пробега частиц в счетчиках С3–С9. Для измерения углов прилета частиц счетчики С1, С2, С3 разбиты на отдельные полосы, образуя годоскоп.

Физические характеристики спектрометра «Арина»

Геометрический фактор, см2 ср..............................................................

10

Апертура .................................................................................................

± 40°

Энергетический диапазон для электронов, МэВ............................

3 ÷ 30

Энергетический диапазон для протонов, МэВ...........................

30 ÷ 100

Временное разрешение, нс.....................................................................

100

Масса, кг .....................................................................................................

8,6

Потребляемая мощность, Вт.................................................................

13,5

Важно отметить, что прибор «Арина» имеет большую светосилу, как минимум в 10 раз превышающую светосилу приборов, по данным которых ранее проводилось изучение всплесков высокоэнергичных частиц. Это должно повысить эффективность регистрации слабых всплесков частиц, интенсивность которых выше фоновой менее чем в два-три раза.

Прибор «Арина» установлен на космическом аппарате «Ре- сурс-ДК» № 1, который был успешно выведен на орбиту летом

2006 года.

Следует отметить, что в последние 10–15 лет во всем мире наблюдается тенденция к разработке и использованию малоразмерных космических аппаратов (20–100 кг) для различных научных, прикладных и народно-хозяйственных задач. С учетом этих современных требований проводилась разработка спектрометра «Арина». При этом уже сегодня видны пути к дальнейшей миниатюризации подобной аппаратуры на основе применения новейших технологических разработок, таких, как кремниевые фотоумножители, ПЛИС-технологии и др. По-видимому, через 5–7 лет спектрометры для регистрации всплесков высокоэнергичных заряженных частиц будут иметь массу около 3 кг, что существенно расширит возможности установки таких приборов на малых космических аппаратах разного класса.

195

8.3.Регистрация слабых радиационных возмущений в экспериментах на космических аппаратах

Радиационные возмущения, связанные с сейсмической активностью Земли

В разд. 8.1 были рассмотрены низкочастотные электромагнитные излучения в качестве возможных возмущений частиц в геомагнитной ловушке, среди них – волны, имеющие сейсмическую природу и наблюдавшиеся за несколько часов до землетрясений. Физические процессы, которые происходят в литосфере, атмосфере и ионосфере и приводят к появлению сейсмо-ионосферной связи в пособии не анализируются. Здесь лишь отметим, что в процессе подготовки землетрясения в его очаге (гипоцентре) возникает механическое напряжение, происходит интенсивное трещинообразование и в результате пьезоэлектрических и индукционных эффектов в литосфере генерируется электромагнитное излучение в широком диапазоне частот, которое выходит на поверхность, а затем распространяется в атмосфере, ионосфере и проникает в магнитосферу. Во всех этих средах такое излучение регистрировалось в многочисленных измерениях, как в наземных, так и в спутниковых экспериментах. Детальный материал по этой теме можно найти в монографии [7].

На рис. 8.11 показана физическая модель сейсмомагнитосферной связи, приводящей к высыпанию частиц из радиационного пояса.

Возникающее за несколько часов до землетрясения электромагнитное излучение распространяется из очага в атмосферу. Далее его ультранизкочастотная компонента практически без поглощения проходит через ионосферу, где захватывается в геомагнитную трубку («жгут» из силовых линий) и распространяется в ней в виде альвеновской волны, достигает геомагнитной ловушки и возмущает движение захваченных в нее частиц. Цепочка процессов, связанная с высыпанием и последующим распространением частиц в околоземном пространстве, уже была подробно рассмотрена в предыдущих разделах. Ниже остановимся на экспериментальных данных по наблюдению всплесков высокоэнергичных частиц сейсмической природы.

196

Рис. 8.11. Модель сейсмомагнитосферной связи:

ЭМИ – электромагнитное излучение сейсмического происхождения; линия – нижняя граница радиационного пояса

Впервые такие всплески частиц были обнаружены в эксперименте «Мария» (см. разд. 8.2). Ранее, да и сегодня невозможно определить физическую природу всплеска частиц по данным измерений, относящихся только к одному всплеску. Для однозначного установления его природы, например сейсмической, потребовались бы комплексные синхронные (одновременные) измерения характеристик всех физических объектов (механических, электромагнитных, радиационных), участвующих в цепочке литосферных, атмосферных, ионосферных, магнитосферных процессов. Такие измерения очень трудно организовать и они до сих пор не были осуществлены.

Поэтому для выявления взаимосвязи между всплесками высокоэнергичных частиц и сейсмическими событиями был использован статистический метод (метод наложения эпох), требующий накопления определенной статистики по регистрации всплесков

197

частиц. Суть этого метода состоит в следующем. Анализируются две базы данных: всплесков частиц и землетрясений. В качестве критической временной метки (tвi , i – номер всплеска частиц в базе данных) выбираются моменты регистрации всплесков частиц. Далее для каждого всплеска частиц (i = 1, 2,…, N, N – число всплесков в базе данных) из базы данных по землетрясениям выбираются события (j = 1, 2,…, K, K – число землетрясений) в интервале

± Т относительно tвi и вычисляются разности времен появления всплеска и землетрясения:

tij = tзj tвi ,

где tзj – время j-го землетрясения.

Таким образом, для каждого всплеска частиц определяется распределение временных интервалов tij . Проводя суммирование

таких распределений по всем всплескам, можно получить статистическое распределение интервалов между землетрясениями и всплесками частиц. Точность (достоверность) результатов анализа определяется используемой статистикой всплесков частиц и необходимыми критериями отбора для всплесков частиц и землетрясений, диктуемыми физическими условиями. Среди таких критериев отметим лишь главный – совпадение L-оболочек для всплеска частиц и землетрясения, поскольку возмущение из эпицентра готовящегося землетрясения распространяется вдоль силовой геомагнитной линии и по этой же силовой линии происходит высыпание частиц с последующим долготным дрейфом по оболочке с параметром L, равным L-параметру для возмущенной силовой линии.

Очевидно, что если корреляции между событиями нет, то ∆t-распределение будет равномерным. Если же в распределении наблюдается достоверный максимум в каком-либо временном интервале, то между событиями есть связь, т.е. пара событий i и j чаще появляется с определенным временным интервалом ∆t между ними. Такой анализ не дает информации о механизме связи между событиями, но указывает на ее наличие.

Как уже отмечалось, впервые результат по наблюдению взаимосвязи между всплесками частиц и землетрясениями был получен в эксперименте «Мария», а к сегодняшнему дню подобные ∆t-распределения были построены для данных, полученных в раз-

198

личных спутниковых экспериментах, упомянутых выше. Пример ∆t-распределения, полученного в Институте космофизики МИФИ по данным эксперимента «РЕТ», показан на рис. 8.12. (Воро-

нов С.А., Гальпер

А.М.,

Колдашов С.В. и

др.

Всплески высокоэнергичных заряженных частиц магнитосферной и сейсмической природы в околоземном космическом пространстве // Известия РАН. Серия физическая. 2001. Т. 65.

1).

Наблюдается широ-

кий максимум в интер-

 

вале 2–5 часов. Необхо-

 

димо обратить внима-

 

ние, что знак этого вре-

 

менного

интервала

по-

 

ложительный. Всплески

 

частиц

опережают

по

Рис. 8.12. Пример ∆t-распределения

времени

землетрясения,

т.е. являются их предвестниками.

Таким образом, анализируемые в данном разделе экспериментальные данные по наблюдению всплесков высокоэнергичных частиц полностью соответствуют физической картине возмущения частиц в геомагнитной ловушке, рассмотренной выше. В этой связи интересно проанализировать временную структуру всплесков частиц (рис. 8.13). Подавляющее большинство всплесков частиц, измеренных в различных экспериментах, имеют одноимпульсную форму.

Однако иногда регистрировались и многоимпульсные всплески (рис. 8.14) с характерными интервалами времени между импульсами порядка 1–2 мин, что совпадает с периодом полного долготного оборота частиц с энергиями десятки МэВ.

199

Рис. 8.13. Временной профиль всплеска частиц (эксперимент «Арина»)

Рис.8.14. Многоимпульсный временной профиль всплеска частиц (эксперимент «Мария-2»)

Во всех таких случаях космический аппарат при движении вдоль орбиты оставался практически в пределах одной L-оболочки

200