Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
93
Добавлен:
18.05.2015
Размер:
3.09 Mб
Скачать

2. Мужской костюм 14 - начала 15 вв.

2.1. Нижняя одежда.

Как и в предыдущий период, в XIV в. мужчины под верхней одеждой носят нижнюю рубаху – сорочку («срачицу»). В Служебнике Сергия Радонежского (XIV в.) говорится, что срачица надевается под верхнюю одежду: «Одевает [дьякон] того [крестившегося] в срачицю… и верхнюю одежю». В берестяной грамоте № 43 (конец XIV в.) новгородец Борис писал жене: «да пришли сороцицю, сороцице забыле».

Вцелом для обозначения нижней мужской одежды использовали словосочетание «исподние порты». В Рогожском летописце под 1361 г. читаем: «Тут ограбили их татары и телеса их обнажили, и ни осталось на них ни исподних порт».

В1378 г. митрополит Киприан жаловался, что великокняжеские люди митрополичьих слуг «из города вывели ограбленных и до сорочки, и до ножов, и до ногавиц, и сапогов и киверов не оставили на них». По христианским нормам поведения нижнюю рубашку на людях снимать не полагалось. Даже купаться считалось приличным в сорочках. Так в былине о Василии Буслаеве «все купаются братия в рубашечках».

Новых данных по покрою мужских рубах XIV в. у нас нет, поэтому за основу для реконструкции лучше всего брать уже рассмотренные мужские рубахи XV-XVI вв.

Постоянные контакты с Золотой Ордой неизбежно привели к появлению в русском городском костюме заимствованных элементов. В этой связи стоит обратить внимание на крой татарских штанов «с широким шагом» - с прямоугольной вставкой, прямыми штанинами и дополнительными клиньями, обеспечивающими свободу движений. Исследователи костюма булгаро-татар относят такие штаны к наиболее архаичным. Клинья, расширяющие к верху штанины, не должны были иметь боковых швов, чтобы не натирали ноги при езде на лошади.

Рис. Схема кроя татарских штанов. (Завьялова М. К. Татарский костюм из собрания Государственного музея республики Татарстан. - Казань,, 1996. С. 20).

В письменных источниках встречается три названия одежды для ног – гащи (гачи), ноговицы и онучи. К примеру, в «Житии Стефана Пермского» встречаем перечисление: «гаща и оноуща и ногавища от пелен коумирных». Слово «онуща» (онушта) первоначально обозначало обувь, но уже в источниках XIV в. обозначает собственно онучи – полосы ткани, обматываемые вокруг ног. Креститель язычников (народа коми) Стефан ободрал дорогие ткани («пелена») с языческих идолов и сделал из них штаны, онучи, вероятно, чулки, тем самым, подчеркнув свое презрительное отношение к идолам.

Еще одно упоминание гач встречаем в списке XV в. «Мучений св. Феодора Стратилата»:: «ногы святому мужу оставляюще в гацах».

Несколько проясняет смысл слова «ноговицы» Летописец Переяславля Суздальского, в эпизоде, осуждающем костюм латинян: «По семь же Латына бестудие въземше от худых Римлян, а не от витязей, начаша к женам к чуждым на блуд мысль држати, и предстоати перед девами и женами службы содевающи и знамя носити их, а своих не любити, и начаша пристроати собе кошюли, а не срачицы и

межиножие показывати и кратополие носити, и аки гвор в ноговицы створше образ килы имуще и не стыдящеся отнуд аки скомраси».

«Гвор» в древнерусском языке – это пузырь. Возможно, что в данном контексте имеется в виду такая деталь западноевропейского мужского костюма, как гульфик («образом килы»), соединяющий чулки-шоссы. Таким образом, можно предположить, что в данном случае слово «ногавицы» обозначало высокие чулки. Гульфик как элемент сшивных шосс в Западной Европе оформляется во второй половине XV в., в связи с укорочением одежды. Список Летописца Переяславля Суздальского как раз относится к XV в., так что летописец мог быть знаком с европейской модой и описывал ее со знанием дела.

Вспомним, что в уже цитируемом письме митрополита Киприана сказано, что его слуг «из города вывели ограбленных и до сорочки, и до ножов, и до ногавиц, и сапогов и киверов не оставили на них». Под словом «ноговицы», скорее всего, митрополит имел в виду. Киприан приехал на Русь из Византии, где в это время чулки входили в мужской костюм.

Четвероевангелие царя Ивана Александра (так называемое Лондонское Евангелие), хранящееся сейчас в Британской библиотеке. 1355-1356 г. На миниатюре видны длинные раздельные чулки,

которые снимает человек.

Дополнительные сведения о бытовании чулок на Руси в XIV в. добавляют миниатюры из рукописных книг. Изображение мужчин в обтягивающей ноги одежде можно трактовать и как чулки, и как узкие штаны. Однако на ниже приведенных инициалах ясно видно, что мужчины одеты в чулки. Мы видим, что они обуты в туфли, а носить штаны, заправленными в такие туфли без обмоток не возможно

– штанины будут выбиваться. Следовательно, на миниатюрах все же изображены мужчины в чулках, аналогичных изображенных на византийских и западноевропейских источниках.

Рис. Инициалы из Евангелия 1355 г. (слева) и Евангелия 1323 г.

Ниже для сравнения представлены три изображения мужчин XIV в. На первой миниатюре на ногах мужчин, скорее всего, чулки и туфли, весьма реалистично изображенные. На второй миниатюре на мужчине штаны. А на клейме иконы начала XIV в. «Святой Георгий с житием» на мужчине штаны, обмотки и туфли.

Рис. . Слева направо: инициалы из Микулина Евангелия, XIV в. и фрагмент клейма иконы «Св. Георгий с житием», нач. XIV в.

При этом не следует считать, что мужчины носили исключительно чулки. В костюме горожанина, судя по всему, присутствовали и чулки и штаны. Изображения штанов на изобразительных источниках XIV в. подтверждает предположение, что они шились, скорее всего, как этнографические штаны с широким шагом.

Учитывая тесные культурные вязи Руси с Византией, не лишним будет ознакомиться с миниатюрами популярнейшей книги «Роман об Александре». На Руси с XIII в. были хорошо известны сказания об Александре Македонском, называвшиеся «Александриями». Известны пять редакций русских «Александрий», относящихся к XII-XIII вв. (Истрин В. Александрия русских хронографов. - М., 1893) и русская редакция сербской Александрии XV в. (Александрия. Роман об Александре Македонском по русской рукописи XV в. - М. - Л., 1965).

Рис. Миниатюры из рукописной книги «Роман об Александре", XIVв.

На русских изобразительных источниках мы видим изображения штанов либо с обмотками, либо заправленных в сапоги.

Рис. Инициал из Евангелия 1323 г. Новгород.

Рис. Икона конца XV в. «Три отрока в печи огненной», Новгород. На мальчиках изображены цветные штаны с обмотками.

Наличие онучей (обмоток) в костюме XIV в. подтверждает грамота 1382 г. суздальского архиепископа Дионисия псковскому Снетогорскому монастырю: «А одение потребное имати у игумена… и обувь и до онущь у игумена, а лишних одежь не держати». В былине о Василии Буслаеве герой говорит: «Да что за тряпица за ногой волочится! Да что за онуча привязалася?» Туго обмотанные до колена ноги, таким образом, предохранялись от вывихов при длительной ходьбе. Недаром воины и ремесленники на изобразительных источниках XIII-XV вв. часто изображались в туфлях и онучах до колена.

Для тепла верхнюю одежду даже могли заправлять в штаны. Так инициал «В» в Требнике XIV в. изображает мужчину в заправленной в штаны одежде. Комментарий к миниатюре гласит» «Мороз, греет руки».

Рис. Инициал «В». Требник, XIV в.

2.2. Верхняя одежда горожанина среднего достатка (ополченец).

Наиболее простая одежда изготавливалась из домотканого льна и сукна. Автор Жития Сергия Радонежского, желая подчеркнуть, что Сергий чурался богатства, писал, что его одежда «от сукна проста, иже от сермягы, от влас и от влны овчаа спрядено и исткано».

Длина мужских рубах в Древней Руси была различная. Ремесленники, простые горожане, скоморохи на изображениях одеты в короткие рубашки до колен или чуть ниже колена. На изображениях XIV в. верхние цветные рубахи с округлым воротом, с вертикальным разрезом спереди и с узкими рукавами.

Рис. Клеймо иконы нач. XIV в. «Святой Георгий с житием».

Подтверждение того, что на Руси носили не только нижние (белые) сорочки, но и цветные рубахи под верхней одеждой предоставляет нам новгородская икона XIV в. «Вход в Иерусалим». На ней изображены дети, стелющие на пути Христа свои одежды. Под верхней цветной одеждой на них видны цветные рубахи, а ведь детей в Древней Руси одевали аналогично взрослым.

Рис. Фрагмент иконы XIV в. «Вход в Иерусалим».

Рубаху могли для тепла заправлять в штаны, как это изображено на новгородской иконе XV в. «Три отрока в печи огненной». На иконе отражен библейский сюжет о том, как трех мальчиковхристиан не смогли сжечь в печи по приказанию языческого царя. На детях надеты цветные одежды, явно верхние, но чтобы показать, что им не жарко, а холодно в раскаленной печи, иконописец остроумно «заправляет» рубахи мальчиков в штаны, как это делали, чтобы было теплее в холодное время года на Руси.

Одежда, надеваемая мужчинами поверх рубахи, в письменных источниках XIV-XV вв. называется «вита». При погребении на человека надевали новую сорочку, а на нее свиту. В грамоте митрополита Киприана (1390-1405 гг.) указывается: «мирянина попа погрести так: измыв его и в срачицу нову облек и в свиту…». В завещании новгородца Матвея Васильевича (XV в.) упомянуты «свита да шюба боранья».

Судя по изобразительным источникам, в XIV в. свиты в основном носили накладные, возможно, с отрезной «юбкой» со сборками, а спереди от горловины до пояса шел разрез с застежками.

Рис. Инициал из Псалтири XIV века.

Возможный покрой такой одежды представляется либо аналогичным уже рассмотренному варианту покроя со становиной из двух полотнищ ткани со швом посередине спины и от пояса до подола спереди. Так же возможно, что свита шилась отрезной по талии с «юбкой», собранной в складки.

Рис. Возможный покрой свиты, отрезной по талии.

Более редки изображения полностью распашной верхней одежды с застежками от горловины до подола.

Рис. Заставка из Пролога, XIV в. (Исторические очерки Ф.И. Бусалаева по русскому орнаменту въ рукописяхъ. - Петроград, 1917. С. 157).

Особо следует сказать о короткорукавной верхней мужской одежде. Так на инициале из рукописной книги XIV в. с изображением двух рыбаков, можно увидеть цветную верхнюю одежду с короткими рукавами. Причем покрой одежды на рыбаках явно разный. Такого же типа одежда присутствует на изображении мужчин с собаками.

Рис. Инициалы из Псалтири собрания Фролова, XIV в.

В одежде с короткими рукавами изображен мужчина с инициала Мстижского Евангелия XIV в. Любопытно, что данная одежда очень похожа на золотоордынский кафтан XIII – XIV вв.

Рис. Инициал из Мстижского Евангелия, XIV в. (слева) и для сравнения - кафтан, Великое Монгольское государство, XIII-XIV вв. (Золотая Орда. История и культура. Каталог выставки. - СПб.,

2005. Кат. 515).

Одежду мужчины непременно подпоясывали. Отсутствие пояса на человеке приравнивалось к наготе: «И наго, и босо, и без пояса» - говорит народная пословица. Распоясанными – в одних рубахах без пояса – на древнерусских иконах изображали приговоренных к казни преступников. Таковые изображения можно увидеть на новгородской иконе XV в. «Ведение ко кресту», на иконе из Червонной Руси (русские земли королевства Польского) «Страсти Христовы», нач. XV в. В этой связи показательно, что на иконах «Севастийские мученики» традиционно рисовали штаны, завязанные сами на себя спереди узлом. Возможно, что существовал обычай лишать осужденных на казнь не только пояса, которым подпоясывалась рубаха, но и шнура, стягивающего верх штанов («гашника»).