Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
129
Добавлен:
18.05.2015
Размер:
6.8 Mб
Скачать

Рис. Височные кольца, одетые как серьги. Из погребений конца XI-XIII вв. (Сабурова М.А. Женский головной убор у славян (по материалам Вологодской экспедиции). С. 89).

Популярность женских серег на Руси была такова, что их даже порой изображали на иконах. Так на фреске церкви Спаса на Нередице (Новгород, конец XII в.) изображена святая Ульяна с круглыми серьгами в ушах.

Рис. Святая Ульяна. Фреска церкви Спаса на Нередице. Новгород, 1199 г. (Русскiя древности въ памятникахъ искусства, издаваемыя графомъ И. Толстымъ и Н. Кондаковымъ. Вып. 6. Памятники

Владимiра, Новгорода и Пскова. - СПб., 1899. С. 142).

В конце XIII в. на Русь проникает из городов Золотой Орды мода на серьги в виде знака вопроса.

Рис. Серьги в виде знака вопроса. Из экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника (слева); серьга из кургана вятичей, XIII в. (Никольская Т.Н. Земля вятичей. - М., 1981. Рис. 41. 3).

Бусы в XIII в. бытуют самые разнообразные: разноцветные стеклянные, металлические, каменные (горнохрустальные сердоликовые), янтарные… Причем интересно, что янтарь в то время порой специально обрабатывали, чтобы он становился по цвету похож на сердолик.

Бусы относятся, пожалуй, к наиболее многочисленной и хорошо изученной категории археологических находок. Чтобы реконструировать исторически достоверную снизку бус, следует ознакомиться, для начала, со следующими обобщающими работами:

1.Полубояринова М.Д. Полудрагоценные камни и янтарь в древнем Новгороде // Новгородские археологические чтения. - Новгород, 1994. С. 74-82.

В данном исследовании проанализированы бусы не только из Новгорода, но и из других земель Древней Руси.

2.Щапова Ю.Л. Стекло Киевской Руси. – М., 1972.

3.Щапова Ю. Л. О происхождении некоторых типов древнерусских бус // Советская археология.

2, 1962. С. 81-96.

4.Щапова Ю. Л. Стеклянные бусы древнего Новгорода // Материалы и исследования по археологии СССР. № 55. С. 164-179.

В работе по бусам Новгорода, точнее, Неревского раскопа, Ю. Л. Щапова приводит многочисленные аналогии бус из раскопок других городов Руси.

5.Жилина Н. В. Об эволющии металлических бус славянских типов // Историческая археология. Традиции и перспективы. К 80-летию со дня рождения Д.Н. Авдусина. М., 1998. С. 106 - 113.

Рис. Бусы XII – XIII вв. Стекло, биллон, горный хрусталь, лесной орех. Музей археологии Москвы.

Ожерелья состояли не только из бус, в них включались металлические подвески. Наибольше распространение в XIII в. получили круглые прорезные и монетообразные привески с узором на лицевой стороне. Орнамент подвесок был связан с христианской символикой. Кроме того, были популярны решетчатые подвески.

Рис. Круглые прорезные (10, 11, 12) и монетовидная привеска с орнаментом на лицевой стороне (8). Успенская А.В. Нагрудные и поясные привески // Очерки по истории русской деревни X-XIII вв. Труды ГИМ, 43. – М., 1967. Рис. 18.

Рис. Решетчатые привески (Успенская А.В. Нагрудные и поясные привески. Рис. 18).

К началу XIII в. уже выходят из моды подвески-лунницы, сохраняется лишь их поздняя круглая форма, соединяющая в себе древнюю славянскую традицию и христианские символы.

Рис. Прорезная привеска – лунница. (Успенская А.В. Нагрудные и поясные привески // Очерки по истории русской деревни X-XIII вв. Труды ГИМ, 43. – М., 1967. Рис. 16, 11).

К своеобразному украшению костюма относятся подвески – бубенчики. Судя по находкам бубенчиков в погребениях, их подвешивали к поясу, они входили в состав шумящих оберегов, иногда использовались как пуговицы. В XIII в. бытовали шарообразные тисненые бубенчики с линейной прорезью и литые большие бубенчики с линейной прорезью и поперечным валиком.

Рис. Бубенчики с линейной прорезью и поперечным валиком. XIII – нач. XIV в. (Сарачева Т. Г. Ювелирные изделия второй половины XIII – XVI вв. с территории северо-восточной Руси // Краткие сообщения Института археологии. Вып. 221. – М., 2007. С. 85)

К собственно украшениям в этот период можно отнести и христианские атрибуты – нательные крестики, иконки, змеевики. Данные ювелирные изделия женщины носили в составе ожерелий, как это видно на примере находки янтарного ожерелья с крестиком из Нижнего Новгорода.

Рис. Янтарное ожерелье с крестиком. Нижний Новгород, XIII в. (Гусева Т. В. Новогодняя археологическая елка. Находки 2006 г. http://www.opentextnn.ru/history/archaeology/?id=1374)

Рис. Киотчатый змеевик с изображением Богоматери Умиление. Средник складня. XIII в. Медь. Из раскопок в Изяславле. // Николаев Т. В., Чернецов А. В. Древнерусские амулеты-змеевики. - М., 1991.

Табл. IX. 1.

К украшениям рук женщин относятся браслеты и перстни. Наиболее часто встречающиеся находки браслетов – стеклянные, металлические пластинчатые и витые. Обломки стеклянных браслетов разных цветов являются самой частой находкой в древнерусских городских слоях XI-XIII вв. во всех землях, от Тмутараканской до Новгородской. Несомненно, они были излюбленным украшением горожанок. Крестьянки их не носили, судя по деревенским курганным погребениям, о которых речь будет ниже. Таков один из признаков бытовых различий между городом и деревней.

Рис. Обломки стеклянных браслетов и перстней. Владимиро-Суздальских музей-заповедник.

Носили браслеты по одному или по несколько штук на руках – под одеждой или поверх одежды. В последнем случае браслеты выполняли еще и практическую функцию – стягивали рукава одежды. Так в одном из женском погребении вятичей (Московская обл.) на левой руке погребенной был обнаружен металлический пластинчатый браслет, слегка расширенный к середине и украшенный линейным, кольчатым и ложнозерненным орнаментом. Концы браслета несомкнутые, завернутые, и в одном из них - остатки шерстяного шнурка, которым он стягивался при ношении на руке. Дата

погребени XII-XII вв. (Розенфельдт Р. Л. Константиновские и Залесьевские курганы // Советская археология. № 4, 1966. С. 204).

Рис. Пластинчатые браслет XII-XIII вв. (Розенфельдт Р. Л. Константиновские и Залесьевские курганы.

Рис. 1, 12).

Рис. Витые петлеконечные браслеты (Розенфельдт Р.Л. Битяговские курганы. Рис. 1. 10; Никольская Т.Н. Земля вятичей. - М., 1981. Рис. 84. 17).

Более дорогими были шарнирные и створчатые браслеты, изготовленные из серебра, с нанесением узора чеканкой и гравировкой. Такие браслеты входили в убор знатных и богатых горожанок.

Рис. Серебряный браслет начала XIII в. (Казаков А., Черненко Е. Под творением Кваренги. Новый памятник древнерусской архитектуры в Новгороде-Северском // Родина 8-2008. С. 50-51).

Рис. Серебряный створчатый браслет из клада середины XIII в., городок Слободка (Никольская Т.Н. Земля вятичей. - М., 1981. Рис. 60. 10)

Однако с развитием городского рынка ювелиры начали изготавливать литые копии дорогих серебряных шарнирных и створчатых браслетов – из свинцово-оловянных сплавов, биллона и бронзы, а так же ложновитые браслеты, то есть изготовленные в литейных формах, снятых с витых браслетов.

Рис. Литейные формы для браслетов. Найдены в слое пожара, связанного с гибелью горо да. Серенск (Калужская область). 1238 г. ГИМ.

Перстни носили стеклянные и металлические (пластинчатые с чеканным узором, литые прорезные, литые щитковые, витые и ложновитые).

Рис. Стеклянные перстни. Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

Рис. Металлические перстни XII –XIII вв. Музей археологии Москвы.

Разнообразие и многочисленность археологических находок женских украшений XIII в. позволяет создать убедительную реконструкцию убора горожанки данного периода.