Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
129
Добавлен:
18.05.2015
Размер:
6.8 Mб
Скачать

Рис. Полотенчатый головной убор со свисающим на грудь концом изображен на святой Варваре. Фреска церкви Спаса на Нередице, Новгород, конец XII в. (Русскiя древности въ памятникахъ искусства, издаваемыя графомъ И. Толстымъ и Н. Кондаковымъ. Вып. 6. Памятники Владимiра,

Новгорода и Пскова. - СПб., 1899. С. 142).

Смысл покрывала как символа замужней женщины подтверждает арабский писатель XIII в., так описывающий брачный обряд у славян: «Если кто чувствует склонность к какой-нибудь девице, то набрасывает ей на голову покрывало – и она беспрекословно становилась его женой».

Платки из толстой шерстяной ткани зафиксированы в погребениях конца XI-XIII вв. Вологодской обл. Платки были надеты поверх головного убора, включавшего височные кольца, и крепко стягивались под подбородком. (Сабурова М.А. Женский головной убор у славян (по материалам Вологодской экспедиции) С. 85-97).

Интереснейшие данные по женскому головному убору обнаружены в вятическом могильнике Новоселки 2 (середина XII - первая половина XIII в). В курган 11 (погребение 1) была похоронена женщина 20-29 лент. Ее голову покрывала льняная ткань - платок или повой. Семилопастные височные кольца привязывались тонкой (около 1 см шириной) тканой тесьмой к перстнеобразным, которые в свою очередь крепились к очелью. Очелье представляло собой шерстяную тканую красно-синюю тесьму с ромбическим орнаментом (Зоц Е. П., Зоц С. А. Реконструкция женского погребального костюма по материалам курганного могильника Новоселки

2// Археология Подмосковья. Вып. 8. С. 115-126).

Ксожалению, не ясно, располагалось ли очелье поверх покрывала или под ним.

Всего в тесьме 32 нити основы, из них узор образуют 13 нитей красного цвета и 13 нитей синего цвета. По четыре ните красного цвета с каждого края образуют кромку (Орфинская О. В. Новоселки 2. Результаты исследования текстиля XII века // Археология Подмосковья. Вып. 8. С. 130).

В этом головном уборе обращает на себя внимание тот факт, что волосы женщины не полностью скрыты под головной убор. Такая прическа – с выпущенными петлями прядями волос под височные кольца – не редкость в погребениях вятичей. Вероятно, в XII-XIII вв. женщины не были обязаны полностью скрывать свои волосы под головной убор.

Рис. Фрагмент тканой тесьмы от очелья. Фото О. В. Орфинской (Зоц Е. П., Зоц С. А. Реконструкция женского погребального костюма по материалам курганного могильника Новоселки 2.

Рис. 6. 2).

Рис. Реконструкция женского головного убора (Зоц Е. П., Зоц С. А. Реконструкция женского погребального костюма по материалам курганного могильника Новоселки 2. Рис. 6. 1).

Еще более интересный головной убор реконструирован на основе находок из кургана 14, погребение 1. Здесь была захоронена женщина 30-39 лет. В головной убор входили кожаная лента (очелье), к которому были, вероятно, пришиты 11 шарообразных бусин из горного хрусталя. К очелью на кожаных ремешках (шириной 1 см) привешивались перстнеобразные височные кольца, по одному с каждой стороны. В районе висков сохранились фрагменты ткани, возможно, от платка или повоя.

Рис. Реконструкция погребального убора. Курган 14. Погребение 1. Зоц Е. П., Зоц С. А. Реконструкция женского погребального костюма по материалам курганного могильника Новоселки 2.

Рис. 8. 1).

В курган 15 (погребение 1) была захоронена женщина 30-39 лет. На черепе обнаружена тканая тесьма с золотными нитями, служившая, вероятно, отделкой покрывавшего голову платка. Около левого виска был найден фрагмент кожаной полоски со следами патины от украшений.

Лента шириной 2 см выполнена на дощечках, способом ткачества с двумя утками. При ткачестве с краю располагались дощечки с двумя отверстиями (заправка - по одной нити в отверстие), затем две дощечки с четырьмя отверстиями и центральная часть тесьмы выполнена на дощечках с двумя отверстиями. Всего в работе участвовало около 100 шелковых нитей основы. Фон узора сформирован пряденой золотой нитью, которая поворачивается перед кромкой, не доходя до ее края. Ромбовидный узор выполнен тонкими линиями нитями шелковой основы, возможно, красного цвета (Орфинская О. В. Новоселки 2. Результаты исследования текстиля XII века. С. 131).

Рис. Реконструкция погребального убора. Курган 15. Погребение 1. Зоц Е. П., Зоц С. А. Реконструкция женского погребального костюма по материалам курганного могильника Новоселки 2.

Рис. 9. 1).

В курган 19 (погребение 2, индивид 2) была похоронена женщина 30-39 лет. На черепе зафиксированы остатки тонкой шерстяной ткани полотняного переплетения зеленого или синего цвета, сложенной по краю в два слоя - вероятно, головного платка. Под этой тканью в районе затылка обнаружены остатки очелья из тканой красно-синей тесьмы, скрученной с волосами в единый жгут. На отдельных участках очелья сохранились следы патины от украшений. К очелью на шерстяных шнурках (по два с каждой стороны от черепа) в нахлёст привешивались семилопастные виосыные кольца. Под височными кольцами сохранились пряди волос, уложенные "капельками".

Рис. Реконструкция погребального убора. Курган 19. Погребение 2. (Зоц Е. П., Зоц С. А. Реконструкция женского погребального костюма по материалам курганного могильника Новоселки 2.

Рис. 10. 1)

Датировка погребений могильника Новоселки 2 - середина XII - первая половина XIII в. Женский погребальный убор, представленный в данном могильнике, является типичным в целом для Северо-Восточной Руси домонгольской эпохи. Однако обращают на себя внимание ношение перстнеобразных височных колец в ушах только с одной стороны и особенности прически в кургане 19, когда лента очелья скручивалась с прядью волос. Возможно, данные особенности определяются местной модой или погребальной традицией.

Головной убор состоятельных женщин реконструирован на основе находок из Гомельской и Вологодской областей (Сабурова М. А. Погребальный головной убор с христианской символикой из женских погребений XII-XIII вв. // Уваровские чтения - II. Муром, 21-23 апреля 1993 г. - М., 1994).

Головной убор из Гомельской области (курган 9, погребение I) состоял из фрагментов кожи и текстиля. Кожаная основа от очелья сохранилась в виде фрагмента размером 5,5x5 см. На коже были следы от проколов иглой и затяжки по ее краю от несохранившихся ниток, а также след от височного кольца. Вместе с кожей находились восемь фрагментов ткани с золотым шитьем. Перстнеобразные височные кольца из серебра с одним загнутым концом были найдены в погребении по сторонам черепа. Вместе с височными кольцами у левого виска сохранились куски шелковой ленты, а также фрагмент шерстяной клетчатой ткани. Размер его - 2,5x1,5 см.

Реконструкция полного узора очелья сделана по аналогии с сохранившимся фрагментом левой части очелья. Сохранилось пять крестов, вышитых золотой нитью, от предполагаемого ряда из семи крестов. Узор составлен таким образом, будто очелье является полосой, выкроенной из крещатой ткани, на которой кресты располагались в шахматном порядке, тесно заполняя все поле ткани. Край очелья заканчивается фрагментами крестиков, в виде четвертой их части. То есть, это вышитой имитирование ткани с вытканным узором. В XVI в. такая вышивка получила название «шитья на аксамитное дело» Узор оконтован полоской сплошного шитья. Ткань фона - двухслойная саржа (самит) красного цвета. Шитье выполнено пряденым золотом сплошным настилом в технике «напроем».

Впроцессе реставрации удалось расправить ленту у левого височного кольца. Она была сшита из шелковой тафты (тонкой однослойной ткани полотняного переплетения красного цвета). Лента была сложена, прошита и подвернута так, что образовалась петля.

Таким образом, погребальный убор состоял из несохранившегося головного убора, на который было нашито очелье на жесткой основе из красного шелка с золотым орнаментом. О том, что очелье было нашито, свидетельствуют проколы по его краю. К очелью крепились красные шелковые ленты, на которые были подвешены височные кольца. На головной убор, очевидно, был надет шерстяной платок. Кроме головного убора в погребении был найден фрагмент стоячего воротника. Он него сохранился фрагмент шелковой двухслойной саржи красного цвета. Размер ткани 15,5x7 см.

Впогребении найдены 2 шиферных пряслица и целый стеклянный браслет синего цвета. Шитый золотной нитью головной убор, стоячий воротник от одежды и стеклянный браслет свидетельствуют о связях погребенной с городской культурой.

При исследовании погребения в Вологодской области был обнаружен шитый золотом головной убор (курган 38, могильник Володино-П). Шитое очелье было украшено вышивкой в виде пяти кругов диаметром около 5,8 см. Они располагались по горизонтали в один ряд, примыкая друг к другу, укладываясь в размер очелья около 30 см. В нижней части очелья между кругами были вышиты лилиикрины (три из них сохранились). Изображения внутри кругов сохранились частично, в одном из них - первом - на левом виске читался орнамент в виде стилизованного древа с ромбом в центре. В заполнении второго круга - от правого виска - были видны лишь фрагменты ног, туловища и хвоста какого-то животного. Лучше сохранившаяся часть вышивки принадлежала центральному кругу очелья. На шитье внутри центрального круга Изображен ангел в рост с распростертыми по сторонам фигуры крыльями. Фигура напоминает изображение Михаила Архангела, держащего копье в правой руке (последнее недостаточно четко сохранилось). Ткань очелья сохранилась лишь под золотными нитями. Она окрашена червецом в красный цвет. Это двухслойная саржа (самит), вероятно, византийского происхождения. Данное очелье представляло собой композицию из пяти кругов с Архангелом Михаилом в центре и, вероятнее всего, с симметрично расположенными по сторонам от него животными и древами.

По аналогии образов шитья с соответствующими фигурами на шлеме Ярослава Всеволодовича восстановлены утраченные детали шитья на очелье - древа в центре с ромбом и крылатые хищники.

Вголовной убор погребенной входили трехбусинные кольца из серебра. На шее находился ожерелок из бляшек на берестяной основе. Бляшки из свинцово-оловянистого сплава. На груди погребенной найдено ожерелье, состоящее из металлических медальонов и бусин. Они тоже сделаны из оловянисто-свинцового сплава, поэтому разрушились. Сохранились лишь четыре медальона, диаметр их более пяти сантиметров. На двух медальонах изображены птицы. На двух других - изображен «процветший» крест. В верхней части медальона находится бусина-пронизка для подвешивания медальона.

Кроме медальонов в ожерелье входили бусины из оловянисто-свинцового, сплава. Они были покрыты полусферами и ложно-зерненным орнаментом. На руках погребенной были ложновитые браслеты с трапециевидным замком и геометрическим орнаментом.

Весь комплекс украшений, найденный в описанном выше кургане, уходит своими корнями в княжеско-боярский убор, известный по древнерусским кладам конца XII - начала XIII вв., большинство из которых зарыто во время нашествия татар Имитация драгоценных украшений из гораздо более дешевого материала свидетельствует о принадлежности погребенной женщины к городской привилегированной части общества, возможно, она происходила из дружинной среды. Дата погребения

-конец XII - начало XIII вв.

Украшенные вышивкой или нашивными бляшками очелья женских головных уборов хорошо известна в древнерусских погребениях. Они представляли собой самостоятельную конструктивную деталь убора, для украшений которой использовались византийские ленты, золотное шитье, бисер, бусы, жемчуг, бляшки... Возможно, что очелья с вышитыми фигурами, связанными с христианской символикой, являлись частью женского ритуального убора. Однако, не исключена вероятность, что такая демонстрация принадлежности к христианству была характерна для парадного костюма при жизни.

Для сохранения формы очелья под него подшивали жесткую основу: кожу, бересту, луб. Очелья входили в разные типы головных уборов и могли быть частью сложных головных уборов. В женский головной убор так же входили разного вида покрывала (повои) - платы, убрусы, фата.

Русская этнография знает различные покрывала и полотенца, которые ткались специально на свадьбу и смерть, к ним пришивались очелья. Большинство полотенчатых и платкообразных головных уборов ткались из растительных нитей, которые сохраняются в земле крайне редко (Сабурова М. А. Погребальный головной убор с христианской символикой из женских погребений XII-XIII вв. // Уваровские чтения - II. Муром, 21-23 апреля 1993 г. - М., 1994).

Рис. Реконструкция женских уборов из погребений из Гомельской и Вологодской областей (Сабурова М. А. Погребальный головной убор с христианской символикой из женских погребений XII-XIII вв. // Уваровские чтения - II. Муром, 21-23 апреля 1993 г. - М., 1994).

Многослойный головной убор был обнаружен в женском погребении при раскопках в Дмитриевском кремле (Энговатова А. В., Орфинская О. В., Голикова В. П. Исследование золототканных текстильных изделий из некрополя Дмитровского кремля // Русь в IX - XIV веках. С. 179-182). Непосредственно на голове женщины был головной убор из шелковой ткани, к которой пришивались серебряные, позолоченные с внешней стороны бляшки. Скорее всего, это было очелье. Поверх очелья на голову, вероятно, был надет платок - обнаружено два слоя одинаковых шелковых тканей полотняного переплетения (возможно, платок был сложен в два слоя). Поверх платка

(покрывала) на голове погребенной был надет еще один убор, от которого остался лишь фрагмент жесткой основы из бересты. Непосредственно на бересте находилась шелковая ткань, которой, скорее всего, был обшит берестяной каркас. По краю этой шелковой ткани в один ряд крепились бляшки из сплава золота и серебра, вероятно, позолоченные с обеих сторон. В маленьких отверстиях по углам бляшек найдены остатки красных нитей, которыми они были пришиты. Между бляшками были найдены овальные стеклянные бусины диаметром 0,1-0,2 см.

Восстановить внешний вид этого сложного головного убора, к сожалению, не представляется возможным, не ясно даже, был ли это особое погребальное убранство, или же праздничный убор, носимый при жизни. Многослойность головного убора позволяет лишь осторожно предполагать, что это мог быть свадебный убор. Обычай хоронить молодых женщин и девушек в свадебном уборе неоднократно отмечался как археологами, так и этнографами.

Судя по археологическим находкам и изобразительным источникам, женщины не носили на поясе сумочек, аналогичных мужским. Однако находки стяжных кошельков в женских погребениях предполагают, что их могли носить и при жизни.

Рис. Находки из раскопок г. Ярославля. Первая половина XIII в. http://www.nat-geo.ru/article/698/gallery/316/3040/?p=0

3.6.Украшения

Кювелирным украшениям, входившим в женский костюм XIII в. относятся височные кольца, серьги, ожерелья, бусы, подвески, браслеты и перстни. Шейные гривны в начале XIII в. уже выходят из моды. При этом, судя по изобразительным источникам, гривны сохранялись в свадебном костюме до

XVI в.

Рис. Женские украшения вятичей, XII-XIII вв. Из собрания ГИМа.

Височные кольца женщины носили разных типов – перстнеобразные, браслетообразные,

трехбусинные, многобусинные, кудрявые...

Рис. Кудрявое височное кольцо из белого металла. Сер. XIIпервая треть XIII вв. (Энговатова А. В., Коваль В. Ю. Мякининский комплекс памятников археологии // Архоелогия Подмосковья. Вып. 3. С.

77).

До конца XIII в. на северо-западе Руси бытовали ромбо-щитковые височные кольца. В местах расселения вятичей сохранялись лопастные височные кольца (с секировидным окончанием лопастей). Большую популярность приобретают трехбусинные височные кольца. С развитием ювелирного ремесла и спроса рядового населения на дорогие украшения городские ювелиры стали выпускать литые височные кольца, имитирующие натуральные бусинные. Подробно с типами височных колец можно ознакомиться в статье: Левашева В. П. Височные кольца // Очерки по истории русской деревни X-XIII

вв. Труды ГИМ. Вып. 43 – М., 1967. С. 7-54.

Менее распространенным, но типично городским украшением были колты. Изначально входившие в княжеский убор, колты, подобно многим другим элементам убора, постепенно вошли в костюм широких городских слоев. В начале XIII в. в городах стали отливать из бронзы и свинца дешёвые колты для продажи на рынке. После монголо-татарского нашествия колты уже не были распространены.

Рис. Серебряные колты из клада середины XIII в. (Никольская Т.Н. Земля вятичей. - М., 1981.

Рис. 60. 1,2)

Рис. Литейные формочки для изготовления колтов. XII-XIII вв., г. Серенск (Никольская Т.Н.

Земля вятичей. - М., 1981. Рис. 48. 17, 18).

Серьги в XIII в. женщины носили из свернутой в колечко проволоки. То есть, по своему виду серьги не отличались от перстневидных височных колец. Кроме того, и некоторые другие виды височных колец могли носить в ушах, как серьги (Сабурова М.А. Женский головной убор у славян (по материалам Вологодской экспедиции) // Советская археология. № 2, 1974. С. 85-97; Степанова Ю. В. Женский головной убор с височными кольцами X-XIII вв. (по материалам погребальных памятников Верхневолжья // Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. - Тверь, 2002. Вып. 4. С. 308-312).