Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие по Истории России.doc
Скачиваний:
509
Добавлен:
14.05.2015
Размер:
2.2 Mб
Скачать

7. Идеологические кампании и репрессии второй половины 40-х-начале 50-х годов.

В послевоенные годы народ ожидал улучшения жизни, смягчения режима, расширения демократических основ. В 1946 году был подготовлен проект новой, более прогрессивной Конституции. Например, в новой Конституции СССР предполагалось допустить наряду с государственной собственностью мелкие частные хозяйства крестьян и кустарей. Предполагалось также ликвидировать специальные суды военного времени и военные трибуналы. В 1947 г. появился проект новой Программы ВКП(б). Эти документы не публиковались, они обсуждались в узком круге и были отвергнуты.

В послевоенные годы вместо расширения демократии Сталин вернулся к политике репрессий. Началась борьба с космополитизмом: считалось, что народ утратил веру в советский строй, выступил за установление буржуазных порядков. Космополитизм отказ от патриотических традиций, национальной независимости и культуры. Советских людей обвиняли в «низкопоклонстве перед Западом», утрате бдительности, чувства гордости за Родину. В рамках борьбы с космополитизмом в 1948 году был проведен процесс по делу «Антифашистского еврейского комитета».

В послевоенные годы усилился контроль партии за общественной жизнью, за сферой духовной культуры. Возглавлял этот контроль А.А. Жданов. В сфере культуры в 1946-1948 гг. была принята серия идеологических постановлений ЦК ВКП(б):

  • О литературе – о журналах «Звезда» и «Ленинград» (первый получил выговор, а второй был закрыт). Обвинения обрушились на А.А. Ахматову, М.М. Зощенко, других литераторов. Ахматова и Зощенко были исключены из Союза писателей.

  • О киноискусстве – были подвергнуты разгромной критике некоторые фильмы В.И. Пудовкина и С.М. Эйзенштейна.

  • О музыке – осуждалась «декаденская» опера В.И. Мурадели «Великая дружба» и др. Антинародны направлением считалось творчество Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна.

  • О театральном искусстве – был подвергнут критике репертуар драматических театров.

Давление на представителей советской интеллигенции вызвало кризис отечественной культуры в послевоенный период.

В 1947-1951 гг. были проведены погромные «дискуссии» по философии, языкознанию, политэкономии, истории, физиологии, в ходе которых насаждалось единомыслие в науке. Эталоном научности провозглашались труды Сталина. «Буржуазными лженауками» были объявлены кибернетика, генетика, квантовая механика. После ареста в 1940 г. академика Вавилова руководство сельскохозяйственной наукой в СССР, а с 1948 г. и всей биологической наукой было передано Т.Д. Лысенко. Лысенко объявил все идеи и работы прогрессивных биологов «вне закона», как лженаучные, отошедшие от дарвинизма и принадлежащие «вейсманизму-менделизму-морганизму». Была запрещена генетика как наука. В результате деятельности Лысенко страна понесла колоссальные материальные потери. Была запутана система семеноводства и опытного дела, подорваны основы агрономии. В результате советская биология и сельскохозяйственная наука в целом значительно отстали от развития мировой науки. Выдающиеся советские физики – П.Л. Капица, А.Ф. Иоффе – были отстранены от административного руководства своими институтами.

В угоду Сталину еще большей фальсификации подверглась отечественная история.

1946-1953 годы представляли собой апогей сталинизма как политической системы. В стране была проведена чисто внешняя демократизация. Прошли перевыборы Советов всех уровней, впервые в соответствии с Конституцией были проведены прямые и тайные выборы судей и заседателей. После длительного перерыва возобновились съезды общественных организаций, профсоюзов и комсомола, а в 1952 г. состоялся XIX съезд партии. Партия была переименована в КПСС. На самом же деле единовластие Сталина оставалось неизменным. Началась новая волна массовых репрессий.

  • В конце 1940-х годов было сфабриковано так называемое «Ленинградское дело». Видных деятелей партии и государства обвиняли в намерении превратить Ленинград в опору борьбы со Сталиным и его окружением, создать самостоятельную Российскую компартию, а Ленинград объявить столицей России. В 1950 г. расстреляны Н.А. Вознесенский – руководитель экономики в военные годы, председатель Госплана, член Политбюро ЦК партии; М.И. Родионов – председатель Совета Министров РСФСР; А.А. Кузнецов – один из организаторов обороны Ленинграда, секретарь ЦК партии; П.С. Попков – секретарь Ленинградского обкома партии. Всего в течение 1949-1950 гг. было репрессировано около 3500 партийно-государственных работников Ленинграда и области.

  • В 1951г. сфабриковано «Мингрельское дело». Сталин решил разделаться с Л. Берией (мингрелом по национальности). Его отстранили от работы в органах госбезопасности, арестовали близких к нему людей.

  • Были арестованы несколько генералов из окружения Г.К. Жукова, сам он снят с поста заместителя министра обороны и направлен руководителем Одесского военного округа. Маршал Г.К. Жуков оказался в опале по обвинению в сколачивании группы недовольных генералов и офицеров и неуважении к Сталину. В тюрьме оказались министр авиапромышленности А.И. Шахурин, маршал авиации А.А. Новиков.

  • В сентябре 1952 г. была арестована группа медиков Кремлевской больницы (акад. В.Х. Василенко и В.Н. Виноградов, И.А. Рапопорт и др.). Их обвиняли в смерти А.А. Жданова в 1948 году, и в попытках умертвления государственных деятелей. Возникло «Дело врачей». Началась открытая травля медицинских работников. После смерти Сталина врач Тимашук, которая якобы раскрыла вредительство в Кремлевской больнице, неожиданно попала под машину. Так заметались следы.

  • Продолжались репрессии против бывших советских военнопленных и угнанных в Германию мирных жителей, репатриированных в СССР (около 2 млн.; большинство из них оказались в лагерях или ссылках). По общему мнению историков, число заключенных в лагерях и тюрьмах достигло своего максимума в 1948-1952 гг., составляя, по разным оценкам, от 4,5 до 12 млн. человек.

В последние годы жизни Сталин стал особенно подозрительным, никто из его ближайшего окружения, включая Берию, не чувствовал себя в безопасности. Только смерть Сталина в марте 1953 г. спасла тысячи советских граждан от новых чудовищных репрессий.