Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебные пособия / Учебное пособие.doc
Скачиваний:
49
Добавлен:
19.04.2013
Размер:
2.13 Mб
Скачать

Вложения капитала достигают предела, то рента будет максимальной при данном уровне отдачи от вложений капитала).

Теорию ренты Маршалл рассматривает не как обособленный раздел экономической науки, а как частный случай более широкого явления - использования любого фактора производства на пределе его эффективности.

Доход на уже вложенный капитал можно рассматривать как квазиренту, а цена уже вложенного капитала - капитализированный доход. Когда капиталист планирует вложения капитала, он сопоставляет ожидаемый доход с процентом (только применительно к планируемым вложениям капитала доход представляет собой разновидность процента). Когда вложения уже сделаны доход по своей природе ближе к ренте.

Теория заработной платы.

Каждый фактор производства, согласно Маршаллу, может быть использован, пока его прирост обеспечивает такое увеличение продукции, которое окупает затраты на данный фактор производства. Это относится прежде всего к труду: капиталист может увеличивать число рабочих, пока увеличение продукта в результате труда последнего, предельного работника покрывает затраты на его заработную плату. Капиталист может наращивать физический капитал (машины, оборудование и т.д.), пока отдача от последних, предельных вложений покрывает процент на капитал. Но при этом нужно иметь в виду: во-первых, этот принцип применим в условиях убывающей отдачи от дополнительных вложений капитала, убывающей отдачи от дополнительного работника, во-вторых, этот принцип предполагаетнеизменность остальных факторов производства(подобно тому, как в сельском хозяйстве неизменна площадь земельного участка), в-третьих, этот принцип сам по себе еще не объясняет ни величину заработной платы, ни норму процента.Если капиталист не склонен нанимать еще одного работника, когда он ожидает, что увеличение продукта в результате его труда не покроет расходов на его заработную плату, это еще не значит (как много раз подчеркивает Маршалл), что заработная плата определяется производительностью предельного работника. Заработная плата при определенных предпосылках имеет тенденцию сравняться с производительностью предельного работника, но не определяется ею. К тому же предпосылки эти весьма сложны: убывающая отдача, наличие средств у нанимателей труда, нормальная работоспособность рабочего и т.д. Главное же, совокупное предложение труда и капитала в данной отрасли должно быть доведено до предела, когда дальнейшее увеличение занятого труда дает отдачу, не большую, чем заработная плата. Не столько предельная производительность определяет уровень заработной платы, сколько уровень заработной платы определяет допустимую для предпринимателя предельную производительность труда. Тем не менее, предельная производительность труда - один из факторов, влияющий на занятость и заработную плату. Она воздействует на спрос на рабочую силу, который предъявляет капиталист, исходя из условий ее предложения. А уровень заработной платы определяется условиями равновесия спроса и предложения труда.

“Рассматриваемую доктрину, - пишет Маршалл, - иногда представляли в качестве теории заработной платы. Однако для такой претензии нет достаточных оснований. Доктрина о том, что заработок рабочего имеет тенденцию быть равным чистому продукту его труда, сама по себе не имеет никакого смысла, поскольку для определения размера чистого продукта мы должны принимать в качестве фиксированных все другие издержки производства товара, кроме заработной платы самого рабочего”.

Не представляя собой теории заработной платы, данная доктрина

проливает свет на действие одной из причин, регулирующих

заработную плату, а именно - спрос предпринимателей на труд рабочих.

Предельная оплата труда рабочего - не обязательно самая низкая. Речь

идет о плате за труд относительно производимой продукции. И здесь высоко оплачиваемый труд может оказаться самым дешевым (как правило, так оно и есть). Маршалл приводит американский афоризм, что самый удачливый бизнесмен - это тот, которому удается платить самую высокую зарплату.

Если же принять за неизменные затраты на труд, то доходность последних дополнительных вложений в машины будет определять чистый продукт капитала. Но отсюда также нельзя вывести теорию процента, как из чистого продукта предельного рабочего - теорию заработной платы. Отсюда можно заключить лишь о причине, регулирующей спрос предпринимателей на дополнительный капитал, о той цене, которую предприниматели согласились бы платить за дополнительно привлеченный капитал.

Заработная плата и доход на капитал.

Как и в случае с трудом, предприниматель учитывает не только ту прибыль, которую может принести дополнительное вложение в машины, допустим, 100 долларов, но и тот убыток, который будет вызван изъятием из производства предельной дозы капитала. Соответственно, он готов платить за эту дозу капитала больший или меньший процент. Некоторые виды капитала (оборотный капитал, инструменты, может быть, небольшие машины) столь необходимы, - пишет Маршалл, - что “потеря этого капитала окажется столь губительной, что предприниматели готовы платить за него даже 50%, если им не удается получить его на более легких условиях..., хотя конкуренция препятствует тому, чтобы с помощью использования этого необходимого капитала получать прибыль, сколько-нибудь превышающую обычную отраслевую.

Некоторые машины предприниматели использовали бы при ставке в 20%, некоторые - 10, 6 и т.д. Если реальная ставка процента - 4%, “когда эта ставка достигнута, предельная полезность машин, то есть тех машин, которые предпринимателям только как раз стоит использовать, измеряется ставкой в 4 %” (если эта ставка не достигнута, капиталист готов вкладывать капитал, привлекая его по более высокому проценту – если производство

не насыщено капиталом относительно труда или лишилось части капитала).

Заработная плата предельного рабочего для отдельного капиталиста дана на рынке, так же как дан и процент, но в целом спрос капиталистов на труд и на капитал определяется предельной производительностью труда и капитала. Но не этим определяется их предложение. А реальная заработная плата и реальный процент определяются взаимодействием спроса и предложения труда и капитала, а также конкуренцией, взаимозаменяемостью труда и капитала.

Спрос капиталистов на дополнительный капитал зависит от ставки процента (как и спрос на дополнительный труд - от предельной заработной платы). Ставка процента и заработная плата предельного рабочего регулируют спрос капиталистов на капитал и на труд, приемлемую для капиталистов выгодность дополнительных вложений в заработную плату или в вещественные элементы капитала, а также взаимозаменяемость труда и вещественных элементов капитала. Если процент снижается - расширяются возможности для вложений капитала в машины и т.д. Предельная производительность каждого фактора производства важна именно потому, что “только на пределе может произойти любая из тех передвижек, посредством которых и проявляют себя изменившиеся отношения спроса и предложения” (на факторы производства).

Труд и капитал постоянно конкурируют между собой внутри одного предприятия, одной или данной отрасли промышленности. Но замещение труда капиталом не означает абсолютного сокращения спроса на труд в обществе в целом. “По существу, замещение труда капиталом в действительности представляет собой замещение одних форм труда другими” (связанными с большим временем ожидания).

Конкуренция между трудом и капиталом внутри предприятия или отрасли, это, как говорит Маршалл, конкуренция вертикальная. Но существует еще и конкуренция горизонтальная - конкуренция между различными сферами применения труда и капитала. Если предложение труда или капитала (или более дробно - любого фактора производства: какого-либо вида труда, какого-либо материального ресурса) увеличивается, его можно применить в производстве, где потребность в нем меньшая и где он менее производителен. Но предложение труда или капитала (или более дробного фактора производства) зависит от собственных причин, определяется специфическими факторами, а цена фактора производства (заработная плата или процент на капитал) “покоится на равновесии между противодействующими давлениями с двух сторон: с одной стороны - сил спроса, а с другой - сил предложения.” Конкуренция выравнивает цену предложения фактора производства во всех сферах его применения, и эта цена становится общей ценой предложения фактора производства.

Цена спроса на труд со стороны предпринимателя определяется предельной производительностью труда. Цена предложения труда определяется издержками воспроизводства работника, сложившимся уровнем его потребления, затратами на воспитание и образование детей, а также тягостью труда для рабочего. Железный закон заработной платы, о котором писал Рикардо, во времена Маршалла ушел в прошлое, но лишь в немногих развитых странах. В большинстве стран, по словам Маршалла, он действовал.

Вложения в поддержание бодрости и здоровья, в воспитание и образование детей Маршалл считает самым эффективным вложением капитала. Поэтому, чем выше доля рабочего в национальном доходе, тем лучше перспективы развития общества в целом. В конечном счете, это не противоречит интересам капиталистов и предпринимателей. “Высокооплачиваемый труд обычно является высокопроизводительным, а поэтому недорогим”.

Тягость труда определяет оплату последнего, наиболее тяжелого часа работы. Оплата за 9 часов труда должна быть такой, чтобы возместить тягость последнего часа труда. За остальные часы труда рабочий получает, согласно Маршаллу, нечто вроде ренты. Это довольно сомнительная конструкция, во всяком случае, не ко всем видам труда она применима: труд, дающий удовлетворение, все равно должен оплачиваться. Взрослый семейный рабочий вряд ли располагает свободой выбора между трудом и досугом, в зависимости от того, насколько тягостен для него последний, предельный час труда. Такое рассуждение скорее применимо к подростку, который подрабатывает для оплаты развлечений и может отказаться от работы, если досуг покажется ему более привлекательным, чем заработок. Тем не менее, эта сомнительная конструкция, которая в теории Маршалла большой роли не играет, была широко использована сторонниками экономического либерализма для доказательства того, что безработица, в целом, носит добровольный характер: рабочие отказываются от работы потому, что находят оплату последнего часа работы недостаточной.

Итак, предельная производительность труда регулирует цену спроса на труд, но цена предложения труда находится “в тесном соотношении с издержками воспроизводства, обучения и содержания производительных работников”. Цена спроса и цена предложения труда взаимодействуют и регулируют друг друга, и в конечном счете уровень заработной платы определяется равновесием цены спроса и цены предложения.

Теория процента.

Предложение капитала зависит от сбережений, а сбережения стимулируются процентом. Чем выше процент, тем, в общем случае, больше склонность к сбережениям. Спрос на капитал также зависит от процента, но зависимость здесь иная: чем ниже процент, тем выше спрос на капитал. “Итак, процент, будучи ценой, уплачиваемой на всяком рынке за использование капитала, стремится к равновесному уровню, при котором совокупный спрос на капитал на данном рынке при данной процентной ставке равен совокупному объему капитала, поступающего туда по этой процентной ставке”.

Маршалл писал, что увеличение оплаты труда вызывает быстрое увеличение предложения труда. Но с предложением капитала дело обстоит иначе. Для большой страны в целом (а не локального рынка капитала) “мы не можем считать, что совокупное предложение (капитала) способно быстро и в большой степени измениться в результате изменения процентной ставки... Поэтому в течение некоторого времени реакция на значительное расширение спроса на капитал вообще выразится не столько в увеличении предложения, сколько в повышении ставки процента, а это вызовет частичный отток капитала из тех областей его применения, где его предельная полезность самая низкая. Повышение процентной ставки способно лишь медленно и постепенно увеличивать общий запас капитала”.

Процент как вознаграждение за ожидание Маршалл называет “нетто”-процентом, или чистым процентом. Но заемщик платит заимодавцу процент, который должен покрыть страхование немалого риска и расходы по управлению капиталом, предлагаемым в ссуду. С точки зрения заимодавца (банка) - это не процент, а прибыль. Уровень процента как платы за ожидание выравнивается для общества, но уровень процента для разных заемщиков разный, потому что разный риск.

Теория прибыли.

Прибыль, в отличие от процента - это плата за управление капиталом, за предпринимательскую деятельность и предпринимательские способности. Предприниматель стремится наилучшим образом комбинировать факторы производства, которые можно свести к труду и капиталу, с тем, чтобы получить максимальную прибыль. “В современном мире, - пишет Маршалл, - частные предприниматели и должностные лица акционерных компаний, из которых многие накопили лишь небольшой собственный капитал, стоят у руля управления великим индустриальным механизмом. Нити интересов собственников капитала и рабочих сходятся к ним и расходятся от них, и они жесткой хваткой держат те и другие в своих руках.

Маршалл стремится показать, что спрос и предложение способностей предпринимателя также регулируется рынком, предельным вознаграждением. Но это ему в какой-то степени удается лишь

применительно к временному периоду, равному жизни трех поколений.

Выравнивания нормы прибыли не происходит. Выравнивается процент, а не прибыль. Прибыль тем выше, чем больших затрат труда требует управление (где выше удельный вес оборотного капитала в совокупном капитале, где выше удельный вес заработной платы в оборотном капитале, где больше труд по управлению относительно размеров капитала - в мелком предприятии). Общей средней нормы прибыли не существует, но для каждой отрасли существует обычная “справедливая” прибыль.

В целом прибыль является буфером между ценой и оплатой других факторов производства (кроме услуг предпринимателя). Она может быть и очень высокой, и нулевой, и отрицательной.

В целом услуги предпринимателей-новаторов никогда не оплачивались в соответствии с их вкладом в общественное богатство и процветание общества.

Если предложение капитала достаточно для снижения ставки процента, доля капитала в национальном доходе уменьшается, а доля труда может увеличиться. Аналогично, увеличение доли труда ведет к увеличению доли капитала. Но увеличение оплаты труда или расширение применяемого капитала ведет не только к соответствующему росту их доли в национальном доходе, но и к росту совокупного национального дохода. Если количество фактора производства ограничено, его оплата возрастает за счет других факторов производства. Но рост оплаты данного фактора производства ведет к росту его предложения, рост оплаты труда ведет к росту его производительности, и тогда он получает вознаграждение уже не за счет других факторов производства, а за счет возросшего национального дохода.

Национальный доход представляет собой одновременно и совокупный

чистый продукт всех факторов производства внутри страны, и единственный источник оплаты этих факторов производства.

Каждый фактор производства, кроме земли, увеличивается тем быстрее, чем больше его доля в национальном доходе, но каждое увеличение данного фактора производства ведет к насыщению потребности в нем и вызывает противодействующую тенденцию к снижению его цены и его доли в национальном доходе, следовательно, возрастет доля других факторов.

Факторы производства не только конкурируют друг с другом, но они и обусловливают рост спроса друг на друга, рост национального дохода, который является источником оплаты всех факторов производства и источником спроса на них. “ Мы можем определить двойное отношение, которым факторы производства связаны друг с другом...” Снижение ставки процента увеличивает приложение капитала за счет труда на данном предприятии, но оно увеличивает национальный доход и общий спрос на труд. В результате доля труда в национальном доходе возрастает.

Каждый фактор производства по его предельной производительности относительно его оплаты сопоставляется с другими факторами производства. Следовательно, между применением разных факторов производства существует своеобразная конкуренция (Маршалл называет ее горизонтальной конкуренцией).

В то же время, различные сферы применения факторов производства соперничают друг с другом за использование данного фактора производства (вертикальная конкуренция). Факторы производства (например, рабочие) могут перемещаться из одной сферы в другую. Если растет предложение фактора производства, он частично перемещается в сферу, где он менее производителен. Горизонтальная и вертикальная конкуренция влияют на цены факторов производства.

Соседние файлы в папке Учебные пособия