Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
61
Добавлен:
16.04.2015
Размер:
132.61 Кб
Скачать

Эволюция ответов на вопросы (в % от числа опрошенных или от численности электората)

Варианты ответа

Среднее, апрель 2000 г.

Среднее, март 2003 г.

Электорат Путина в 2000 г.

Электорат Путина в 2004 г.

Электорат «Единой России»

«Согласны ли Вы, что было бы лучше, чтобы все в стране сталось так, как было до 1985 года?»

Согласны

50

56

39

49

44

Не согласны

40

38

54

45

47

«Какая политическая система кажется Вам более правильной?»

Советская

42

48

26

39

38

Нынешняя

11

18

18

26

26

Демократия западного образца

26

22

33

24

27

«Какая экономическая система кажется Вам более правильной?»

Основанная на государственном планировании и распределении

52

56

43

53

47

Основанная на частной собственности и рыночных отношениях

33

34

40

37

46

Таблица 3

Ответы на вопрос "Каким путем дальше идти России?" (в % от числа опрошенных или от численности электората)

Варианты ответа

Средний показатель

Электорат Путина в апреле 2000 г.

Европейским

15

20

Советским

18

9

Особым

60

65

социалистические рельсы. Об этом наглядно свидетельствуют данные о тогдашних настроениях его электората по сравнению со средними показателями (см. табл. 3).

С тех пор, как можно убедиться, электорат Путина полевел и, по прогнозу, сделанному на основе данных марта 2003 года, численно пополнился. Вот как выглядели бы результаты выборов, если бы они состоялись в том же составе претендентов, что и три года назад (при несколько большей явке в 76%):

Март 2000г.

Прогноз*

В. Путин

39 млн. голосов

40,5 млн.

Г. Зюганов

22 млн.

8 млн.

Г. Явлинский

4 млн.

2 млн.

А. Тулеев

2 млн.

1 млн.

В. Жириновский

2 млн.

2 млн.

Против всех

1,5 млн.

5 млн.

 Респонденты, репрезентирующие примерно 23 млн. граждан, называют другие имена претендентов, среди которых мы находим и С. Глазьева, в Б. Немцова, и Ю. Лужкова, но каждый из них не набирает и 1 млн. голосов. (66 стр.)

Как видим, прогноз для контрреформаторских сил выглядит просто катастрофическим из-за совершенно безальтернативного владычества в электоральном пространстве президентских выборов Путина.

Далеко не таким безоблачным для реформаторов предстает прогноз парламентских выборов. Сложившаяся в стране политическая система с беспартийным или надпартийным президентом во главе ведет к тому, что значительная часть намечающегося электората Путина сохраняет приверженность контрреформаторским партиям (15% его электората проголосуют за КПРФ), а считающейся президентской партией Единой России отдадут голоса лишь 27% путинских избирателей.

Вот как выглядит по положению на конец марта численность электората ведущих партий в процентах от надежных избирателей и от всего списка:

КПРФ

Единая Россия

ЛДПР

СПС

Яблоко

От голосующих

31

21

7

6

5

От списка

22

15

6

6

5

Если перевести эти данные в миллионы голосов и добавить голоса, отданные не отраженным в таблице карликовым партиям того или иного толка, можно увидеть, что контрреформаторский лагерь уже набирает при прогнозируемой явке в 62 млн. человек 29 млн. голосов, в то время как в лагере реформаторов насчитывается пока 24 млн. сторонников (вместе с партиями - миноритариями). Если на прошлых выборах Единство и ОВР набрали в сумме 24 млн. голосов, то теперь за Единую Россию намереваются проголосовать только 13 млн. избирателей. За обе правые партии в 1999 году голосовали 10 млн. человек, сегодня их намечающиеся электораты охватывают 7 млн. активных сторонников. Такая существенная потеря голосов происходит как за счет сокращения числа желающих участвовать в выборах, так и того, что даже среди собирающихся прийти на выборы 9 млн. человек еще не определились в своих партийных пристрастиях. Исход выборов зависит от того, как распределится между двумя лагерями эта категория избирателей.

На старте предвыборной гонки КПРФ и ее лидер обнаружили способность к наращиванию своего рейтинга, и это означает, что КПРФ сохраняет роль структурообразующего фактора в предстоящей борьбе за Государственную думу и отправной точки в системе координат, образующих электоральное пространство. Роль другой основной точки выполняет Путин, и все партии позиционируют себя, так или иначе соотносясь с этими точками. Во всяком случае, так обстоит дело, если анализировать не столько программы и декларации партийных лидеров, сколько настроения партийных электоратов.

То, что КПРФ сохраняет положение партии, ведущей за собой самую многочисленную избирательную когорту, нисколько не удивительно в стране, где численно преобладают отмеченные в начале статьи ностальгические настроения и взгляды. И если партия коммунистов набирает всего 20 млн голосов, а не все 40, то дело тут в том, что электорат коммунистов является носителем не каких-то конкретных идей о возможных шагах по возвращению прежних экономических и политических отношений, а по преимуществу смутных ностальгических переживаний по распавшемуся Советскому Союзу и мстительных чувств в отношении тех, кто, по их мнению, в этом повинен (т.е. "демократов"). Избиратели КПРФ уверены, что распада Союза можно было избежать. Поэтому КПРФ можно определить как партию "фантомной боли", но не партию "построения социализма в отдельно взятой стране".

Другая отличительная особенность коммунистического электората – объединение в себе самых обездоленных, неадаптированных и не надеющихся приспособиться к новым условиям, самых социально обделенных. Две трети в его составе не дотягивают, по собственному определению, даже до положения "нижней части среднего (67 стр.) класса". Пенсионеров среди избирателей КПРФ 54%. Имея такой состав и такие настроения, электорат КПРФ воплощает в себе наивысшую степень неверия в правильность пути, которым идет страна, в способность нынешней власти (в особенности, правительства и лично М. Касьянова, а также поддерживающей их "партии власти") улучшить положение дел. Что же касается Путина, и в этом состоит специфика нынешней ситуации, то электорат КПРФ можно лишь с известной натяжкой назвать оппозиционным президенту. Из числа сторонников КПРФ 37% доверяют Путину и 32% готовы проголосовать за него на президентских выборах (41% - за Зюганова). Наконец, последние важные отличительные признаки электората КПРФ – наибольшая степень антиамериканизма и высокая электоральная активность.

КПРФ можно считать "реперной точкой" электорального ландшафтов том смысле, что все остальные основные электораты в той или иной мере антагонистичны коммунистам (наивысшая степень симпатии – 8% в электорате Яблока). Подлинно же антиподом электорату КПРФ выступает электорат СПС, Он противоположен уже по своему социально-демографическому составу: в нем всего 8% приходится на пенсионеров, 35% составляют лица в возрасте от 18 до 24 лет (в КПРФ таких 3%), как правило, из хорошо адаптированных семей. Соответственно, этой публике не присуща ностальгия по советским временам, она уверенно смотрит в будущее, доверяет президенту и правительству (в особенности Касьянову), не чурается слова "демократ". Ярко выражены в этом электорате западнические настроения – хорошее отношение к США, желание сотрудничества с НАТО.

Для электората ЛДПР характерно одновременное неприятие и коммунистов, и, исключая в какой-то мере Путина, нынешней власти. Путину здесь доверяют в той же степени, как и в электорате КПРФ – 37% и проголосуют за него 40%; собственному же вождю доверяют 60%, но президентом его хотят видеть только 35%. Отметим также, что в прошлых президентских выборах не участвовали 44% "элдэпээровцев" и что во всех прочих личных и идейных пристрастиях это самый капризный и неопределенный электорат. Из числа идейных позиций, выделяющих избирателей ЛДПР, удалось установить только одну – отрицательное отношение к сотрудничеству с НАТО (в пользу неучастия в каких-либо блоках или при отсутствии определенного мнения). Отличает этот электорат и его молодежный характер (46% в возрасте от 25 до 30 лет), и то, что солидная его часть причисляет себя к "нижней части среднего класса" (59%)

Электорат Единой России выделяется, пожалуй, только своим безграничным доверием власти, одобрением всех ее акций, в частности референдума в Чечне, на который возлагаются большие надежды в смысле нормализации положения в этой республике. Любопытно, что 27% избирателей Единой России и считают, что они голосуют за "партию власти", но ровно столько же называют себя сторонниками "демократов".

Среди сторонников Яблока наиболее велика доля людей с высшим образованием (31%) и представителей возрастной группы от 40 до 54 лет. В смысле своих идейных предпочтений они достаточно неопределенны в том, что касается основных вопросов нашего бытия, разводящих людей по партиям и электоратам. Можно отметить лишь некоторую специфику в вопросах второго плана, скажем, определенную приглушенность имперского комплекса, неверие в интеграционные возможности СНГ и ожидание в перспективе его распада, более прохладное, чем в других электоратах, отношение к союзу с Белоруссией. И, наконец, нельзя не отметить тот поразительный факт, что четверть "яблочного" электората голосует за эту партию потому, что она "поддерживает президента России Путина".

Вообще, ответы на вопрос "Чем объясняется ваше намерение голосовать за эту партию?" дают довольно красноречивую картину, характеризующую основные мотивации при выборе избирателями партии-фаворита (см. табл. 4).

На основании этих данных можно определить ЛДПР как чисто лидерскую партию, КПРФ как партию традиционного голосования и веры в нее как в защитницу

(68 стр.)

Таблица 4