Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
литература.docx
Скачиваний:
59
Добавлен:
14.04.2015
Размер:
112.19 Кб
Скачать
  1. «Демон» Лермонтова как романтическая поэма

Поэма «Демон» (1829–1839)

Поэма насчитывает восемь редакций плюс так называемый Ереванский список (первый вариант 6-й редакции), который некоторые исследователи называют отдельной редакцией.

Есть довольно существенная разница между ранними и поздними редакциями, отражающая отличие раннего и зрелого творческого метода Лермонтова. В ранних редакциях сюжет имеет бесспорно романтическую окраску (злобный демон обольщает монахиню и расчетливо губит ее). В поздних версиях характеры героев и их взаимоотношения усложняются. Демон превращается в существо с крайне сложными мотивами и неоднозначным характером.

В Демоне с наибольшей полнотой воплощена самобытная модификация байронического романтического характера, представленная во многих произведениях Лермонтова, – демонический тип. Земное воплощение такого типа было еще до «Демона» продемонстрировано Лермонтовым в драме «Маскарад». Но здесь нет никакой сложности. Все очень ясно. Сложность возникает в психологическом плане, когда Лермонтов обнаруживает высший нравственный, духовный смысл происходящего в виду «небесных сил». Задействованные ранее средства реалистической поэтики здесь оказываются бессильны, и Лермонтов подключает средства романтической поэтики. Свободная комбинация духовных качеств героя, не детерминированных средой, в конечном итоге формирует конфликт «вселенского» масштаба. Это не земная драма любви и ревности, это трагедия личности, её глобальное крушение. Демонический герой теперь ведет диалог, по сути, не с умирающей женой, а с Богом. Кстати, появление такого персонажа, как «Неизвестный», играющего роль «судьбы», подчеркивает и усиливает обобщенный, абстрактно-философский характер ситуации. Подлинная трагедия в ее художественном выражении происходит, по сути, не на земле, а в небесах. Лермонтов создал своеобразную «мистерию», показав «земное» в свете «небесного». Он соединил органически и в проблемном, и в художественном планах эти два начала, выдвинув таким образом универсальную концепцию двоемирия, в котором идеальное и реальное объединяются в одном синтетическом «мирообразе». Такого рода «мирообраз», сочетающий земное и небесное, и предстал особенно четко в поэме «Демон».

Демоническому герою присущи следующие качества:

– поиск свободы, стремление к независимости, нежелание связывать себя какими-то долгосрочными обязательствами (романтизм + байронизм);

– разочарование в жизни, пресыщение удовольствиями (байронизм);

– одиночество, оторванность от окружающих, осознание собственной исключительности (романтизм + байронизм);

– поиск путей преодоления одиночества и разочарования (демонизм);

– отсутствие осознанного стремления к злу при неизменном негативном результате всех поступков, роковые совпадения, приводящие к трагическому финалу помимо воли героя (демонизм);

– отношение к миру как к театру марионеток, стремление занимать позицию «кукловода» (демонизм);

– трагизм фигуры, герой становится объектом сочувствия, а не осуждения для автора (демонизм).

Тамара, второй главный персонаж поэмы «Демон» – земная девушка, которая возвышается до неземной красоты и после смерти возносится в небеса с ангелом. Модифицируясь, земной образ Тамары переводится в «астральный» план, что открывает возможность автору, не нарушая художественной логики повествования, поставить героиню рядом с фантастической фигурой Демона. Вместе с тем и в образе Демона намечаются трансформации, которые приближают его к земной жизни. Но нигде «пришлец туманный и немой» не переходит границы, чтобы предстать в земном «измерении». Поэтическая условность в поэме «Демон» такова, что читатель воспринимает голоса персонажей как некий абстрактно-философский диалог, расположенный в плоскости сознания одного условного лица, обладающего универсальной всеобщностью и вместе с тем напоминающего психологический облик автора, реализующего в лиро-эпической форме свои базовые мировоззренческие позиции.

Таким образом, романтическая и реалистическая поэтики в единой структуре поэмы не производят впечатления эклектики. Они призваны оптимально воплотить жанровое содержание произведения, раскрывающего вечную проблему борьбы добра и зла, и тем самым полностью реализовать авторский замысел.

В плане универсального «мирообраза», который разрабатывал Лермонтов, слияние земного и небесного начал было органичным. Он не только проверял «земное» через «небесное», выходя в идеальные сферы и рассматривая вселенские конфликты, но и небесное проверял через земное. Это можно наблюдать в романе «Герой нашего времени».