Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Начала Психиатрии.docx
Скачиваний:
286
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
332.51 Кб
Скачать

40. Патохарактерологические реакции и патохарактерологические формирования личности. Деформирующие типы воспитания. Акцентуации характера.

Термин «патологическое развитие личности» был предложен в 1910 г. Карлом Ясперсом для отграничения патологических состояний, связанных с особенностями личности и нестандартными социальными ситуациями, в которых эта личность оказывается (развитие личности) от изменений личности, вызванных болезненным процессом (собственно заболеванием). При патологическом развитии в условиях столкновения с чрезвычайными или длительными объективно или субъективно неразрешимыми ситуациями происходит усиление и закрепление черт личности, свойственных ей изначально, в результате чего возникает дезадаптация. Понятие патологического развития личности является сборным и включает различные варианты психогенных патологических формирований личности. Одна из известных отечественных классификаций патологических формирований личности принадлежит В.В.Ковалеву . Им были выделены: невротические, постреактивные, патохарактерологические варианты развитии, которые были описаны ранее, а также предложенный им вариант развития личности дефицитарного типа - патологическое развитие личности у больных с физическими уродствами и хроническими инвалидизирующими соматическими заболеваниями, которое позже стали называть психосоматическим развитием. Каждый из названных типов подразделяется на ряд клинических вариантов в зависимости от преобладания тех или иных характерологических нарушений.

Р., 15 лет, 4 года назад в результате железнодорожной травмы перенес ампутацию левой ноги на уровне середины бедра и левой руки с вычле нением части ключицы и лопатки. Были сделаны протезы, с которыми он не очень успешно управляется. После травмы в течение 3 лет отмечался дневной и ночной энурез, который прекратился к 14-летнему возрасту. Психическое состояние в настоящее время определяется характерологическими нарушениями.

Переживает, что он «калека», «доводит до бешенства» необходимость отвечать на вопросы о причинах такого состояния. Очень обижается, если кто-то разглядывает его протезы, даже если это родители. Стал эгоистичным, капризным, раздражительным. Если что-то его не устраивает, кричит, становится агрессивным, особенно по отношению к родителям, упрямый, несговорчивый. Если рядом находятся другие люди, особенно незнакомые, замыкается, молчит, злобно смотрит исподлобья. Настроение неровное, чаще угрюмо-печальное. Сон и аппетит хорошие. Друзей практически не имеет, хотя и тянется к сверстникам, предпочитая общение по телефону. Стержневым переживанием больного является железнодорожная трагедия и ее последствия, не может говорить на эту тему, возмущается, если по телевизору показывают передачи о подобных происшествиях. В данном случае можно говорить о невротическом формировании личности по возбудимому типу. Скорее, этот вариант патологии можно отнести к патологическим формированиям личности при хронических инвалидизирующих соматических расстройствах, по В.В.Ковалеву.

Понятие патохарактерологическое развитие использовали для обозначения разных вариантов динамики психопатий. Много внимания уделялось биологическим и социальным факторам (прежде всего условиям воспитания) в возникновении патологии личности. Особое патогенетическое значение в формировании краевых психопатий имеет эмоциональная депривация в раннем детском возрасте (при физическом уродстве, сиротстве и т.п.), а также неправильное воспитание.

В зависимости от их преобладания выделялись «ядерные» (конституциональные) и «краевые» (нажитые) формы психопатий. Становление «краевых» психопатий связано с нарушением развития личности в постнатальном периоде. Это аномалии характера, возникающие в результате патохарактерологического развития личности под влиянием неблагоприятных социально-психологических факторов. При формировании краевой психопатии наблюдаются «психопатические циклы»: в результате психогенного заболевания личность становится эмоционально-лабильной, создает конфликт, дает на него психогенную реакцию, и после нее обнаруживаются еще более выраженные патохарактерологические черты, такие как взрывчатость, склонность к истерическим формам поведения, демонстративность и др.

Особое внимание уделяется невротическим развитиям личности. Был обобщен опыт изучения этой патологии. Данная форма психогенного развития, характеризующаяся специфической динамикой, также приводит к формированию патологии личности (краевой психопатии). Возникает невротическое развитие при длительно существующей психогенно-травматической ситуации. Первый этап невротического развития личности протекает с депрессивной и астено-депрессивной симптоматикой, второй - с характерологическими изменениями личности с преобладанием истерических, эксплозивных черт, либо астенического синдрома со склонностью к навязчивостям

Потворствующая гиперпротекция — родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются минимальными успехами и требуют такого же восхищения ими от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний подростка, его стремлении к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы.

Доминирующая гиперпротекция — ребенок также в центре обостренного внимания родителей, которые отдают ему много времени и сил, однако лишают самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.

Гипопротекция — к подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, он заброшен физически и неухожен. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка.

Эмоциональное отвержение — ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. При скрытом эмоциональном отвержении родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему.

Повышенная моральная ответственность — от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких, и подросток боится их разочаровать.

Жестокое обращение с ребенком — склонность родителей к применению строгих наказаний даже при незначительных нарушениях поведения при игнорировании потребностей подростка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит стена эмоциональной холодности и враждебности (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1998).

Воспитательная позиция родителей

В подростковом возрасте особое значение приобретает воспитательная позиция родителей — совокупность установок родителей в отношении воспитания детей, характеризующих прежде всего самих родителей как субъектов воспитания.

Наиболее важными чертами воспитательной позиции родителей являются адекватность, гибкость и прогностичность.

Адекватность — умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, представлять особенности его личности, когнитивной, эмоциональной, мотивационной сферы, характерологических проявлений, способность замечать происходящие в его душевном мире изменения.

Гибкость — способность к изменению воздействий на ребенка по ходу его взросления или в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Негибкая родительская позиция характеризуется склонностью к одной и той же модели поведения, нежеланием менять свои взгляды или обсуждать разные точки зрения.

Прогностичность — способность родителей предвосхищать, прогнозировать появление новых психических и личностных качеств детей, в том числе и качеств, обусловленных семейным воспитанием. Непрогностичная, или «близорукая» (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1998), модель взаимоотношений с подростком характеризуется склонностью учитывать только особенности сиюминутной ситуации или непосредственные последствия своих поступков и не задумываться над более отдаленными.

Понятие «акцентуации личности» или «акцентуации характера» ввел в психиатрию К. Leonhard в 50-х годах. Он не дал четкого определения акцентуированных личностей, полагая, что они не являются психопатическими (патологическими), но «в силу особой структуры личности постоянно вступают в конфликт со своим окружением». Такое определение не позволяет провести границу между психопатиями и акцентуациями. Приводимые К. Leonhard клинические примеры скорее относятся к психопатиям; правда, автор замечает, что он намеревался как можно резче подчеркнуть анализируемые личностные черты. Вместе с тем он указывает, что в случаях акцентуаций есть лишь количественные отклонения от некоего стандарта личности, это промежуточное звено между психопатией и психическим здоровьем. Еще П. Б. Ганнушкин (1933) утверждал, что между патологическими особенностями и соответствующими им «простыми человеческими недостатками» разница большей частью лишь количественная, так называемые нормальные характеры без всяких границ переходят в патологические. Таким образом, мысль о промежуточных вариантах личностной патологии зародилась уже давно. Она оказалась чрезвычайно плодотворной, позволяя рассматривать акцентуации как этап формирования личности. В одних случаях этот этап завершается образованием здоровой личности, в других может привести к формированию психопатии. Наиболее четко эту концепцию разработали А. Е. Личко и его ученики. А. Е. Личко (1983) определяет акцентуации характера как крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость для определенных психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Описывая акцентуации характера у подростков, А. Е. Личко систематизирует их в соответствии с типологией психопатий, что свидетельствует о сходстве измененных характерологических черт с тем или иным комплексом проявлений патологии личности. Вместе с тем такие отдельные психопатические проявления наблюдаются не только у подростков, их достаточно часто видят судебные психиатры у взрослых. В этих случаях эксперты в заключении указывают на отдельные психопатические черты характера у подэкспертного, подчеркивая этим отличие от психопатий, при которых обязательно тотальное изменение склада личности. Можно предполагать, что в экспертной практике констатация отдельных психопатических черт тождественна диагностике «акцентуации характера».