Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1_Perviy_ludy_subarktiky.docx
Скачиваний:
31
Добавлен:
01.04.2015
Размер:
42.45 Кб
Скачать

Глава 1. Первые люди Арктики и Субарктики.

Человек освоил Арктику еще в глубокой древности. На всем арктическом побережье археологами открыты стоянки древних людей. Процесс освоения Арктики первобытным человеком шел практически повсеместно и имел много общего.

1.1. Древняя Якутии

По последним научным данным на территории Якутии существовали стоянки древнейших и древних людей (архантропов и неандертальцев). Это открытие было совершено в 1982 г. археологическими экспедициями под руководством Ю.А. Мочанова и С.А. Федосеевой. На стоянке Диринг-Юрэх были обнаружены орудия из кварцитных галек.

Открытие Диринг-Юрэха сильно удревнило время появления человека в Якутии, здесь обнаружено свыше 3000 различных каменных изделий. Опираясь на эти и другие данные, Ю.А. Мочанов считает вероятным возрастом стоянки Диринг-Юрэх 3,2-1,8 млн. лет.

Научное исследование установило, что стоянка Диринг залегает в речных отложениях самой древней террасы Лены, возраст которой более 2,5 миллионов лет. Археологические материалы Диринга, представленные архаичной галечной культурой, показывают простейшую форму техники преобразования камня в орудия труда. На Диринге были открыты участки, где производилась самая изначальная обработка камня - дробление валунов и последующая их обивка для получения орудий.

Верхний палеолит завершил первый очень длительный этап каменного

века. Это – время сложения современного человека («человека разумного»).

В этот период в Якутии существовала Дюктайская археологическая культура, получившая свое название по опорному памятнику – Дюктайской

пещере на Алдане (от 35 до 10,5 тыс. лет назад). На стоянках этого периода вместе с костями мамонта, шерстистого носорога, бизона, лошади, северного оленя, лося найдены многочисленные орудия труда из кремня и галечника, в том числе двусторонне обработанные изделия. Эти материалы показывают, что дюктайцы, люди эпохи верхнего палеолита, являлись охотниками на крупных стадных животных. Для выделки кожи они пользовались каменными скребками. Одежду сшивали костяными проколками и иголками. Мощные орудия позволяли им охотиться на гигантских животных того времени. Люди жили в пещерах. На стоянке Берелэх найден обломок бивня мамонта. На нем выгравировано уникальное изображение мамонта с намеренно длинными ногами. Находка ещё раз подтвердила вывод исследователей о зарождении изобразительного искусства в эпоху верхнего палеолита.

Огромная территория Якутии была заселена древними людьми. Они оставили свои памятники практически во всех археологических культурах. Древнейший мир представлен данными стоянки на Диринг –Юрях, верхний палеолит - Дюктайской археологической культурой, мезолит – Сумнагинской, ранний неолит – Сыалахской, средний – Белькачинской, верхний – Ымыяхтахской, бронзовый век представлен Усть-мильской культурой и т.д.

1.2. Первые люди на Северо-Востоке Азии

Большинство археологов сходятся во мнении, что предки нынешних алеутов, юитов и инуитов в период от 18 до 10 тыс. лет тому назад начали постепенно продвигаться из Азии вдоль океанского побережья на юго-восток в направлении Аляски. В те времена тундростепи Северо-Восточной Азии и Аляски были соединены перешейком и представляли собой единый природный регион Берингия, где росли леса и паслись стада мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, северных оленей. Берингия, ушла под воду около 10 тыс. лет назад. Происходило это постепенно: по мере таяния колоссальных ледниковых толщ последнего Великого оледенения уровень мирового океана повысился до 150 метров, и обширная равнина между Чукоткой и Аляской была затоплена.

Переселение народов заняло, без сомнения, несколько тысячелетий, пока эти люди привыкали к более теплому климату, открытой воде, отсутствию льда в зимнее время года, большему разнообразию морских ресурсов. Опыт не прошел для них даром, ибо самое раннее субарктическое алеутское поселение на о. Анангула неподалеку от о. Умнак в восточной части Алеутской гряды существовало уже более 9-8,5 тыс. лет тому назад.

Это самое древнее из найденных поселений располагалось на крутом берегу у океана. Прямо под ним располагались охотничьи угодья, где его древние обитатели добывали морского зверя и ловили рыбу. Здесь же рядом находились сезонные гнездовья морских птиц. Само поселение состояло из нескольких полуподземных строений размером 3x5 м, некоторые с небольшим, выложенным из камня домашним очагом, внутри которого сохранились остатки жира. Общее расположение поселения, его архитектура, восстановленная картина быта морских охотников и даже использование внутреннего пространства жилища - все это прослеживается и в более поздних поселениях в восточной части алеутского архипелага, построенных 4 тыс. лет тому назад в местонахождении Чалука на о. Умнак, а также в других археологических местонахождениях. Таким образом, мы имеем достаточно полную картину жизни и деревенского быта алеутов на протяжении тысячелетий.

Десятки тысяч лет назад, в эпоху древнекаменного века, на Чукотку пришли первые люди. Это были первобытные охотники из более южных областей Центральной и Восточной Азии.

Около 11-10,5 тыс. лет назад рельеф, климат, животный и растительный мир принимают современный облик. Завершается эпоха ледников, в связи с этим уровень мирового океана поднимается сразу на 100 м. Исчезает т.н. «мамонтовая фауна» (мамонты, шерстистые носороги, плейстоценовые лошади). Животные становятся более мелкими. Загонная охота заменяется индивидуальной, и человек от оседлого переходит к бродячему образу жизни. Широко распространяется рыболовство. На стоянках этого периода подавляющее число орудий изготовлено из ножевидных кремневых пластин. Некоторые орудия сделаны из микропластин, ширина которых не превышает 0,4 см. Появляются первые каменные нешлифованные орудия из кварцитных галек. Объектом охоты для людей являлись лось, олень, медведь, водоплавающая птица, лесная дичь. Люди уже пользовались рыболовными сетями, запорами, заездами.

Десятки, обнаруженных археологами древних стоянок сохранили в своих отложениях кремниевые наконечники стрел и копий, ножи и скребки с двусторонней обивкой и ретушью. Наиболее ранними из этих стоянок являются Ананайвеем (примерно 8400 лет назад) на одноименной реке и Коолень IV (около 6 тыс. лет назад) на озере Коолень недалеко от пос. Уэлен. Более поздние стоянки десятками обнаружены на берегах горных коротких, но полноводных рек Чукотского полуострова.

Судя по археологическим находкам, древнейшие обитатели континентальной Чукотки вели полуоседлую жизнь, что обуславливалось недостаточностью транспортных средств и невозможностью в условиях холодной тундры быстро и часто обзаводиться новым жильем.

Истоки морского зверобойного промысла на Чукотке восходят едва ли не к тому времени, когда кончился ледниковый период и вымерли мамонты. Оказавшись в крайне тяжелых условиях, люди стали приспосабливаться к суровой окружающей среде.

Раскопки древних поселений и могильников показывают, что уже с середины I тыс. до н.э. хозяйство жителей побережья Берингова пролива основывалось на развитом зверобойном промысле. Основной особенностью арктической культуры зверобоев является их приспособленность к морю: глухая, остроумно скроенная непромокаемая меховая одежда, полуподземные жилища, построенные из китовых костей, пологи из оленьего меха, отапливаемые жирниками, незатопляемые быстроходные каяки и большие легкие байдары из моржовой кожи, поворотные гарпуны с соскакивающими наконечниками и многие другие хитроумные изделия из камня и кости.

Став искусными охотниками на моржа, нерпу, кита, оленей, белых медведей и других животных, и птиц, эти люди сумели не только выжить, но и научиться чувствовать себя комфортно и счастливо там, где для уроженцев средних широт жизнь возможна только благодаря могуществу современной техники и использованию богатого опыта аборигенов Севера.

В 1975 г. советские ученые совершили первую археологическую экспедицию на о. Врангеля — остаток суши древней Берингии. Обнаруженные ими на острове свидетельства древнейшей культуры, связанной с морской охотой, имели много общих черт с древнейшими палеоэскимосскими культурами арктической Америки. По углю из кострища удалось достаточно определенно датировать открытую исследователями приморскую культуру очень древним временем — II тыс. до н. э. Это самая древняя в Азии палеоэскимосская культура.

Замечательным памятником древней культуры Чукотки в позднем неолите являются пегтымельские наскальные рисунки — петроглифы (I тыс. до н. э.). Выбиты они на скалах правого берега р. Пегтымель на весьма продолжительном, почти полукилометровом протяжении Кайкуульского обрыва. Всего на 12 скалах сохранилось 104 группы силуэтных изображений.

Чаще других повторяется типично охотничий сюжет: охотник, сидя в маленькой лодке, поражает копьем или гарпуном огромного дикого оленя. Художник рисовал вполне реальную сцену, при этом вожделенную добычу — оленя — высекал на скале большим, тучным и очень реалистичным, а лодку с охотником — несоразмерно маленькими. Человек в лодке обозначен просто одним штрихом.

Некоторые петроглифы дают представление о различных способах охоты на диких оленей: весной на лыжах с собаками по насту и осенью на плаву в реке. На многих петроглифах изображены крупные лодки с большим количеством гребцов, основным назначением которых было задержать оленей, не дав им уплыть вниз по течению реки. Решающую же роль в охоте на оленей играли маленькие юркие лодочки с двухлопастным веслом — каяки, совершенно водонепроницаемые, обтянутые со всех сторон кожей лодки со специальным люком для гребца.

В сценах охоты на китов, каланов и других морских животных видны большие лодки с высокими острыми носами и немалым количеством гребцов. Таким образом, каменные картины дают совершенно определенную информацию о первых мореходных средствах зверобоев Чукотки.

С течением времени здесь образовалось несколько этнокультурных общностей с очень своеобразными культурными памятниками. На морском побережье Чукотки обитали предки эскимосов и береговых чукчей. Они жили оседло и охотились на морских зверей.

Во внутриконтинентальных районах, в долинах рек Анадырь, Майн и вплоть до Колымы распространилась древнеюкагирская культура, на морском побережье юго-восточной Чукотки — древнекорякская и древнекерекская культуры. Во внутренних районах Чукотского полуострова обитали охотники на дикого оленя — предки чукчей-оленеводов. Переход их к кочевому оленеводству ознаменовал начало на Чукотке нового периода первобытнообщинного строя.

Считается, что древнеэскимосская культура прошла в своем развитии на Чукотке несколько этапов: оквикский, древнеберингоморский и бирникский, названные так по местонахождениям наиболее типичных для них памятников. (Каждая из этих культур распознается, прежде всего, по формам костяных наконечников гарпунов — основного орудия промысла, и по стилю художественной резьбы на костяных изделиях).

Развиваясь, оквикская, древнеберингоморская и бирникская культуры преобразовывались в пункунскую. Происходил этот процесс примерно в VI-VIII веках. Судя по новейшим палеогеографическим исследованиям, в VIII-XII вв. в морях Ледовитого океана климат снова значительно потеплел. В освободившихся от сплошных льдов и обширных береговых припаев, водных пространствах в изобилии водились тюлени, киты и другие морские животные.

В пунукский период охота на арктическом побережье Чукотки достигла подлинного, небывалого дотоле расцвета. Об этом свидетельствует широкое применение китовых костей в качестве строительного и поделочного материала. Из черепов, ребер и нижних челюстей китов сооружались большие землянки, из длинных китовых костей строились высокие сушила для хранения байдар, мяса, рыбы. Росли поселки, увеличивалось население в них: обильная мясная добыча обеспечивала более прочную, чем прежде, оседлость.

Конец пунукского времени совпал с постепенным похолоданием — так называемым малым ледниковым периодом. В 1000-1100 гг. н. э. пунукская культура органично входит в состав культурно-исторической общности туле (гренландско-канадская неоэскимосская культура). Переход от сухопутной охоты и рыболовства к охоте на море был первым существенным сдвигом в развитии производительных сил древнего населения морского побережья Чукотки. Второй, еще более значительный, прогрессивный сдвиг произошел в тундре: охотники на диких оленей начали приручать животных. Возникло кочевое оленеводство - тип хозяйства, более выгодный, чем любая охота. Сложившийся кочевой и невероятно тяжелый оленеводческий быт до последних лет являлся единственным способом освоения огромных ягельных пастбищ Северо-Востока

В древности предки современных эскимосов, в том числе непосредственные предки азиатских эскимосов занимали гораздо более обширную территорию. В качестве непосредственных причин изменения ареала расселения эскимосов на азиатском континенте можно назвать две: это, во-первых, миграции эскимоидных племен в северо-восточном направлении, и, во-вторых, ассимиляции отдельных групп представителей эскимосской этнической культуры на южной, юго-западной и западной территории их былого расселения. По материалам археологических раскопок известно, что поселения и стоянки, принадлежащие к культурам древних эскимосов, известны и на острове Врангеля, и на Арктическом побережье почти до устья Колымы, а лабретки — украшения, которые могут принадлежать только представителям эскимосско-алеутской этнической общности, встречаются и на Восточной Камчатке (все стоянки тарьинской культуры), и на Курильских островах, и даже далеко на западе Арктического побережья — на стоянках Маймече I и IV на Таймыре

Таким образом, особенности природно-географической среды Арктики сформировали хозяйственно-культурный уклад и своеобразную систему жизнеобеспечения автохтонов. Уже с эпохи палеолита здесь сложились три хозяйственно-культурных типа (по М.Г. Левину и Н.Н. Чебоксарову): арктических охотников на морского зверя, оленеводов тундры, охотников и рыболовов тундры, и лесотундры

Первоначально Северо-Восток Азии был зоной охотников на дикого оленя и рыболовов. Накануне новой эры появились предки эскимосов с их специализированной культурой морского зверобойного промысла, которую постепенно начали осваивать континентальные охотники — предки чукчей и коряков, что положило начало переходу части их к оседлому образу жизни и сочетанию охоты на диких оленей с охотой на морских млекопитающих. Вероятно, еще в среднем неолите охота на диких оленей породила их приручение, когда и было заложено начало единственному на Северо-Востоке производящему хозяйству — оленеводству. В то же время существует и иная точка зрения (М.Г. Левин, И.С. Гурвич, Б.О. Долгих, Н.Н. Диков), согласно которой оленеводство было заимствовано народами Северо-Востока сравнительно недавно, в I тыс. н.э. от тунгусо-маньчжурских племен через посредство юкагиров.