Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИОГП_Лекц_II_к_ч2_ЗаО.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
26.03.2015
Размер:
118.27 Кб
Скачать

КОНСПЕКТ

лекций по предмету

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

для студентов

II КУРСА

заочного отделения

юридического факультета

Часть 2 Военная реформа Петра I

К концу XVII в. вооруженные силы Московского государства включали в себя три вида военнослужащих:

Поместное ополчение

Стрельцов

Даточных людей.

Все эти категории военных содержались по преимуществу обществом и не были от него отделены.

Военная реформа Петра Ι состояла из двух частей:

  1. Он объявил даточных людей, рекрутами, что на деле означало, что призванные на военную службу поступали на формально полное содержание государства и оставались в строю пожизненно. Тем самым рядовой состав армии терял всякую связь с теми частями общества, из которых он набирался.

  2. Петр положил начало национальному офицерскому корпусу, но для подготовки большинства офицеров не было военно-учебных заведений, поэтому их готовили на службе и службой, дозволяя отличившимся солдатам становиться офицерами. Таким образом, в число последних попадали представители всех сословий, которые становились профессиональными военными и вне военной службы не могли найти себе применение.

Следовательно, военная реформа Петра I отделила от общества и рядовой, и офицерский состав армии. Это было важнейшим элементом в процессе отделения государства от общества; созданная Петром армия имела постоянный состав и регулярный характер. Благодаря этому она была способна вести не только агрессивные войны, но и служить орудием подавления собственного народа.

Реформы высших и центральных государственных учреждений при Петре I

Создание Правительствующего Сената.

Создание Коллегий

Петр завершает отмену патриаршества и ставит себя во главу церкви, предоставляя ей вместе с тем составить из высших церковных должностных лиц представительный орган- Синод в качестве 12ой коллегии. Синод представлял собою в отличие от других коллегий должностной представительный орган- его составили должностные лица- митрополиты и епископы. Это представительство получило полномочие обсуждать церковные дела и готовить для монарха решения по ним. Однако, деятельность Синода была поставлена под надзор светского должностного лица – обер-прокурора.

Таким образом, церковная организация и вся церковная сфера были переведены в подчиненное положение по отношению к светской власти. Петр не постеснялся откровенно указать причины этой исторической перемены:

Во-первых, Петр избавлялся от конкурентной для него фигуры патриарха, а значит, и от налагавшихся им морально правовых ограничений в государственной сфере.

Во-вторых, принижая церковь, Петр стремился предупредить союз духовенства с простонародьем, обнаруживая понимание опасности такого союза для государства.

Таким образом, церковная реформа и ее мотивы явились составной частью процесса, направленного на установление абсолютизма как формы правления.

Осуществление некоего плана реформ позволило Петру после 1711 года создать ту систему высших и центральных учреждений, которая позволяла монарху править единолично, обеспечивать ему непосредственное участие в государственных делах и быть подконтрольной. Вместе с тем, данную систему Петр сконструировал под себя: главенствующее значение коллегиального начала Петр допускал именно для того, чтобы иметь широкий спектр мнений и взаимодействовать с государственными учреждениями в режиме диалога. Петр не опасался такого диалога и был готов к нему, поскольку являлся уникальной личностью своего времени- обладал широчайшей эрудицией, «всеобъемлющей душой».

Создав под себя систему высших и центральных учреждений, Петр не смог отказаться от попыток ее усовершенствовать и дополнить. В 1722 году, через 11 лет после своего создания, Сенат подвергся реформам.

Во- первых законом была определена компетенция Сената и правила его формирования.

Во- вторых, Петр попытался возложить на Сенат главную ответственность за установление налогов и в соответствии с этим вручить ему функции надзора и контроля в финансовой сфере.

Как видим, монарх пытался сделать бюрократический коллегиальный орган власти формально ответственным за налоговую политику государства.

В созданных Петром учреждениях их деятельность находилась в руках чиновников, законодательно оформленной бюрократии. Она унаследовала от прежней элиты многие из ее пороков. Петр это понимал и еще при учреждении Сената начал создавать средства для борьбы с ними. Бюрократическое управление в любом государстве всегда обнаруживает 3 главных порока:

  1. Взяточничество и казнокрадство.

  2. Подмена государственного интереса частным.

  3. Медленность исполнения должностными лицами своих обязанностей и функций.

С проявлениями этих пороков Петр сталкивался чуть ли не ежедневно. Для борьбы с ними вместе с Сенатом был учрежден фискалитет- пирамидально построенная сеть фискалов- должностных лиц, уполномоченных выявлять случаи взяточничества и казнокрадства и доносить о них даже в тех случаях, когда имелись относительно них лишь бездоказательные подозрения. Закон освобождал фискала от ответственности за донос, не подтвердившийся на следствии. В число фискалов подбирались разорившиеся по вине чиновников городские предприниматели.

В 1722 году после многократных попыток найти средства для того, чтобы обеспечить законность в действиях чиновников и добросовестное исполнение ими своих обязанностей, Петр учредил прокуратуру. Отныне на всех уровнях управления и во всех учреждениях назначались прокуроры, подчиненные единственно генерал-прокурору. Сам глава новой организации был наделен полномочием осуществлять надзор за повседневной работой Сената, чем прежде изо дня в день был занят сам царь. Возлагая на генерал-прокурора надзорную функцию и руководство прокуратурой, Петр назвал его «око государево». Это образное выражение как нельзя лучше показало, что Петру приходилось держать созданную им систему учреждений и ее персонал постоянно в поле зрения, что прямо свидетельствовало о недоверии им всем. Поэтому следует согласиться с тем, что российская наука еще в 19 веке определила фискалитет и прокуратуру как «администрацию недоверия». Она представляла собою ничто иное как систему органов и должностных лиц внутрибюракратического надзора и контроля. Эффективность системы нашла себе определение в русской пословице: «Ворон ворону глаза не выклюет». Помимо корпоративной солидарности чиновников, обозначенной в этой пословице как гарантия их безнаказанности, следует учитывать органическую неэффективность внутрибюрократического надзора в том государстве, где все должностные лица формально назначаются от имени монарха и ответственны перед ним. В таком государстве его глава объективно квалифицируется как соучастник преступления, которое совершено лицом, назначенным по его указанию или от его имени.

Итак, реформирование высших центральных учреждений осуществленное Петром в Российском государстве явилось составной частью в процессе становления абсолютизма. Новые учреждения и образ их действий предоставляли Петру безусловное властвование и непосредственное руководство государственными делами. Вместе с тем, петровская система высшего центрального управления уже находилась вне связей с обществом.