Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
hist021_1_1 / 021_1- Курс советской истории 1917-1940_Соколов А К_1999.doc
Скачиваний:
98
Добавлен:
25.03.2015
Размер:
1.51 Mб
Скачать

Признаки стабилизации

После ряда лет хаоса жизнь страны внешне, казалось бы, начинала обретать признаки стабильности. С 1 января 1935 г. отменялись продовольственные карточки. Деньги и возможность больше зарабатывать становились весомым стимулом для повышения производительности труда и улучшения материального положения людей. Жизнь в стране понемногу становилась лучше. Наиболее заметно это было в столице. 15 мая 1935 г. вступила в строй 1-я очередь Московского метро — до сих пор самого красивого и удобного метро в мире. Тогда казалось, что это — реальный пример того, что СССР все по плечу, ведь вся страна строила метро и вся страна радовалась его открытию, любовалась его праздничностью и красотой. В самом конце 1934 г. Москва стала свидетелем небывалого зрелища: по улицам прошли "колбасные марши", связанные с вводом в действие мясокомбината имени Микояна, в ходе которых разные сорта "микояновской" несли, наравне с красными стягами, как символ социалистической зажиточности. Начиная с тех времен, именно колбаса стала эталоном материального благополучия советской семьи.

Жизнь показала, что чрезвычайное перенапряжение первой пятилетки и связанный с ним известный аскетизм, как и "вынужденное воздержание" периода карточной системы, не могут продолжаться бесконечно. Надо было "выпустить пар" и одновременно продемонстрировать возросшую заботу о людях. В 1934—1936 гг. в торговлю и бытовое обслуживание неожиданно внедряются новые формы, весьма далекие от привычных представлений о нуждах человека-коллективиста, пренебрежения к деликатесам и комфорту. Расширялась сеть гостиниц, кафе и ресторанов, парикмахерских, мастерских индивидуального пошива одежды и обуви. Кондитерские фабрики страны существенно увеличивают объемы производства, в том числе шоколада, конфет, печенья. Начинается победное шествие "советского шампанского", долгие годы удивлявшего весь мир дешевизной и общедоступностью. Принимаются решения о реорганизации мебельных фабрик, о строительстве под Москвой завода грампластинок. Делаются попытки освоить новые, ранее небывалые формы обслуживания — выставки, демонстрации, доставка товаров на дом. Но особенно существенные сдвиги провозглашаются в жилищной политике. Еще совсем недавно идеалом считались такие формы социалистического общежития, как дома-коммуны, города-коммуны, в которых нет места буржуазному индивидуализму. Однако в "Плане социалистической реконструкции и развития Москвы", утвержденном в 1934 г., намечалось строительство огромного жилого комплекса на юго-западе столицы, где для каждой семьи предусматривалась отдельная квартира со всеми удобствами, а каждому ее члену — своя комната. В условиях бедственного положения с жильем в середине 1930-х годов это, конечно, было фантастикой. Первыми, кто приобщился к материальным благам, были руководящие работники, высшие слои советской интеллигенции, передовики производства.

Стахановское движение

Крайне противоречивым явлением того времени стало стахановское движение. В августе 1935 г. шахтер Алексей Стаханов вырубил 102 т угля, во много раз превысив дневную норму. По примеру Стаханова устанавливались рекорды и в других отраслях народного хозяйства. В отличие от ударничества первой пятилетки, когда упор делался на коллективные формы труда: ударные бригады, цеха, участки, заводы и стройки, соревнование теперь идентифицировалось с именами индивидуальных героев трудового фронта. Газеты пестрели сообщениями о новых достижениях А. Стаханова, Н. Изотова, Н. Сметанина, А. Бусыгина, Е. и М. Виноградовых и др. В какой-то мере это движение было отражением новой потребности получать вознаграждение за работу в соответствии с количеством вложенного труда.

Руководство решило использовать движение, дабы возбудить новую волну трудового энтузиазма, направленного на решение задач пятилетки. В отличие от ударничества, делавшего упор на силовые, экстенсивные формы соревнования, стахановское движение было провозглашено как движение новаторов производства, достигающих успехов за счет улучшения организации труда, более совершенного владения техникой. Вместе с тем в стахановское движение была привнесена и политическая подоплека. На первом Всесоюзном слете стахановцев в ноябре 1935 г. Сталин подчеркнул революционный характер движения, противостоящего консерватизму инженеров, техников и руководителей предприятий. Тем самым движение с самого начала вошло в противоречие с логикой развития планово-распределительной системы, вступающей в стадию своего утверждения. Рекордомания вела к нарушению производственного процесса, перерасходу сырья и материалов, износу оборудования. Установка на рекорды для остальных рабочих означала повышение интенсивности труда и снижение расценок за произведенную продукцию, увеличение норм выработки. Как говорили на заводах, "через соревнование они (т. е. начальники) хотят узнать нашу производительность, чтобы расценки снижать". В то время как стахановцы разъезжали по всей стране, делясь опытом на различного рода совещаниях, конференциях, слетах, реализация их достижений ложилась на плечи остающихся за станками рабочих.

1936 год, объявленный стахановским, был отмечен нарастанием производственных трудностей. Однако политическое руководство видело их причины не в самом движении, а противодействии ему со стороны управленческих кадров. На них обрушился огонь критики, обвинения в саботаже и бюрократизме. Это сыграло свою роль в развязывании массовых репрессий, преследованиях и увольнениях специалистов, которые только усиливали экономическую дезорганизацию. Всплеск штурмовых настроений не оправдывал себя.