Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
hist021_1_1 / 021_1- Курс советской истории 1917-1940_Соколов А К_1999.doc
Скачиваний:
98
Добавлен:
25.03.2015
Размер:
1.51 Mб
Скачать

Июльские события

Огромное влияние на развитие ситуации оказали кровавые дни 3—5 июля в Петрограде. Поводом для них послужили попытки под предлогом военных нужд вывести из столицы революционно настроенные части, начавшие поступать слухи о провале наступления под Тарнополем в Галиции. Обострению ситуации способствовало заявление министров-кадетов о выходе из состава правительства под предлогом своего несогласия с признанием автономной краевой власти на Украине — Генерального секретариата Центральной Рады. Расчет был сделан на то, чтобы меньшевики и эсеры, входящие в правительство, сами выпутывались из создавшегося положения или же пошли на то, чтобы действовать решительно в пользу установления твердой власти.

3 июля огромная толпа, в которой было немало вооруженных солдат и матросов, собралась у Таврического дворца, где заседал Всероссийский ЦИК, избранный на I съезде Советов, с требованиями устранения Временного правительства, передачи власти Советам и назначения ответственных перед ВЦИК министров. Ситуация оказалась крайне неопределенной и смутной. Не было единства по этому поводу и у большевиков. Часть их считала выступление преждевременным, другая часть, особенно члены военной организации партии, ряда районных комитетов города открыто призывали к вооруженному захвату власти, многие колебались, не выражая определенной точки зрения, и ждали, как повернутся события. Двойственность и противоречивость проявлялась в выступлениях ораторов. Одни призывали к спокойствию, другие шли по пути возбуждения толпы. Как бы то ни было, ВЦИК наотрез отказался от взятия власти. Движение зашло в тупик. Его участники стали разбредаться.

На следующий день, однако, все началось как бы сызнова, причем стихийно и неорганизованно, с участием преступных и хулиганствующих элементов. На волне этих выступлений вскипала ультралевацкая анархистская пена. Раздавались призывы к вооруженному восстанию, реквизиции предприятий, банков, складов, магазинов. Начались грабежи, погромы, появились убитые и раненые. Ораторы, которые уговаривали прекратить бесчинства, получали пинки и зуботычины. В Таврическом дворце под угрозой расправы толпа требовала от депутатов ВЦИК "прекратить сделки с буржуазией". Симптомы и облик гражданской войны обозначились явственней. Именно под влиянием июльских дней М. Горький начал создавать свои знаменитые "Несвоевременные мысли".

5 июля Временное правительство при поддержке ВЦИК сумело взять ситуацию под свой контроль, вызвав с фронта верные войска. Демонстранты были расстреляны и рассеяны. Всю вину за сложившуюся ситуацию возложили на большевиков. Был арестован ряд их видных руководителей, которым надлежало предстать перед судом. Ленин и Зиновьев скрылись в подполье. Одновременно активно распространялась версия о них как о немецких агентах. Была разгромлена редакция "Правды".

Конец двоевластия

Баланс сил после июльских событий снова сместился. Керенский объявил себя главой правительства спасения революции и принял на себя чрезвычайные полномочия. 24 июля было объявлено о составе нового коалиционного кабинета, олицетворяющего собой хрупкое равновесие между кадетами и социалистами. Двоевластие фактически кончилось. ВЦИК превратился в орган, поющий с голоса правительства. Влияние большевиков временно ослабло. VI съезд партии снял с повестки дня лозунг "Вся власть Советам!" и взял курс на тайную подготовку вооруженного восстания с целью захвата власти. Несколько усилились позиции правых, появились признаки их консолидации. Крепла идея создания сильной власти. Но Керенский, несмотря на некоторые присущие ему диктаторские замашки, все же, по мнению правых, не годился на роль человека, способного твердой рукой установить порядок. Мнения сходились на личности генерала Л.Г. Корнилова, отличившегося на полях сражений в Галиции. В середине июля он был назначен Главнокомандующим Юго-Западного фронта, а в 20-х числах — Верховным Главнокомандующим. Керенский на первых порах поддерживал Корнилова, стремясь укрепить свою власть и получить опору в армии. Но Корнилов и его окружение имели собственные замыслы. В особой записке, составленной Корниловым для Временного правительства, фактически предусматривалось введение военного положения в стране. Ознакомившись с документом, Керенский занял уклончивую позицию. В то же время сведения об идеях Корнилова и его переговорах с Керенским проникли в прессу. Левые газеты забили тревогу. Началась кампания за смещение Главковерха. Правые организации из Республиканского центра, "Совещания общественных деятелей", правая печать, напротив, повели активную борьбу в поддержку Корнилова.