Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
FK_3,5_2013_sem01 / Культурология / Формирование Русской нац. культуры.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
24.03.2015
Размер:
719.87 Кб
Скачать

Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины:

В глуши звучнее голос лирный,

Живее творческие сны.

Усадебная культура сложилась в России во второй половине ХVШ века.

Указ 1762 года освобождал дворян от обязательной государственной службы и с тех пор дворянин был волен выбирать: посвятить себя службе или удалиться

в деревню и заняться хозяйством. Помещики, в силу своего достатка, вкуса, фантазии преображали старые родительские дома в модные классические особняки, выписывали из-за границы новую мебель, посуду, книги, заказывали модные картины и скульптуры, разбивали вокруг дома сады и парки, выкапывали пруды и каналы, возводили сказочные садовые павильоны и беседки.

Как правило, новую усадьбу строили в живописном месте, часто на вершине холма, на берегу реки или пруда. Вокруг простирались поля, луга, деревни. Этот элегический вид отметил А.С.Пушкин в "Евгении Онегине":

Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный,

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали села; здесь и там

Стада бродили по лугам…

Центром любой усадьбы был барский дом, чаще деревянный, но отделанный под камень. Он был хорошо виден с дороги, задолго до подъезда к имению. Длинная тенистая аллея, обрамленная высокими деревьями, чаще всего липами, вела к нарядным воротам – въезду на территорию усадьбы. Это была своеобразная граница, отделяющая собой особый, неповторимый замкнутый мир дворянской усадьбы от внешнего мира.

Часто к барскому дому примыкали флигели – одноэтажные постройки, в которых размещались хозяйственные службы (кладовые, кухни) и жилые помещения для прислуги. Как правило, в отдалении от жилья располагались многочисленные хозяйственные строения: конюшни, скотные дворы, погреба, псарни, мастерские (позже превращавшиеся иногда в дворянские мануфактуры). На территории усадьбы, как правило, находилась церковь.

Обычно барский дом был одно-двухэтажным, где нижние этажи отводились под хозяйственные нужды, а верхний занимали большие роскошные парадные залы и удобные, уютные жилые покои. И опять представление интерьера типичного для того времени усадебного дома получаем из "Евгения Онегина":

Почтенный замок был построен,

Как замки строиться должны:

Отменно прочен и спокоен

Во вкусе умной старины.

Везде высокие покои,

В гостиной штофные обои,

Царей портреты на стенах,

И печи в пестрых изразцах.

Первым помещением дома был вестибюль. Здесь хозяева встречали гостей. Просторный и светлый, он создавал впечатление торжественности перед входом в комнаты. Из вестибюля направо и налево открывалась анфилада комнат, выходящих окнами во двор. Такая планировка барского дома, когда комнаты словно бусины нанизаны на одну нить, сохранилась со времен барокко: через открытые двери с одного конца анфилады был хорошо виден другой.

Парадный зал для званных обедов, балов и других торжественных церемоний, занимал центральное место в доме, как правило, за стеной вестибюля. В эпоху классицизма парадные залы украшали колоннами, пилястрами, зеркалами, люстрами, живописью и лепниной. В интерьерах, как правило, преобладали два цвета – белый и золотой, что придавало самому помещению благородный вид и создавало выгодный фон для богатых, красочных костюмов гостей.

Полы комнат и залов выкладывались наборным паркетом, изготовленным по рисункам известных художников и архитекторов. Детали самого орнамента составлялись из пластин различных пород дерева – березы, дуба, ореха, палисандра, отличавшихся по цвету, рисунку волокон, фактуре материала. Чем богаче был зал, тем красивее и богаче делали для него паркет. Паркет тщательно натирался воском, что делало зал еще богаче, когда зажигались свечи и их сияние отражалось не только в зеркалах, но и на полу.

Стены жилых комнат в ХVШ веке драпировали шелковыми тканями (штофом), натянутыми на рамы. Нижнюю часть стены отделывали крашенными деревянными панелями. Если гостиных в доме было несколько, их называли по цвету обивки их стен (например, голубая, малиновая, пурпурная и т.д.) В конце ХVШ века в России начали входить в моду французские бумажные обои. В некоторых домах деловые помещения – кабинеты, библиотеки – целиком облицовывались деревом.

Во второй половине ХVШ столетия в дворянских домах начала появляться мягкая мебель – стулья, кресла, диваны, софы. Их обивку подбирали под цвет и рисунок стен или изготавливали из той же ткани. Мебель стала более разнообразной, изготавливалась из ценных пород дерева, украшалась перламутром или слоновой костью, бронзовыми накладками. Некоторые образцы мебели этого времени, из наиболее богатых дворянских домов, представляют собой настоящие шедевры прикладного искусства.

В усадьбах появилось и множество предметов обихода, неизвестных в допетровской России: часы (напольные, каминные, настенные), музыкальные инструменты (клавесины, фортепьяно, арфы и др.).

Так, постепенно, усадьба становилась местом приятного отдыха, веселых развлечений и творчества.

Обязательной принадлежностью дворянской усадьбы был парк. В усадебных парках чаще всего высаживали липы, березы и ели, реже – клен, дуб, сосну. Одним из любимых увлечений было садоводство и помещики разводили в

своих имениях редкие теплолюбивые растения, устраивали пышные зимние сады.

Если в первой половине ХVШ века в России были популярны регулярные, или французские, парки по образцу знаменитого Версаля, то культуре барокко, распространенной в середине столетия, были свойственны различные зрительные эффекты: парковая аллея, как анфилада комнат, могла заканчиваться большим зеркалом; в саду расставляли "обманки" – вырезанные из фанеры и раскрашенные фигуры гуляющих дам и кавалеров. В 70-е годы французский регулярный парк начал вытесняться английским – пейзажным, высшей эстетической ценностью которого признавалась первозданность, девственность природы. В пейзажном парке видимое вмешательство человека в природу сводилось к минимуму. Основу композиции пейзажного парка составляли мотивы естественной природы, для них выбирали холмистый рельеф.

В парковом искусстве конца ХVШ века большое значение придавалось формированию определенного настроения, о чем свидетельствуют названия парковых построек - "Каприз", "Монплезир", "Храм молчания" и т.д. Природа, как и архитектура, теперь была призвана воздействовать на чувствительные нотки человеческой души: склонившиеся над водой плакучие ивы навевали печаль и грусть, мощная стать старых дубов вызывала ощущение величия, белые стволы берез вселяли жизнерадостность. Так природа парка была призвана наводить на философские размышления. В парках устанавливали монументы в память о близких и дорогих людях, что вызывало и грустные, и приятные воспоминания.

Парковая культура была богата и разнообразна. Архитектурное убранство – беседки, павильоны, гроты, открытые театры, оранжереи, мостики – дополняла зелень: аллеи, газоны, клумбы, галереи. Кривые, причудливо переплетающиеся аллеи, обсаженные стриженым кустарником, представляли собой настоящие лабиринты. Многочисленные пруды, речки, бассейны, каналы, водопада и фонтаны "наводняли" усадьбу. В этих водоемах купались, катались на лодках, на искусственных островах устраивали пикники. В прудах часто разводили рыбу для барского стола.

В целом дворянская усадьба являла собой образ Аркадии – созданного фантазией античных поэтов места беззаботной и счастливой жизни, полной празднеств и развлечений. ХVШ век был временем расцвета усадебной жизни, формой общения с друзьями и соседями. Но уже к концу Х1Х века усадебная культура пришла в упадок. А.П.Чехов был прав: лопахинские топоры вырубили вишневые сады Раневских. И лишь в русской классической литературе – от Державина до Бунина – остались бесценные свидетельства усадебной жизни ХVШ – Х1Х веков.

Все это может показаться

Смешным и устарелым нам,

Но, право, может только хам

Над русской жизнью издеваться.

Она всегда – меж двух огней,

Не всякий может стать героем,

И люди лучшие – не скроем –

Бессильны часто перед ней…

А.Блок (Возмездие)

* * *