Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
реферат.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
22.03.2015
Размер:
72.01 Кб
Скачать
  1. Укрепление Афинского морского союза после греко-персидских войн.

Античная демократия ставила себе не освободительные цели, а стремилась к экспансии, к тому, чтобы не только угнетать наличных рабов, но и получать новых, чтобы приобретать и эксплуатировать своих союзников-подданных.

Доходы Афинского государства состояли из таможенных, портовых, рыночных, судебных сборов, сборок с торговых сделок, с продажи рабов, из подушной подати, которую брали с метеков, из доходов государственных имуществ. Некоторые государственные нужды удовлетворялись так называемыми литургиями. Этой повинности подлежали наиболее богатые граждане. Литургии были разного рода: так, например, триерархия, заключавшая в обязанности снарядить военный корабль, хорегия – в обязанности составить, обучить и оплатить хор для драматических представлений и пр. В исключительных случаях экклесия вотировала чрезвычайный налог – «эйсфора», который налагался на всех граждан, владевших имуществом стоимостью свыше двух тысяч драхм. Однако приходная часть афинского государственного бюджета (около четырёхсот талантов в год) не могла покрыть всё увеличивавшие расходы республики. Чтобы уравновесить приходно-расходный баланс, при Перикле союзная казна окончательно слилась с казной Афинского государства, которое стало распоряжаться средствами морского союза как собственными, тратя их на свои нужды. Афинский демос, таким образом, стал в значительной мере существовать за счёт союзников – членов Афинского морского союза [6, с. 347].

С 445 года, в «правление Перикла» наступательный характер афинской внешней политики несколько смягчился, однако по существу политика оставалась великодержавной, почему и привела к большой войне. «Мирная агрессия» Перикла характеризуется: 1) стремлением одновременно с укреплением Афинской морской державы расширить ее дипломатическим путем (посредством соглашений) и 2) стремлением посредством союзных договоров упрочить влияние Афин в восточной и западной частях греческого мира (на Понте, в Италии и Сицилии). Целью этой политики было не только сохранить, но и усилить торговую и военную мощь Афинской морской державы, обеспечить ей преобладание в эллинском мире.

Так, для укрепления Афинской державы после мира с персами были выведены клерухии в Херсонес Фракийский, на острова Наксос и Андрос. Это обеспечивало пути в Понт и к устью Стримона во Фракии, богатой естественными дарами природы, а также к территориям союзных общин. Попытки союзных общин восстать против Афин подавляли карательные экспедиции. Одной из таких экспедиций командовал сам Перикл. Олигархия, правившая на острове Самосе, отказалась от посредничества Афин в ее споре с Милетом. Перикл с сорока триерами прибыл к Самосу, сверг олигархов и установил на острове демократический порядок. Когда бежавшие олигархи с помощью персов вернулись на Самос и восстановили олигархическое правление, Перикл вторично приплыл к Самосу и вынудил восставших к сдаче после девятимесячной осады. Снова было установлено здесь демократическое правление, а самосцы принуждены были срыть стены, выдать флот и уплатить контрибуцию (439 год).

В 437 году большая афинская эскадра направилась под начальством Перикла в Понт Эвксинский. Целью этой дипломатической экспедиции было показать силу Афинского государства, усилить влияние Афин в проливах и Черном море и установить прочные экономические связи с Боспорским царством.

Чтобы утвердить афинское влияние в Италии, с которой у Афин уже издавна существовали торговые сношения, по инициативе Перикла была основана недалеко от разрушенного дорийским Кротоном ионийского Сибариса колония Фурии (443 год). Колония должна была быть не только афинской, но общеэллинской [6, с. 348].

В Фурии направились переселенцы из разных местностей эллинского мира. Среди них было много выдающихся людей: философы Эмпедокл из Акраганта в Сицилии и Протагор из Абдеры во Фракии, историк Геродот из Галикарнаса. Протагор редактировал конституцию нового полиса. Распланировал город знаменитый архитектор Гипподам. Прямые улицы пересекались под прямыми углами, они были проведены таким образом, чтобы здания получали одинаковое количество света. Основатели новой колонии думали, что создадут здесь на рациональных основах образцовый город-государство.

В дальнейшем Фурии не только не сохранили связи с Афинами, которые содействовали их основанию, но оказались на стороне врагов Афинской республики. Зато Перикл заключил соглашения с островами Закинфом, Кефалленией, с городами Сегестой и Леонтинами в Сицилии, с Регием и Неаполем в Италии, наконец, с островом Керкирой (в 433 году). В результате афиняне к концу 30-х годов обеспечили себе торговый путь на запад.

Стремление Перикла добиться для Афин преобладающего положения в Элладе выразилось также в том, что называют «панэллинизмом» его политики. Перикл сделал попытку созвать общегреческий съезд, на котором предстояло обсудить следующие вопросы: 1) о восстановлении на общегреческий счет всех храмов, разрушенных во время греко-персидских войн; 2) о борьбе с пиратством и 3) об обеспечении мира между всеми греческими государствами. Съезд не состоялся из-за противодействия Спарты. Несколько позже Перикл предложил сделать элевсинский культ общегреческим и во всех греческих государствах приносить в жертву элевсинским богиням — Деметре и Коре — первые плоды урожая. Это предложение сводилось к тому, чтобы все греческие полисы признали приоритет афинских божеств. Ни один город не отозвался на это предложение, и попытки Афин усилить свое политическое влияние, заняв руководящее положение в религиозной жизни Эллады, не удались.

Афины оказались не в состоянии в «век Перикла» стать политическим гегемоном всей Греции, но экономическое их влияние в это время достигло наибольшей степени. Господствуя на море, Афины стали центром греческой торговли, Пирей - богатейшей гаванью во всей Греции.

Вместе с тем в середине V века Афины превратились и в культурный центр всего греческого мира. В Афины в это время съезжались ученые, поэты, представители искусств из других греческих государств: философ Анаксагор из Клазомен (малоазийская Иония), софист Протагор, уроженец Абдеры во Фракии, софист Горгий из города Леонтин в Сицилии. Демокрит из Абдеры, великий философ-материалист древнего мира, объездивший все греческие земли, также некоторое время жил в Афинах [6, с. 349].

«Отец истории» Геродот Галикарнасский получил здесь даже права гражданства. Поэт Пиндар и скульптор Мирон, создатель статуи «Дискобола», оба из Беотии, подолгу гостили и работали в Афинах. Афинскими уроженцами были Фидий — гениальный скульптор, философ Сократ, трагические поэты Эсхил, Софокл, Эврипид, гениальный автор комедий Аристофан, крупнейший греческий историк Фукидид, сын Олора,- блестящие представители общеэллинской культуры [8, с. 282]

Афинское искусство в период расцвета не было достоянием немногочисленного, замкнутого круга просвещенных богачей рабовладельцев. В «век Перикла» в Афинах праздновали до шестидесяти праздников в течение года (важнейшие из них - Великие Панафинеи, Дионисии, Леней). Кроме религиозных церемоний, празднества сопровождались хоровыми и театральными выступлениями, а некоторые из них также и гимнастическими состязаниями. Последние еще со времен Писистрата приобрели народный гражданский характер в отличие от чисто военных «агонов» времени господства эвпатридов. Так, праздники в честь Диониса сопровождались театральными представлениями, которые продолжались от трех до четырех дней. Трагедии для этих представлений писали Софокл, Эсхил, Эврипид, комедии - Кратин, Аристофан и другие. Особая комиссия из десяти знатоков искусства присуждала награды, Расходы по постановке возлагались государством на богатых граждан, что было одним из видов повинностей («литургии»). Такой порядок, однако, не оставался без влияния на содержание драматических произведений — это была косвенная театральная цензура со стороны афинских богачей.

В результате больших строительных общественных работ Афины превратились в один из красивейших городов Греции. Афинская гавань Пирей была укреплена новыми оборонительными сооружениями и оборудована новыми пристанями и молами. Были построены рыночные здания и большие хлебные склады. Между «Длинными стенами», законченными еще в 455 году и соединявшими Афины с Пиреем, по инициативе Перикла построили третью стену так, что после этого Афины и их гавань оказались значительно лучше укрепленными. Афинский акрополь был вновь отстроен и превращен в художественный и религиозный центр.

Пропилеи – старые ворота, ведущие в акрополь, - превратились в прекрасно оформленный колоннадами вход с выступающими по сторонам портиками. Внутри акрополя на всем пространстве, свободном от зданий, стояли статуи и другие посвящения из мрамора и бронзы работы известных скульпторов. На высоком постаменте, слева от Пропилеи, стояла статуя Афины Промахос, т. е. защитницы. Богиня была изображена в полном вооружении, с копьем в руке; на сверкающее его острие, видное издали, держали курс моряки, плывшие в Пирей. Самым замечательным зданием в Афинах был Парфенон, храм Афины Девы, покровительницы города. Строителями Парфенона были архитекторы Иктин и Калликрат [6, с. 350]. Стиль Парфенона - величественный, дорийский, в сочетании с ионийскими элементами. Монументальность, свойственная дорическим зданиям, как бы символизировала непоколебимую мощь Афинской республики. Ионический фриз опоясывал лентой верхнюю часть храмового здания. Выполненная в барельефной технике процессия изображала самих афинян, пришедших почтить богиню Афину в день ее рождения. Статую богини внутри храма изваял Фидий, покрыв ее золотом и слоновой костью. О величине статуи (около 11 метров) можно судить по тому, что она держала на ладони правой руки фигуру Победы в рост человека. Афина Фидия представляла собой часть золотого фонда Афинского государства, золотые части одежды статуи снимались. Кроме Парфенона, в акрополе позднее построили храм Эрехтея, мифического царя Аттики Эрехтейон, и небольшой храм Победы — замечательные образцы ионического стиля. На юго-восточном склоне акрополя около театра был построен Одеон — здание для музыкальных состязаний. Плутарх так характеризует художественные памятники, созданные при Перикле: «Каждая из этих вещей была настолько прекрасна, что производила впечатление чего-то стоящего с незапамятных времен; по своей жизнерадостности эти творения и до сих пор кажутся чем-то юным и только что возникшим; столь цветущей свежестью дышат они, и рука времени вовсе не касается их». Однако все это требовало громадных средств, и эти расходы должны были возмещать афинские союзники, что еще более усиливало растущее недовольство в их среде [6, с. 351].