Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
XX век.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
442.88 Кб
Скачать

24. Ссср в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика. В середине 80-х годов СССР яв­лялся крупнейшей военно-политической державой в мире. Успехи СССР в развитии экономики и повышении жиз­ненного уровня граждан были очевидны, динамично стро­ились национальные и международные отношения. Ос­новная масса населения считала существующий в СССР социалистический строй наилучшим и прогрессивным. Однако все это было только видимостью, созданной со­ветской пропагандой. СССР в тот момент был «колос­сом на глиняных ногах». Из засекреченных докладов высшему советскому руководству следовало, что посто­янно замедляющиеся, по сравнению со странами Запада, темпы развития поставили СССР на край пропасти. Не­обходимость немедленных реформ была очевидна. Но основная проблема как раз и заключалась в том, что в СССР не было механизмов, способных регулировать этот процесс

Политическое и экономическое развитие страны в ВД5—1991 гг. четко делится на две части: реформирова­ние «сверху» в 1985-1988 гг. и реформаторское движение «снизу» 1989—1991 гг. Рубежом служат первые в СССР альтернативные выборы в Верховный Совет весной 1989 г. Перестройка. Первый этап: 1985—1988 гг. Начало нового политического курса связано с именем М. С. Горба­чева, который в марте 1985 г, стал Генеральным секрета­рем ЦК КПСС. Впрочем, изначально планировался лишь косметический ремонт КПСС.

Так, на XXVIIсъезде КПСС, в принятой им новой ре­дакции Программы КПСС, повторяется тезис о социаль­но-экономических, политических, идейных и моральных преимуществах социалистического общества перед капита­лизмом. Хотя в то же время на нем раздавалась серьезная критика отдельных сторон советской действительности.

После январского пленума ЦК КПСС 1987 г. в стране начинает набирать силу гласность, т. е. расширение сво­боды слова. Во многом это связано с деятельностью сек­ретаря ЦК КПСС по вопросам идеологии А. Н. Яковле­ва, сторонника демократических перемен. Все громче звучат критические выступления в адрес советской сис­темы. Разворачивается критика сталинизма, а чуть позже и самой коммунистической идеи.

В сентябре 1987 г. Политбюро ЦК КПСС создало свою «Комиссию по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30— 40-х годов и начала 50-х годов» во главе с А. Н. Яковле­вым. «Выражая принципиальное осуждение массовых репрессий, считая их несовместимыми с нормами циви­лизации», сдвинув хронологию начала этих репрессий к середине 20-х годов, советское руководство не решилось критиковать большевистский террор эпохи Гражданской войны и нэпа, и возложило всю вину за произвол и без­закония только на Сталина и его окружение.

На XIXпартконференции летом 1988 г. была принята резолюция «О ходе реализации решенийXXVIIсъезда КПСС и задачах по углублению перестройки», в которой были выдвинуты революционные по своей сути предло­жения. Было предложено создать высший (внепартий­ный!) орган власти — Съезд народных депутатов СССР, выборы в которой провести на конкурсной, альтерна­тивной, основе. (Ранее же на выборах не было борьбы между кандидатами — на одно депутатское место претен­довал по указке властей лишь один человек). Наконец, партия приглашала всю страну к открытой честней Дис­куссии о модернизации общества. Это был смертный приговор КПСС: лишенная репрессивного аппарата и полного господства над СМИ, партия была обречена, поскольку ее оппоненты постоянно вскрывали недостат­ки в жизни страны, а партийная пресса не могла проти­вопоставить им убедительных аргументов. Недаром кон­серваторы во главе с секретарем ЦК КПСС во главе с Е.К. Лигачевым полагали, что перестройка может при­вести к крушению социализма. Однако реальных мер по улучшению жизни в стране они предложить не могли.

Второй этап: 1989—1991 гг. Согласно принятому наXIXпартконференции новому закону о выборах, весной 1989 г. в СССР состоялись первые альтернативные выборы в Первый съезд народных депутатов. Несмотря на то, что депутаты избирались не только по территориальным округам, но и от общественных организаций, контроли­руемых КПСС, в числе депутатов оказалось немало лю­дей, ратующих за более кардинальные реформы.

Уже на Первом съезде народных депутатов СССР об­разовалось два основных блока, которые сохранились практически без изменений на последующих съездах: блок коммунистов и блок их противников — демократов. Де­мократы создали свою фракцию — Межрегиональную депутатскую группу, которая выступала за введение ры­ночной экономики, расширение гражданских свобод и предоставление большей самостоятельности союзным республикам. Многие представители русского населения союзных республик (прежде всего прибалтийских), счи­тая, что это приведет к выходу этих республик из состава СССР и последующим гонениям местных властей против русских, выступили против демократов и создали свою группу — «Союз».

На Втором съезде народных депутатов СССР в декаб­ре 1989г. были приняты постановления о работе Верхов­ного Совета, сформирован Совет Министров СССР, из­браны и утверждены члены различных комиссий и ко­митетов. На съезде были заслушаны отчеты о выполнении экономических и социальных программ, госбюджета СССР, рассмотрены программы на следующий год. Были внесены изменения в Конституцию СССР по вопросам деятельности съезда, изменений избирательной системы и конституционного надзора.

На Третьем съезде весной 1990 г. первым Президен­том СССР был избран М.С.Горбачев, Председателем Верховного Совета СССР—А. И. Лукьянов, должность первого заместителя была упразднена. Кроме того, из Конституции была изъята знаменитая 6-я статья о руко­водящей роли КПСС в советском обществе.

Летом 1990 г. состоялся последний в истории, 28-й по счету, съезд КПСС. Хотя Горбачеву удалось добиться со­хранения целостности партии, съезд можно охарактеризо­вать как «могильный». Предпринятая на съезде попытка мягко, без потрясений перевести КПСС из коммунисти­ческой в социал-демократическую партию была обречена на провал. Был выдвинут тезис о том, что КПСС должна «повернуться лицом к человеку и его нуждам, однако в действительности положение народа продолжало лишь ухуд­шаться, что лишало КПСС остатков популярности. Мно­гие коммунисты стали переходить в ряды демократов.

С лета 1990 г. реальная власть на местах начинает пере­ходить в руки местных лидеров демократической оппози­ции. Наиболее ярко антикоммунистическая направленность руководства новых Советов проявилась в Москве и Ленин­граде, где к власти пришло движение «Демократическая Россия». В Москве Председателем городского Совета стал Г. X. Попов, а в Ленинграде — А.А. Собчак. Демократы победили в большинстве районных Советов. Но несмотря на щедрые обещания, новые составы Советов не смогли найти решения старых проблем, а интенсивная политичес­кая борьба в них была одной из причин того, что эффек­тивность советской власти снизилась.

Тогда же, летом 1990 г., в СССР появляются альтерна­тивные КПСС политические партии. Это Демократичес­кая партия, Социал-демократическая, Либеральная, Ли­берально-демократическая, Христианско-демократическая, Российский народный фронт, народные фронты в раз­личных регионах, многие из которых были официально зарегистрированы как общественные организации на рес­публиканском уровне. В 1991г. были зарегистрированы общесоюзные партии, первой из которых стала КПСС, второй - ЛДП (ныне ЛДПР),

Национальные конфликты. Демократизация общества разбудила спавшее доселе чудовище — национализм. По мере развития «перестройки» все большее значение стали приобретать национальные проблемы. Причем нацио­нальные противоречия и столкновения зачастую искусст­венно раздувались политическими деятелями из различ­ных лагерей, пытавшимися использовать напряженность для решения тех или иных своих проблем.

В 1988 г. начался длительный вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе, В 1989 г. и особенно в 1990—1991 гг. произошли кровопро­литные столкновения в Средней Азии (в Ферганской доли­не, Алма-Ате, Душанбе и целом ряде других районов). Осо­бенно пострадали национальные меньшинства, к которым относилось и русское население. Районом интенсивных этнических вооруженных конфликтов стал Кавказ, прежде всего Южная Осетия и Абхазия. Противостояние имело место также в Молдавии, где гагаузы и русские Приднест­ровской области выступили против ущемления их нацио­нальных прав и выхода республики из Союза, и в Прибал­тике, где часть русскоязычного населения выступила про­тив курса лидеров своих республик на полный суверенитет.

Экономика. Официальным документом, определяющим экономическое развитие СССР в этот период, стал одоб­ренный XXVIIсъездом КПСС план 12-й пятилетки (1986— 1990). Этот план получил название «курс на ускорение социально-экономического развития». Главной задачей было определено увеличение роста ВВП (валового внут­реннего продукта) до 4%. Полученные в результате «ус­корения» средства частично планировалось перебросить в социальную сферу, а именно «накормить народ» и обес­печить его жильем. Так как «ускорение» не было достиг­нуто, то эти программы также остались на бумаге.

Достигнуть увеличения ВВП предполагалось за счет бо­лее рационального использования имеющихся производ­ственных мощностей и целого ряда либеральных законов («О бригадном подряде», «О кооперации»). План 12-й пятилетки, как и все предыдущие, так и не был выполнен, даже по официальным, завышенным данным в 1986-1988 гг. прирост составлял в среднем 2,8 %, в 1989 г.— 2,4'%, а в 1990 г. было реальное его падение примерно на 2%. В 1991 г. падение ВВП достигло 10%.

Стремление спасти экономику страны, но в то же вре­мя оставить ее советской, привело к принятию ряда за­конов, согласно которым государство делилось рядом своих полномочий с предприятиями: Из сверхцентрали­зованной экономика СССР стала просто централизован­ной. Однако эти реформы запоздали. Экономика СССР была столь неэффективна, что не выдержала очередного реформирования и стала разваливаться.

Чтобы спасти от краха хотя бы часть предприятий, в 1990 г. были приняты законы о малых предприятиях, со­вместных предприятиях и коммерческих банках. Но эти меры тоже не спасли экономику страны. В 1990 г. глава правительства Н. И. Рыжков ушел в отставку. Последняя попытка вывести СССР из экономического кризиса была предпринята в 1991 г., за счет прямого ограбления народа (обмен денег, замораживание вкладов, повышение цен) и передачи большой доли самостоятельности в регионы.

Уровень жизни. Весь период перестройки характери­зуется постоянным падением жизненного уровня насе­ления СССР и постепенной поляризацией общества. Увеличение денежной массы (инфляция), нехватка това­ров (дефицит), появившаяся безработица, задержки де­нежных выплат— все это приводило к обеднению боль­шей части народа. Лишь 5—6% населения страны достиг­ли того жизненного уровня, который власти обещали в результате перестройки всем.

Внешняя политика. Внешнеполитический курс СССР в 1985—1991 гг., определялся в первую очередь стремлением нового руководства страны, во главе с М. С. Горбачевым, найти поддержку проводимого курса реформ у правительств ведущих стран мира. Экономическое отставание СССР от развитых стран было так велико, что возможностей дог­нать их без их помощи уже не было. Чтобы добиться этой помощи, необходимо было уступить в некоторых вопросах, что СССР и вынужден был сделать. На первом этапе, в 1985-1989 гг., помощь западных стран была больше моральной, после 1989 г. — материальной.

Первый этап. В этот период СССР видел своей основ­ном задачей сохранение лагеря социализма, пусть даже це­пом отказа от активной внешней политики в отношении стран третьего мира и дальнейшего продвижения социализма «вширь». Т. е. фактически СССР впервые за всю свою историю был готов пойти на признание социализма лишь как одного из вариантов развития. Для Запада же это дол­жно было означать начало процесса сотрудничества.

Сначала было необходимо решить основные пробле­мы, мешающие признанию СССР как миролюбивой, демократической страны: прекращение гонки вооруже­ний и частичное сокращение вооружений и вывод совет­ских войск из Афганистана.

В области разоружения СССР уже в который раз пред­лагал миру кардинальное решение, полной ликвидации военной мощи ведущих стран (Литвинов — 1932г., Хру­щев — 1957 г., Горбачев — 1987 г.). На этот раз речь шла об одновременном роспуске НАТО и ОВД. Такое реше­ние, разумеется, не было приемлемо для Запада, так как в этом случае он потерял бы власть над миром и стал бы практически беззащитным перед густонаселенными ази­атскими и африканскими странами.

Поэтому Горбачев, желая добиться расположения За­пада, вынужден был согласиться на американский вари­ант разоружения.

В Европе к 1990 г. ликвидировались советские и аме­риканские ракеты средней и меньшей дальности, причем ЭТИ ракеты уничтожались, они не могли быть перебази­рованы в другие регионы. Кроме того, СССР ликвиди­ровал часть ракет средней дальности в Сибири и на Дальнем Востоке, направленных против Японии и Китая. СССР пошел на значительно большие уступки, чем США. Так, первоначально советское правительство выд­винуло требование, чтобы в процессе договоренностей. Были учтены французские и английские ракеты средней дальности с ядерными боеголовками, но затем вынужде­но было отказаться от него.

Постоянной кровоточащей раной советского обще­ства и постоянным укором со стороны мирового сообщества была многолетняя война в Афганистане. Беспер­спективность афганской войны для СССР была очевид­ной, но принять решение о выводе войск было нелегко. Ведь это означало бы признание в слабости Советской Армии, которая была основой созданной после Второй мировой войны системы социализма.

Однако процесс интеграции СССР в мировое сооб­щество был уже необратимым, ив 1988 г. в Женеве США и СССР подписали совместный документ о своей поли­тике в отношении Афганистана. СССР обязался вывести свои войска, а США — не поддерживать противников существующего в стране правительства. Примечательно, что инерция противостояния была так велика, что даже после вывода войск из Афганистана в 1989 г. СССР про­должал оказывать помощь афганскому правительству, а США — оппозиционерам. Только крушение СССР оста­новило процесс иностранного вмешательства в дела Аф­ганистана. Впрочем, это не принесло стране мира: граж­данская война продолжается там и по сей день.

Второй этап. Начатая Горбачевым демократизация внутренней и внешней политики СССР не могла не отра­зиться на ситуации в странах социалистического лагеря. Обнаружив неготовность и нежелание СССР силой удер­живать их под своим контролем, народы Польши, ГДР, Венгрии, Чехословакии и других социалистических стран выбрали правительства национального самоопределения, оппозиционные СССР. Результатом стало объединение Германии (1990 г.) и распад ОВД и СЭВ, официально зак­репленное в 1991 г. СССР лишился практически всех сво­их союзников, обрекая себя тем самым на еще большую политическую зависимость от стран Запада.

В этот же период СССР восстанавливает отношения со странами, отношения с которыми порвал, еще обла­дая политическим авторитетом: Китай, Чили, ЮАР.

Культура. Литература и искусство. В культуре, как и в обществе в целом, в период перестройки произошли гран­диозные сдвиги. В стране впервые появилось некое по­добие демократических свобод, том числе и свобода слова.

Из печати выходят произведения многих запрещенных раньше в СССР авторов, таких, как И. Л. Бродский, А. И. Солженицын, В. В. Набоков. Отмена государственной цензуры вызвала к жизни небывалый всплеск интереса образованной части общества к белым пятнам своей истории и культуры. Однако на волне этого интереса помимо действительно высокохудожественных произведений появилось и множество безвкусных поделок.

Главными темами журналистских расследований, особенно в популярнейших тогда журнале «Огонек» и телепе­редаче «Взгляд», стало разоблачение негативных проявле­ний социализма. Разоблачалось как прошлое (например, сталинские репрессии), так и настоящее, например использование служебного положения партноменклатурой.

Отказ государства от четкой политики в области культуры имел и резко отрицательные последствия. Предоставленные своей участи многие государственные куль­турные учреждения были попросту ликвидированы или проданы в частные руки. В страну хлынул поток иностранных фильмов, литературы, идей, зачастую противо­речащих всем общечеловеческим нормам морали, зато ком­мерчески выгодных. Многие люди оказались втянутыми и религиозные секты сомнительного толка, политичес­кие экстремистские организации. Эти негативные явления привели к тому, что большая часть населения поте­ряла привычные ценностные ориентиры.

Наука. Переход к политике гласности вскрыл все недо­статки отечественной науки. Заорганизованность и недостаточное финансирование большинства отраслей науки, особенно академической, стали очевидными. Основа науч­ною потенциала страны — НИИ (научно-исследовательс­кие институты) были поставлены в тяжелейшее положе­ние: чтобы выжить в новых условиях, они вынуждены были сократить численность сотрудников и ограничить круг ре­шаемых задач. Должность научного сотрудника потеряла былую престижность, а сами ученые перешли: в раз­ряд материально неблагополучных. Следствием этого стал колоссальный отток ученых в предпринимательство и за рубеж, остро встала проблема «утечки мозгов».

Таким образом, попытка перевести науку на самофинансирование и свободные рыночные отношения провалилась, полностью уничтожив старую систему организации науки и так и не создав приемлемую новую.

Образование. Серьезные проблемы испытывала в этот: период и система образования. Практически предостав­ленные сами себе школы и вузы оказались в весьма зат­руднительном положении. Не имея четкого социального заказа на выпуск конкретных специалистов для нового постсоветского общества, руководство образовательных учреждений фактически пустило дело на самотек. Не намного улучшило положение и разрешение на органи­зацию частных учебных заведений.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]