Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
18
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
38.69 Кб
Скачать

Лекция № 3 Тема: Политические структуры западного общества в XVI  первой половине XVII в.

План

  1. Общее и особенное в эволюции форм государственного устройства западной цивилизации

  2. Специфика английского абсолютизма

  3. Складывание раннего абсолютизма во Франции

  1. Общее и особенное в эволюции форм государственного устройства западной цивилизации

Основные составляющие государства абсолютистского типа (централизация, бюрократическая система управления, административная и законодательная унификация, усиление личной власти монарха и др.) проявлялись весьма неодинаково в отдельных странах Европы.

В исторической литературе принято считать образцом абсолютизма Францию XVIIXVIII вв. в большей степени именно потому, что Генеральные штаты  общефранцузское сословное собрание перестали созывать после 1614 г. Однако Генеральные штаты вообще не были регулярно действующим учреждением, а главное перестали вотировать сбор налогов и ни в чем не ограничивали королевскую власть.

Характерной чертой формирования абсолютных монархий в Западной Европе была продажа должностей в административно-судебном аппарате и армии. Широкая продажа должностей началась во Франции в XVII в. Купленные должности приносили большой доход их владельцам и становились их полной наследственной собственностью. Лица, купившие должности («дворянство мантии» или служилое дворянство) не являлись чиновниками и приобретали определенную независимость от короля. Система продажи должностей и их наследования снижала способность короны управлять государственным аппаратом.

Для большинства абсолютных монархий в Западной Европе характерной была дуалистическая система управления. Так, в монархии Габсбургов в каждой из входивших в ее состав земель  Штирии, Нижней Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Южных Нидерландах  действовали местные сословные собрания и властные учреждения, сохранялось свое особое законодательство. В государстве отсутствовала единая система налогообложения, в большинстве земель сословные собрания самостоятельно определяли размеры налогов, порядок их сборов, а также суммы, предназначенные имперской казне. Таким образом, прерогативы центральной власти до середины XVIII в. на уровне земель были весьма ограничены.

В Испании, несмотря на ее военную мощь, абсолютистское государство до начала XVIII в. отличалось слабой централизацией. Отдельные области сохраняли широкую автономию, обладая не только представительными учреждениями  кортесами, судебными и налоговыми привилегиями, но и собственными денежными системами и вооруженными силами. Реальная власть в областях принадлежала местной аристократии. И только в первой половине XVIII в. начинается усиление центральной власти и была значительно ограничена политическая самостоятельность областей.

В Италии и Германии переход к монархиям абсолютистского типа происходил при сохранении политической раздробленности. При этом в ряде крупных германских государств абсолютистские устремления правителей встречали упорное противодействие сословных учреждений, например в Мекленбурге, Вюртемберге. Конфликты в основном возникали в связи с проблемой контроля над финансами.

Большими особенностями отличался абсолютизм в Бранденбургско-Прусском государстве, имевший ярко выраженный милитаристско-бюрократический характер. Сделав ставку на создание сильной армии как главной опоры своего режима и средства расширения территории государства, монархи из правившей династии Гогенцоллернов не считались с ландтагами и самовольно вводили налоги в деревнях и городах. Созданный ими обширный чиновничий аппарат был поставлен под контроль военного ведомства. Городские советы  органы самоуправления были упразднены. В результате власть Гогенцоллернов приняла самодержавно-бюрократические черты, но не стала безграничной. Дворянские привилегии оставались незыблемыми, даже если противоречили королевской власти.

В Дании и Швеции долгое время господствовали аристократические кланы, отстаивавшие свои привилегии и ограничивавшие власть короля. И только во второй половине XVII в. совместные действия духовенства и горожан (а в Швеции и крестьянства) позволили устранить господство аристократической олигархии и укрепить королевскую власть.

Таким образом, та форма государственности, которая утвердилась в большинстве западноевропейских стран в XVIIXVIII вв., и которую принято называть абсолютистской монархией, хотя и принесла с собой централизацию управления и усиление власти монархов, отнюдь не превратила ее в неограниченную. Достигнутый уровень централизации часто был невысок: в Испании, монархии Габсбургов и Франции отдельные провинции и области по-прежнему обладали той или иной степенью автономии.

Социальная основа абсолютизма в отдельных странах Западной Европы также была неоднородной. В Испании абсолютная монархия вплоть до начала XVII в. ориентировалась на интересы аристократической верхушки, представители которой долгое время доминировали в высших органах управления. Вместе с тем короли вытесняли титулованную знать из некоторых высших государственных органов вполне послушными им служилыми людьми с целью подчинения себе аппарата управления.

В Пруссии до конца XVIII в. опорой абсолютистского государства было провинциальное дворянство, полностью подчинившее себе крестьян и составлявшее костяк прусской армии. Однако административный аппарат Пруссии практически целиком состоял из чиновников-горожан.

Габсбурги, добившиеся укрепления центральной власти и консолидации полиэтнической монархии, хотя и учитывали в своих действиях главенствующую роль в обществе феодального дворянства и церкви, тем не менее периодически вступали в противоборство с дворянством, не желавшим поступаться своими привилегиями и отстаивавшими областную автономию.

Соседние файлы в папке лекции НиНИ Европы и Америки