Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
филиппова_23.02.12.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
20.03.2015
Размер:
281.09 Кб
Скачать

1. 2. «Проповедь с точки зрения религии»

Так как проповедь-это жанр религиозного учения, то следует ее первоначально рассматривать именно с аспекта религии.

Итак, проповедь есть речь к народу и перед народом. Речь о чем? Проповедник «презентует» объекты, принадлежащие духовной культуре. Данный вид речи имеет религиозное, нравственное, философское или морально-этическое наполнение.

Первый и самый древний вид проповеди — это изъяснительная беседа. Она возникла в иудаизме в период Второго храма из обычая публично читать Тору на иврите, и объяснять смысл прочитанного на разговорном языке народа. Проповедник комментировал один или несколько стихов из Священного Писания. В зависимости от аудитории он мог добавить и нравоучительные наставления. Существо проповеди основателя христианской религии Иисуса Христа, которого христиане почитают как воплощенного Бога, а также Его последователей — апостолов, заключается в распространении благой вести о спасении и наступлении Царствия Божия. Нынешняя проповедь — это продолжение дела, начатого Иисусом, и раскрытие евангельского учения. Христианская проповедь, является выполнением религиозного служения, возложенного Христом непосредственно на апостолов и, через них, на последующих преемников — пастырей. Наиболее распространенная форма христианской проповеди — это возвещение учения о спасении в живой речи перед народом. В разных конфессиях проповедь имеет разное значение. Например, в православии и католицизме такая речь обычно является дополнением к богослужению, в протестантизме проповедь занимает центральное место в богослужении.

Проповедь — жанр религиозной пропаганды, христианское церковное наставление, имеющее своей задачей поведать и разъяснить учение Иисуса Христа, содержащее комментарии к Священному Писанию, рекомендации к соответствующему поведению и действиям. Проповедь включает в себя и пение, и молитву, и символические жесты, и похвальные и хулительные слова.

Жанр проповеди был "трансплантирован" на русскую литературную почву из литератур Болгарии и Византии.[33] . С этого момента берут начало два пути эволюции жанра: 1) письменная проповедь (ориентированная на читателя); 2) устная проповедь (ориентированная на слушателя). Она рассчитана на произнесение вслух.

Современная храмовая проповедь, в отличие от средневековой, значительно упрощена. Эволюция вызвана переменами в социокультурной ситуации последних десятилетий. В дореволюционной России нормы религиозного поведения усваивались с детства. Православный храм являлся неотъемлемой частью культурной жизни общества. В XX веке происходило длительное отторжение от Церкви, которое способствовало отдалению слушателя от религиозно-культовой сферы человеческой деятельности.

Современная проповедь становится оригинальным авторским текстом. Чтобы убедить слушателя, проповедник приводит примеры как из Священного Писания, так и из современной жизни. При этом часто земное поведение людей противопоставляется должному, указанному в Библии. Например, "Мы много задумываемся о жизни, иногда очень восхищаемся всякого рода новыми открытиями — теперь чего только не услышишь: уже и искусственного человека делают, не задумываясь о том, что написано в Евангелии: единое на потребу — это душа человека. Заботься о своей душе… ". Проповедник стремится к максимальной доступности излагаемого материала, а, следовательно, и к упрощению канонического текста.

Сокращается объём библейских цитат (раньше текст Священного Писания составлял около 80% от объёма всей проповеди), отменяется строгая определённость занимаемого ими места в тексте проповеди.

Современная проповедь приближена к настоящей жизни. Проповедник затрагивает проблемы экологии, военного производства, наркомании, алкоголизма и роста преступности: "Посмотрите, в семьях богатых что творится: даже и убийства там имеют место…".

Священник в качестве весомых доказательств отбирает факты из самых разных сфер человеческой деятельности, таких как искусство, наука, образование, коммерция и т. д. Вечные истины теперь излагаются в наиболее доступной современному слушателю форме. Осуждая атеистическое образование, архиепископ говорит: "Сейчас детям объясняют, что земной шар возник сам, из ничего — как-то, откуда-то, потому что были планеты, и одна из них отделилась, такая мощная, огромная…".

Проповедник стремится найти подход к каждому слушателю, учитывает его возраст, социальное положение, мировоззренческую позицию.

Джон Стотт, определяя библейскую проповедь, считал: « Истолковывать Писание – значит открывать значение богодухновенного текста.», т.е. можно сделать вывод из его утверждения, что в первую очередь каждый человек выносит свое особое духовное значение из текста проповедей, а священник лишь передает и отражает её суть, помогает человеку «выйти» на Путь истинный. У каждого проповедника, священника, должны быть материалы для обоснования проповеди: он должен ссылаться на Писание или на Библию, а не только на свои доводы, взятые из церковной жизни. Моё мнение совпадает с мнением Джона Стотта, который это аргументировал так: «…Мне жаль проповедника, который выходит за кафедру, не имея Библии в своих руках, либо же с Библией, которая больше похожа на рубища, чем на Слово живого Бога. Такой проповедник не может истолковывать Писание, потому что у него нет Писания для истолкования. Он не может говорить, потому что ему нечего сказать, по крайней мере, ничего того, что заслуживает внимания…»

Существует проблема истолкования проповеди. С точки зрения разных религий, проповедь может быть совсем не поучительной, ведь в каждой духовной организации она может истолковываться в различных смыслах.

«Реформаторы, настаивая на ясности Писания, указывали только на его основополагающую весть – Евангелие спасения только по вере в Иисуса Христа. В Писании это показано ясно как Божий день. Но деятели эпохи Реформации не утверждали, что все в Писании ясно и понятно. Истина заключается в том, что мы нуждаемся друг в друге, чтобы правильно толковать Писание. Церковь справедливо считается герменевтической общиной или братством верующих людей, в котором истолковывается и объясняется Божье Слово. В особенности пасторы и учителя нам необходимы для толкования Писания, для того чтобы они раскрывали его нам таким образом, чтобы его можно было понять. Именно поэтому вознесшийся Иисус Христос, в соответствии с текстом из Послания к Ефесянам 4:11, все еще поставляет пастырей и учителей в Своей Церкви» [49].

Кальвин писал: «Сегодня чтение Писания приносит плод в жизни такого малого количества людей, потому что едва ли можно найти одного человека из сотни, который бы с радостью готов был покориться обучению. Если хоть кто-нибудь из нас проявит прилежание в учении, ангелы с неба спустятся, чтобы научить нас. Но нам не нужны ангелы. Мы должны использовать всякую помощь, которую посылает Господь для понимания Писания, в особенности в лице проповедников и учителей».[22] Если существовали церковные книги, Писание, Библия, то также должны были существовать «учителя», которые изъясняли бы нам эту истину, то есть проповедники должны об этом помнить.

Проповедник, который глубоко проник в суть изучаемого текста Писания, выделил и раскрыл его основную тему, и сам до глубины души проникся смыслом изучаемого текста, сможет ясно сформулировать заключительную часть проповеди. Проповедник даст возможность людям откликнуться на проповедь. Часто он просто тихо молится, в то время как Святой Дух побуждает каждого слушателя к надлежащему послушанию.

Священники считают огромной честью – стоять за кафедрой с Божьим Словом в руках, Божьим Духом в сердце, перед Божьим народом, который ожидает услышать и подчиниться Божьему голосу.

Прежде всего следует отметить изменения исследуемого жанра. Средневековая проповедь определялась как «слово». Начиная с XIX века используются два варианта номинации жанра: «слово» и «проповедь». В современный период более учитывают второй вариант.

Средневековая проповедь была ориентирована не на одного слушателя, а на целый коллектив, который соприкасался в той или иной сфере религиозной коммуникации. Проповедник сосредоточивался только на библейской тематике, на толковании Священного Писания, от которого отталкивался при построении собственного текста. Проповедь являлась в чистом виде «доктринальным жанром», имеющим своим жанрообразующим фактором библейский текст [46]. Из четырех возможных иллокутивных целей (евангелизационная, духовно-назидательная, учебно-просветительская, информационная), выделяемых М. Пейтером, средневековая проповедь реализовывала две: евангелизационную и духовно-назидательную [41. С. 2]