Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
диплом.docx
Скачиваний:
13
Добавлен:
19.03.2015
Размер:
112.59 Кб
Скачать

§3. Процесс доказывания.

Содержание уголовно-процессуального доказывания в значи­тельной мере отличается от доказывания в общепринятом понима­нии этого слова. Логическое доказывание означает обоснование, аргументирование по правилам логики выдвинутого положения фактами, доводами, а также формулирование этого положения на основе системы умозаключений. Уголовно-процессуальное доказы­вание не ограничивается чисто мыслительной деятельностью, опе­рированием имеющимися в наличии сведениями и понятиями. В основной своей части оно состоит из активных, практических дей­ствий по установлению этих самых фактов и сведений. Лишь на за­вершающем этапе, когда требуемые сведения установлены, уголов­но-процессуальное доказывание становится чисто умозрительной, логической деятельностью.36

Согласно ст. 85 УПК РФ доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ, т.е. образующих предмет доказывания. Результатом процесса доказывания является принятие как промежуточных, так и итоговых решений по уголовному делу.

Структура процесса доказывания определена законом, который выделяет три его элемента: собирание доказательств, их проверку и оценку. Эти элементы органически связаны между собой. Схематично процесс доказывания может быть представлен следующим образом. Уголовное дело возбуждается при наличии определенной суммы сведений о предполагаемом событии, преступлении. Эти сведения анализируются, оцениваются, в результате чего выдвигаются версии о характере события и его обстоятельствах. На основании этих версий определяется круг сведений, которые необходимо получить, т.е. определяется их относимость, связь с фактами, подлежащими установлению.

Получение новых сведений корректирует (подтверждает или опровергает) первоначально выдвинутые версии, а также может служить основанием для выдвижения других версий. И так проходит до того момента, пока не остается одна единственная версия, которая из предположения становится утверждением о подлинном характере и обстоятельствах события, по поводу которого было возбуждено уголовное дело. Процесс доказывания подразделяется на ряд этапов, которые отграничиваются друг от друга вынесением ключевых процессуальных решений (привлечение в качестве обвиняемого, обвинительное заключение). 37

Важно подчеркнуть, что процесс доказывания прекращается, как только отпадают основания предполагать, что событие, по поводу которого было возбуждено уголовное дело, является преступление и лицо, его совершившее, может нести за свое деяние уголовную ответственность, а также если существуют указанные в законе основания прекращения уголовного преследования. Рассмотрим более подробно выделенные законом элементы процесса доказывания.

Собирание доказательств - часть процесса доказывания, включающая в себя производство пре­дусмотренных законом следственных, направленных на обнаружение относимых к делу данных, их рас­смотрение и сохранение.

Собирание доказательств властными субъектами уголовного процесса может осуществляться только путем производства предусмотренных зако­ном следственных и судебных действий, которые в общей форме регули­руются ч. 1 ст. 86 УПК. К таковым закон относит: допрос свидетеля, до­прос потерпевшего, допрос подозреваемого, допрос обвиняемого, очную ставку, производство экспертизы, осмотр (все его разновидности), выемку, обыск, предъявление для опознания, следственный эксперимент, проверку показаний на месте, истребование, представление (ст. 164-170, 173-174, 176-184, 186-207, 275-290 УПК).

Каждому самостоятельному виду доказательств присущ свой строго оп­ределенный способ собирания. Так, способом собирания показаний обви­няемого и подозреваемого служит допрос подозреваемого, допрос обви­няемого (ч. 2 ст. 46, ст. 173-174, 187-191, 275-276 УПК РФ), показаний потер­певшего и свидетеля - допрос потерпевшего, допрос свидетеля (ст. 187-192, 277, 278-282 УПК), заключения эксперта - производство экспертизы (ст. 195-207, 282-283 УПК РФ), вещественных доказательств - осмотр и выне­сение постановления о признании предмета вещественным доказательст­вом и приобщении его к уголовному делу (ст. 81-82, 176-177, 180, 284 УПК РФ) и т. п. Доказательства, полученные ненадлежащими субъектами либо в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами, должны признаваться недопустимыми.

Производство следственных и судебных действий, направленных на со­бирание доказательств, может осуществляться властными субъектами уго­ловного процесса только при наличии предусмотренных законом оснований, т. е. соответствующих сведений (данных).

Для следственных действий, осуществление которых связано с ограни­чением конституционных прав и свобод граждан (п. 4-9 и 11 ч. 2 ст. 29 ,УПК РФ), установлен судебный порядок получения разрешения на их произ­водство (ст. 165 УПК). Он выступает дополнительной гарантией соблюде­ния прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве, недопустимости их ограничения без законных к тому оснований.

Обнаружение относимых к делу данных - означает их восприятие сле­дователем из источников и в формах, предусмотренных уголовно-процессуальным законом. Прежде чем относимые к делу данные будут об­наружены в ходе производства соответствующего следственного или су­дебного действия, необходимо отыскать (найти) возможный источник до­казательства - лицо, которому они могут быть известны. Этот поиск может осуществляться как путем производства следственных и судебных дейст­вий, так и в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Рассмотрение относимых к делу данных. Оно начинается, например, с момента восприятия следователем в рамках допроса устного сообще­ния свидетеля. Рассмотрение содержащихся в документе данных будет про­исходить при его прочтении следователем. В ходе рассмот­рения обнаруженных данных следователь выделяет те из них, которые относятся к уголовному делу.

Сохранение обнаруженных и рассмотренных данных - означает их от­ражение (закрепление, фиксацию) в протоколе в соответствии с требова­ниями закона. В результате рассмотрения обнаруженных данных следова­тель убеждается в их относимости к уголовному делу, после чего обязаны отразить их в соответствующем протоколе. Основной формой фиксации относимых к делу данных закон устанавливает письменность. В качестве факультативных средств фиксации допускается применение стенографирования, технических средств (ч. 6 ст. 164, ч. 2 ст. 166 УПК).

Согласно закону (ч. 2-3 ст. 86 УПК) подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их пред­ставители вправе собирать и представлять письменные документы и пред­меты для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств. Дан­ное право нельзя трактовать как их право на производство следственных действий, направленных на собирание доказательств. В этом случае речь идет о письменных документах и предметах, полученных перечисленными субъектами в официальном порядке от государственных органов, должно­стных лиц, предприятий, учреждений, организаций. Указанные участники вправе представить органу, в производстве которого находится уголовное дело, документы и предметы, находящиеся в их распоряжении.

Необходимо иметь в виду, что в рассматриваемом случае речь идет о представлении не доказательств, а именно документов и предметов, имею­щих, по мнению представляющих, значение для уголовного дела. Сам факт их представления правомерно рассматривать только в качестве соответст­вующего ходатайства. После представления документа субъекты уголовно­го процесса знакомятся с его содержанием, осматривают предметы. Таким образом устанавливается наличие в документах относимых к делу данных, а в предметах выделяются их свойства и состояния, значимые для дела, которые отражаются в протоколе, т. е. происходит формирование доказа­тельства.

Закон предоставляет защитнику право собирать доказательства путем: получения предметов, документов и иных сведений; опроса частных лиц с их согласия; истребования справок, характеристик, иных документов из организаций, которые обязаны представлять запрашиваемые документы или их копии (ч. 3 ст. 86 УПК РФ). В данном случае имеется в виду не право защитника собирать доказательства, а его право получать предметы, доку­менты, которые могут быть представлены органу, осуществляющему про­изводство по уголовному делу. В дальнейшем на их основе в установлен­ном законе порядке могут быть сформированы доказательства.

Относительно права защитника собирать доказательства путем опроса частных лиц с их согласия (п. 2 ч. 3 ст. 86 УПК) следует отметить, что и в данном случае сведения, полученные в результате опроса частных лиц за­щитником, изложенные им или опрошенными лицами в письменном виде, нельзя рассматривать как доказательства, в частности в качестве показаний свидетеля. Они получены в условиях отсутствия предусмотренных уголов­но-процессуальным законом гарантий их доброкачественности (без преду­преждения лица об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, вне установленного для допроса порядка получения и фиксации показаний и т. п.). Такие сведения могут рассматриваться в качестве оснований для вызова и допроса указанных лиц в качестве свидетелей или для производ­ства других следственных действий по собиранию доказательств.

Проверка доказательств - часть процесса доказывания, представляю­щая собой деятельность дознавателя, следователя, прокурора, суда по ана­лизу и синтезу доказательств, сопоставлению их с уже собранными доказа­тельствами, собиранию новых доказательств (ст. 87 УПК).

Цель проверки доказательств состоит в установлении их достоверно­сти, т. е. соответствии или несоответствии содержащихся в них сведений фактам и обстоятельствам, имеющим значение для правильного разреше­ния уголовного дела. В ходе проверки обязательно исследуется и допустимость доказательств - соответствие их формы правовому требованию допустимости.

Сведения, содержащиеся в доказательствах, могут быть положены в ос­нову выводов по делу только после их проверки, всестороннего исследова­ния. Проверка доказательств является продолжением процесса доказыва­ния, начатого при собирании доказательств.

Характер, направленность, объем проверки доказательств, разнообразие применяемых при этом методов не зависят от произвольного усмотрения следователя, а определяются объективными факторами: особенно­стями расследуемого преступления; видом проверяемого доказательства; количеством и качеством собранных доказательств, связанных с проверяе­мым через отображаемые факты; соотношения известных и предполагае­мых по делу фактов, их характера, места и значения для установления ис­тины по делу; объема установленных и не установленных связей данных фактов с другими фактами и обстоятельствами.

Проверка доказательств на первоначальном этапе расследования пред­ставляется достаточно сложной, так как к этому времени установлены лишь отдельные факты, указывающие на признаки преступления, когда еще не известны многие существенные обстоятельства дела. В таких случа­ях проверка, начавшаяся при формировании доказательств, может продол­жаться значительное время, иногда вплоть до окончания предварительного следствия.

Приступая к проверке уже сформированного доказательства, прежде всего, следует убедиться в том, что оно получено после возбуждения уго­ловного дела, надлежащим субъектом уголовного процесса и в результате предусмотренных законом действий.

Оценка доказательств - самая сложная часть доказывания. Она осуще­ствляется там, где на основе совокупности собранных и проверенных дока­зательств следователь в предусмотренных законом формах получают новое выводное знание о фактах и обстоятельствах, подлежащих доказыва­нию по уголовному делу, о части или обо всем преступлении.

Согласно закону суд, прокурор, следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на сово­купности имеющихся доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью (ч. 1 ст. 17 УПК РФ). При этом никакие доказательства не имеют для них заранее установленной силы (ч. 2 ст. 17 УПК РФ).

Оценка доказательств в уголовном процессе производится на основе единых принципов. Отличие оценки доказательств в различных стадиях состоит не в ее характере, а в целях оценки, количестве оцениваемых до­казательств, условиях, при которых она осуществляется, содержании формулируемых на их основе выводов и их значимости для уголовного дела.

Способом оценки доказательств выступает внутреннее убеждение лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судьи. Основные требо­вания, которым согласно закону должна отвечать деятельность по оценке доказательств в уголовном процессе, выражаются в следующем:

- доказательства должны оцениваться свободно по внутреннему убеж­дению следователя. Однако это не означает, что они могут оцени­ваться произвольно. Не устанавливая заранее силы и значения тех или иных доказательств, закон в то же время в общих чертах регулирует требо­вания, которыми должен руководствоваться следователь при оцен­ке доказательств. Естественно, что при этом он руководствуются и своим правосознанием и совестью;

- внутреннее убеждение следователя, как способ и результат оценки доказательств, должно основываться на совокупности части доказа­тельств (в случае оценки ограниченных совокупностей при принятии про­межуточных решений по уголовному делу) или на всех собранных доказательствах в их совокупности (в случае принятия итоговых решений по уго­ловному делу);

- в основе промежуточных и итоговых выводов по уголовному делу должны лежать соответствующие совокупности доказательств;

- содержание промежуточных и итоговых выводов следователя, являющихся результатом оценки доказательств, не предопределяется ни законом, ни иными указаниями;

- оценка доказательств следователем должна осуществляться в предусмотренных уголовно-процессуальным законом формах (постановле­ниях, обвинительном заключении).

Оценка доказательств как процесс их исследования следователем ил завершается выводом о виновности или невиновности обвиняемого в совершении преступления. Не устраненные в процессе и результате дока­зывания по уголовному делу сомнения в виновности обвиняемого толку­ются в его пользу (ч. 3 ст. 49 Конституции РФ).