Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
66
Добавлен:
19.03.2015
Размер:
619.7 Кб
Скачать

Современное состояние законодательства в мире

Законодательная проблематика, касающаяся эвтаназии и медицинской помощи в осуществлении самоубийства, в последние годы обогатилась начи­наниями и идеями самого различного толка. Помимо голландского закона, о котором мы только что говорили, известен также закон, одобренный парла­ментом австралийского штата Северная Территория в мае 1995 года. Этот закон, названный «Права заключительного третьего акта» («Rights of the Terminally III Act») и вступивший в действие 1 июля 1996 года, стал первым законом в мире, который в наши дни одобряет эвтаназию, рассматривая ее, при определенных условиях, как гражданское право. Бурные дебаты, разра­зившиеся в Австралии в связи с этим законом, привели к одобрению другого закона на федеральном уровне (утвержденного верхней палатой федераль­ного парламента 24 марта 1997 года), который отменил закон, принятый Се­верной Территорией.

26 июня 1997 года Верховный суд Соединенных Штатов огласил два решения в этой области, принятые апелляционными судами Девятого и Вто­рого округов, аннулировавшими законы, запрещавшие медицинскую помощь в осуществлении самоубийства в штатах Вашингтон и Нью-Йорк, и провозг­ласившими это запрещение неконституционным, признавая за всяким граж­данином право выбирать способ и время собственной смерти как одно из его конституционных прав. Верховный суд, проявивший редкое единоду-

50 Ср. Rapporto della Commissione di inchiesta olandese su «Medicina e Morale», 1992, 1, с 150 - 156; Olanda, Inlroduzine di una disciplina giuridica per la procedura di nolifica degli intervenli di eulanasia, «Medicina e Morale», 1993, 2, c. 446 448.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В МИРЕ 367

шие при голосовании (9 голосов — за и ни одного - против), отменил эти решения, заявив при этом, что нельзя включить это предполагаемое право в состав прав, признаваемых американской Конституцией, и поэтому каж­дый штат имеет право самостоятельно упорядочить законодательство в данной области. При обосновании своего решения судья Ренквист (Rehnquist) сказал, что законы штатов, запрещающих медицинскую по­мощь в осуществлении самоубийства, являются «выражением обязатель­ства этих штатов защищать и охранять всякую человеческую жизнь», и добавил затем, что «запрет на медицинскую помощь в осуществлении са­моубийства со стороны государства отражает и усиливает его политику, направленную на поддержку того мнения, что жизнь престарелых должна считаться не меньшей ценностью, чем жизнь молодых и здоровых, и что стремление к самоубийству со стороны тяжело больного человека должно вызывать к себе то же отношение, что и стремление к самоубийству всяко­го другого лица»51.

В настоящее время более 30 федеральных штатов рассматривают меди­цинскую помощь в осуществлении самоубийства как уголовное преступле­ние52 . Со стороны групп и ассоциаций, выступающих за эвтаназию, было предпринято много различных попыток изменить эту ситуацию. После не­скольких неудавшихся попыток в различных штатах в ноябре 1994 года в штате Орегон в конце концов был принят закон, который разрешал оказа­ние медицинской помощи в осуществлении самоубийства больным в тер­минальной стадии, однако с рядом ограничений (запрещалось, например, помогать умереть с помощью инъекций, хотя известно, что использование таблеток оказывается во многих случаях неэффективным). После референ­дума, одобрившего этот закон, окружной судья штата Орегон заблокировал его, посчитав, что он противоречит Конституции США, которая обязывает штаты защищать всех граждан, в том числе и больных в терминальной ста­дии. В октябре 1997 года Верховный суд вынес решение не принимать ла­ментаций против закона, одобренного в 1994 году, оставив в силе свое июнь­ское решение о том, что законы должны обсуждаться и приниматься на уровне штатов. 27 октября 1997 года был проведен второй референдум по вопросу о помощи при самоубийстве. На этот раз он был предложен про­тивниками эвтаназии, просившими граждан принять закон против эвтаназии. 60% голосов было подано против этого предложения, и, таким образом, за­кон, одобренный референдумом 1994 года, вновь оказался в центре внима­ния и мог быть принят.

Голландский опыт, как мы уже сказали, очень важен, и потому необходи­мо следить за его последующей эволюцией.

Наконец, огромное удивление вызвало решение Конституционного суда

51 International Anti Euthanasia Task Force (IAETF), The courts have spoken: no constitutional right to assisted suicide, «IAETF Update», 11, 3, c. 2 и далее.

52 R. L. Worsnop, Assisted Suicide Controversy, «CQ Researcher», 1995, 5/17, с 393 - 416.

368 ГЛАВА ШЕСТАЯ

Часть третья: БИОЭТИКА, ЭВТАНАЗИЯ И ДОСТОИНСТВО СМЕРТИ

БИБЛИОГРАФИЯ 369

Колумбии, который 20 мая 1997 года одобрил эвтаназию больных в тер­минальной стадии, если только они дали на нее свое согласие53. Еще пред­стоит как следует осмыслить возможные приложения и последствия этого закона, принятого без настоящего и серьезного обсуждения в этой латино­американской стране.

Соседние файлы в папке Сгречча и Тамбоне Биоэтика