
274 Глава пятая
Часть третья: БИОЭТИКА И СТЕРИЛИЗАЦИЯ
но: тот, кто психически неполноценен, обладает, согласно Резолюции, и меньшим достоинством, то есть он как бы считается в меньшей степени личностью, чем здоровые люди, и вполне может все это перенести!21
На эту тему недавно высказался Государственный консультативный этический комитет по защите жизни и здоровья (Comite Consultatif National d'Ethique pour les Sciences de la Vie et de la Same) в двух предуведомлениях (n.9 от 3 апреля 1996 года и п. 50. от 3 апреля 1996 года)22. Выводы, которые вытекают из анализа этих двух документов, могут быть суммированы следующим образом.
1) Во всех случаях необходимо информированное согласие, однако при этом не следует исключать и таких ситуаций, когда разрешение на стерилизацию психически неполноценного индивида может быть дано и без его согласия. Однако при этом требуется соблюдение определенных условий, к каковым относятся, в частности, скрупулезная оценка степени психической неполноценности, учет интереса этого индивида к половой жизни и продолжению рода, обоснование невозможности использовать другие контрацептивные методы и гарантирование реальной возможности произведения операции, восстанавливающей способность к деторождению. Подобное решение должно приниматься коллегией юристов, врачей и т.п.
Следует признать, что в таких случаях выдвигаются весьма ограничительные установки, которые остаются все же довольно спорными с этической точки зрения, поскольку не предусматривается никаких мер защиты психически неполноценной женщины от сексуальной агрессии.
-
Нельзя включать стерилизацию с контрацептивными целями, то есть по требованию одного человека, в сферу стерилизации, производимой с терапевтическими целями, как это предусматривается Гражданским кодексом Франции (ст. 16 - 3).
-
В случаях, когда невозможно гарантировать обратимость произведенной стерилизации, необходимо, чтобы тот, кто обращается с просьбой о ней, был информирован о последствиях этой операции (возможность неудачи, отсутствие гарантии обратимости подобной операции, риск, связанный с самим хирургическим вмешательством) и выразил собственное согласие в устной или письменной форме. Медицинские работники также должны весьма тщательно оценить условия, при которых контрацептивная стерилизация может быть произведена или только предложена.
-
Всегда должна быть предусмотрена возможность отказа медицинского персонала от произведения стерилизации по соображениям совести.
Наконец, Государственный консультативный этический комитет по защите жизни и здоровья рекомендует обращать особое внимание на созда-
21 См. также М. Scalabrino Spadea, La lutela delmalato di mente nel diritto inlernazionale dei diritli deU'uomo: documenii vecchi e nuovi, «Medicina e Morale», 1992, 6, с 1105 - 1118. Сведения относительно стандартов, недавно установленных в США и принимаемых все большим числом штатов, можно найти у J. Areen, Limiting procreation, в R. M. Veatch (ed.), Medical ethics, second edition, Boston, 1997, с 115-117.
22 Comite Consultatif National d'Ethique, La contraception chez les personnes handicapees mentales (Avis n. 49 du 3 Avril 1996), «Les Cahiers du CCNE», 1996,8, c. 3 - 5; там же. La sterilisation envisagee comine mode de contraception definitive (Avis n. 50 du Avril 1996), «Les Cahiers duCCNE», 1996,9, с 3 -19.
ДОБАВЛЕНИЯ И КОНКРЕТНЫЕ, ОСОБО ТЯЖЕЛЫЕ СЛУЧАИ 275
ние необходимых условий для защиты прав и интересов лиц, просьба о стерилизации которых выдвигается не ими самими, а другими.
Но даже тот факт, что и среди моралистов находятся такие, кто считает стерилизацию допустимой в подобных случаях, не избавляет нас от серьезных сомнений относительно того, что эта процедура окажется эффективным средством против насилия, как и не освобождает нас от обязанности стараться добиваться более законных средств самозащиты, менее «кровопролитных» и более соответствующих человеческому достоинству, направленных прежде всего против агрессора, а не его жертвы.
Если оставить в стороне гражданское законодательство, то дискуссия между специалистами по этике продолжается, и в этой связи следует отметить, что даже среди тех, кто не придерживается католической точки зрения и обычно допускает возможность стерилизации в контрацептивных целях, преобладает точка зрения о недопустимости стерилизации без ясно выраженного согласия на нее со стороны лица, которое должно подвергнуться ей23.
Таким образом, исходя из того, что стерилизация психически неполноценной женщины недопустима вдвойне, ибо она лишает человеческое существо способности к размножению и делает это без его согласия, мы считаем, что законы против сексуального насилия могут на социальном уровне стать воспитательным средством. Среди прочего следует подчеркнуть, что необходимое условие для произведения стерилизации, выдвигаемое также и моралистами, одобряющими стерилизацию в подобных случаях, — это отсутствие возможности воспрепятствовать насилию каким-либо иным способом. Однако, с другой стороны, представляется абсурдным, что для того, чтобы воспрепятствовать преступлению, наносится ущерб не той личности, которая его совершает, а той, которая становится его жертвой, причем эта жертва в силу своей умственной отсталости уже и так является пострадавшей.
Но такова сегодняшняя ситуация, которая в соответствии с итальянскими нормативами позволяет прибегать к столь специфической мере защиты в случае сексуального насилия над психически неполноценной женщиной24.
Подлинное разрешение проблемы защиты психически неполноценной женщины от сексуальных преступлений и возможной беременности заключается в оказании таким людям помощи, например, в виде государственных субсидий, как это делается уже во многих странах в особо тяжелых случаях.
Закон и стерилизация
В отношении закона к проблеме стерилизации можно выделить несколько направлений: депенализацию добровольной стерилизации, легализацию
23 R. Gillon, On sterilising severely mentally handicapped people, «Journal of Medical Ethics», 1987,13, с 59-61.
24 Ср. Legge del 15 febbraio 1996, n. 66, su «Norme contro la violenza sessuale», art. 609 bis, «Medicina e Morale», 1996, 6, с 1190-1195.