Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
14
Добавлен:
19.03.2015
Размер:
588.82 Кб
Скачать

40На грани жизни и смерти

из неотъемлемых составляющих личных свобод и автономии. В 1976 г. была подписана декларация Всемирной организации здра­воохранения, которая гласит: «Достижение наивысших стандартов здоровья — одно из фундаментальных прав каждого человека, вне зависимости от его расы, вероисповедания, политических убежде­ний, экономического и социального положения».

Высокие стандарты здоровья, предъявляемые современным об­ществом, приводят к увеличению финансовых затрат на здравоох­ранение, что, в свою очередь, вытесняет все остальные экономичес­кие запросы страны. В 1960 г. в Великобритании статья расходов на здравоохранение вычислялась исходя из 27 долларов в год на душу населения. В 1994 г. эта цифра составляла уже 1150 долларов в год. Даже с учетом инфляции, речь идет о более чем пятикратном уве­личении расходов. В США в 1960 г. общие расходы на здравоохране-ние составляли 15,7млрддолларов,ав 1994 г. они выросли до 1 трлн долларов. Общие расходы США на здравоохранение в процентном выражении от валового национального продукта составили: 5,2% в 1960 г. и 14,3% в 1994 г.32. Как оказалось, запросы населения на ме­дицинские услуги поистине неуемны.

Столкнувшись с перспективой постоянно растущих расходов на поддержание здоровья, организаторы здравоохранения сфокусиро­вали свое основное внимание на максимально эффективном исполь­зовании выделяемых им денег. Для того чтобы установить контроль над расходами, нужно получить максимальную выгоду при мини­мальных финансовых затратах. Говоря простым языком, и волки сыты, и овцы целы. Это привело к появлению новой философии здравоохранения, когда здоровье населения описывается измеряе­мыми показателями, такими, как стоимость и эффективность каж­дой процедуры. Получив соотношение «цена — эффективность» каждой процедуры, нам будет легче расставлять приоритеты. Что произошло в медицине? На смену старой модели, где распределе­ние и использование ресурсов контролировалось врачами, пришла новая модель, где профессиональные экономисты здравоохранения, законодатели и бюрократы получают все больше и больше власти над медициной, действуя при этом во имя «эффективного», с эко­номической точки зрения, планирования отрасли.

Армии бухгалтеров, экономистов и менеджеров заполонили больницы. И хотя само их появление в клиниках значительно уве-

Глава 1. Фундаментальные темы в общественной и медицинской жизни 41

личило расходы, в каком-то смысле их работа действительно при­несла свои плоды. Используя компьютерные программы по бухгал­терии и сложные экономические модели, современные менеджеры клиник попытались определить экономические затраты каждого элемента системы здравоохранения, начиная от обычного визита к семейному врачу и заканчивая стоимостью операции по пересадке сердца. Но, с практической точки зрения, экономика, хотя и учит нас стоимости вещей, все же нимало не помогает понять их цен­ность.

К чему, в конечном счете, привели все эти экономические пере­расчеты? Многие результаты оказались вовсе не удивительными. Один из главных выводов, которые заставляют нас сделать эконо­мисты, я окрестил «первым законом экономики здравоохранения», который гласит, что «самый дешевый больной — мертвый больной». С финансовой точки зрения, смерть всегда обладает наиболее вы­годным соотношением «цена — эффективность», так как мертвый больной требует минимальных денежных затрат. Экономистам нуж­но бы поломать голову не над тем, что делать с мертвыми, а что де­лать с живыми, потребляющими больше всего ресурсов, — с хрони­ческими больными и инвалидами.

Один из аргументов, которым пользуются сторонники универ­сального использования пренатального скрининга, заключается в экономической выгоде, которую принесет прерывание беременно­сти, если у плода будет обнаружена патология. Авторы исследова­ния, опубликованного в Британском медицинском журнале, при­шли к заключению, что приблизительная стоимость процедур, на­правленных на «предотвращение» рождения одного ребенка с синдромом Дауна, составляет 60 тыс. долларов США33. В выводах также было написано: «Эти затраты значительно меньше, чем сред­ства, потраченные на уход за такими больными в течение всей их жизни, что составляет 192 тыс. долларов США». Авторы сделали вывод об экономической выгоде пренатальной диагностики и при­звали руководство Национальной системы здравоохранения Вели­кобритании внедрить пренатальную диагностику синдрома Дауна в Масштабах всей страны.

К такому же «экономическому» аргументу прибегают и в ситуа­циях, похожих на случай Тони Бланда, когда искусственное поддер­жание человека с тяжелыми повреждениями головного мозга рас­сматривается как «расточительность». В одной из газетных статей

42

На грани жизни и смерти

Соседние файлы в папке Д.Уайатт