Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по финансовому праву.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
09.07.2024
Размер:
7.49 Mб
Скачать

Транспортный налог

Транспортный налог в качестве объекта налогообложения использует юридический факт регистрации транспортных средств в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такой порядок, в частности, установлен гл. III Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ и приказом Минтранса России от 19.05.2017 № 191; ст. 33 Воздушного кодекса РФ и соответствующими приказами Минтранса России №№457, 170, 287 и 460; ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ и приказами МЧС России №№340 и 339; постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938; Приказом МВД России от 26.06.2018 № 399; нормативным правовым актом Минсельхозпрода России от 16.01.1995; приказом Министра обороны РФ от 28.11.2002 №460 и др.

Таким образом, наличие права собственности (иного вещного права) на предмет налога не является обязательным признаком объекта налогообложения. Более того, исходя из приказа Минтранса России №191, регистрации подлежат не только суда, принадлежащие заявителям на вещном праве, но и предоставленные в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру).

«Размывание» объекта налогообложения по транспортному и иным налогам подзаконными правовыми актами органов исполнительной власти – отдельный болезненный вопрос. Признание в качестве налогообразующей связи именно факта некой производной по отношению к праву собственности (иному вещному праву) регистрации или постановки на учёт в органах, осуществляющих административный контроль (надзор), является очевидным примером несовершенства юридической техники и влечёт массу проблем и неудобств для налогоплательщиков.

На практике возникают многочисленные споры, когда, например, новый собственник – приобретатель транспортного средства с нарушением административных сроков ставит его на учёт в соответствующих органах (ГИБДД, Россельхознадзор и т.д.) или вовсе пренебрегает своей обязанностью, и налоговые уведомления, а затем и административные иски вместе с недоимкой, пеней и штрафами приходят к ничего не подозревающим бывшим собственникам – продавцам. Ещё печальнее обстоят дела, когда транспортное средство погибло (уничтожено) или не пригодно для эксплуатации в качестве такового, или его изъяли в качестве вещдока по уголовному делу, но оно продолжает «болтаться» на учёте за налогоплательщиком, которому налоговые органы цинично выставят налоговое требование, а некоторые суды – взыщут недоимку.

А как быть в случаях, когда юридически право собственности не прекращено, но существенно ограничено в части полномочий собственника владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, например, при аресте имущества, принятия иных процессуальных или обеспечительных мер, де-факто ведущих к тому же результату (изъятие предмета в качестве вещественного доказательства по уголовному делу и др.)? Формально транспортное средство находится в собственности и состоит на регистрационном учёте (тем более, собственник зачастую юридически лишён возможности снять имущество с регистрации), но фактически его нельзя использовать по назначению, извлекать экономическую и иную выгоду. Каково экономическое и юридическое обоснование для взимания транспортного (иного имущественного) налога в таком случае, не говоря уже о справедливости налогообложения?

Ещё один серьезный недостаток действующей формулировки п. 1 ст. 358 НК РФ – использование причастия «зарегистрированные в установленном порядке» в совершенном, а не в несовершенном виде – «подлежащих регистрации в соответствии с законодательством», как было в ст. 3 прежнего Федерального закона от 08.07.1999 № 141-ФЗ «О налоге на отдельные виды транспортных средств».

Действующая редакция даёт ложное представление недобросовестным налогоплательщикам, не поставившим на учёт транспортные средства в срок, что они не могут привлекаться к налогообложению, да и налоговым органам гораздо проще взыскивать чужую задолженность с лиц, на которых транспортное средство было зарегистрировано, несмотря на переход права собственности иному лицу.

Считаем, что этот недостаток может быть устранён при помощи юридической фикции – новый собственник, например, легкового транспортного средства, не выполнивший административную обязанность поставить транспортное средство на учет в ГИБДД, должен считаться налогоплательщиком, у которого (фиктивно) возник объект налогообложения (юридический факт) – с 11 рабочего дня после перехода права собственности, т.е. по истечение отведённых на регистрацию 10 дней. Хотя и это оставляет гипотетическую возможность обойти налогообложение, когда лицо будет менять транспортные средства в течение календарного года каждые 9 дней.

Если пытаться исправить существующее положение дел, то очевидно напрашивается установление в качестве объекта налогообложения юридического состава: (1) наличие права собственности (и(или) иного права) на транспортное средство; (2) юридическая фикция регистрации транспортного средства за налогоплательщиком в установленные законодательством сроки после перехода права собственности (иного права) на транспортное средство.

Предмет транспортного налога – с точки зрения гражданского права – движимые вещи, конкретные наземные, воздушные и водные транспортные средства, обладающие определенными видовыми и физическими характеристиками (например, наличие двигателя внутреннего сгорания, определённая конструктивная скорость и т.д.). Разграничение объекта обложения и предмета налога с учётом формулировки п. 1 ст. 358 НК РФ позволяет ставить вопрос о том, является ли признак – «зарегистрированные в установленном порядке» – признаком одновременно и объекта налогообложения, и предмета налога, поскольку не любое средство передвижения может быть транспортным средством в целях налогообложения (космические корабли, трамваи, троллейбусы, гужевые повозки, велосипеды, собачьи упряжки, канатные дороги, лифты, ковры-самолёты и т.д.)?