Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

915

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
09.01.2024
Размер:
15.55 Mб
Скачать

гатства в обществе» [3]. По его мнению, «…даже на общемировом фоне ситуация с неравенством в России выглядит аномально» [3].

По результатам исследования Global Wealth Report, в 2015 году на долю 1% самых богатых в нашей стране, приходится 71% всех активов физических лиц в России [3]. Во всем мире этот показатель находится в пределах от 17% до 46% [3]. За период с 2004 по 2014 гг. количество долларовых миллионеров и миллиардеров в России (в каждой категории) увеличилось в 3,5 раза, а по прогнозам экспертов до 2024 года их число возрастет еще в полтора раза [3].

Что же касается оценок бедности в России, то они отличаются друг от друга вследствие применения различных методик расчета. Так по официальным данным Росстата в 2016 г. доход ниже прожиточного минимума имеют 22,7 млн. человек (15,7% населения) [3], если применить для расчета нормативы, принятые в ОСЭР и ЕС, то по этим критериям бедных в России окажется около 25% [3].

Высшей школой экономики в 2016 году были опубликованы исследования уровня жизни населения России на основании комплексных показателей, включая покупательную способность населения, в них за чертой бедности оказался 41,4% жителей нашей страны [3]. Встречаются источники, где говорится о 60% - 80% населения России, живущего на пороге бедности.

При всем разнообразии расчетов и цифр, можно констатировать одну очевидную вещь: за последние годы богатые – богатеют, бедные – беднеют, а средний класс размывается. Сегодня разница в доходах между разнополярными слоями нашего общества в два раза больше, чем в дореволюционной России (15,7 и 6 соответственно) [3]. И, судя по тенденции,

171

продолжает увеличиваться, «…ведь «карнавал» сверхпотребления верхних слоев общества – включая не только крупный бизнес и топ-менеджеров, но и часть государственных служащих – по-прежнему продолжается» [3].

Запредельное неравенство, отсутствие системы справедливого распределения доходов формируют в обществе атмосферу социальной депрессии, вызывают утрату доверия к институтам власти, создают ощущение безысходности и повышают уровень протестного потенциала. «К сожалению, приходится констатировать, что сегодня само государство дает много поводов, вооружая террористов лозунгами, тезисами, примерами, которые те активно используют в своей агитаци- онно-пропагандистской деятельности» – отмечает В.Е. Петрищев [3]. И с этим трудно не согласиться. Критическая диспропорция в доходах в условиях кризиса обостряет противоречия во всех сферах жизнедеятельности, несет угрозу экономической и национальной безопасности, создает благоприятную среду для распространения идеологии терроризма и террористических проявлений, разрушает цивилизационное единство российского общества.

Нужны безотлагательные меры, направленные на преодоление избыточного неравенства. Вопрос в том, какие меры, способные изменить диаграмму социальной поляризации? Как считает М. Ремезов, «Более равномерное распределение богатства в обществе не происходит автоматически по мере экономического роста, а является плодом планомерных политических усилий». В данном контексте, как мы это понимаем, имущественные элиты сознательно должны приложить усилия и отказаться от существующей с 90-х годов системы распределения общественных благ. Это сложно представить и еще более сложно осуществить.

172

Таким образом, напрашивается вывод: идеология либе- рально-рыночного хозяйства в таком гипертрофированном виде не только не способна консолидировать общество и идейно мобилизовать его, она является антиобщественной и протеррористической, так как создает социальную базу из целой армии обездоленных, активно впитывающую в себя идеологию насилия.

Сегодня задача формирования национальной идеологии (которой действительно пока не создано) обсуждается в различных научных кругах, «…не случайно В.В. Путин обращался к академикам РАН с просьбой помочь сформулировать эту идеологию» [3].

На наш взгляд, идентификация национальной идеологии

– это длительный процесс, а не случайное событие, которое можно констатировать. Этот процесс не может протекать вне связи с экономикой, так как сущность идеологии, детерминирована экономикой. Экономика является материальной основой идеологии. По выражению А.А. Кокорина, «Идеология является своеобразным выражением содержательносущностных параметров экономики…, духовным средством решения экономических задач» [123].

Поиск национальной идеи и формулирование общенародной идеологии непременно потребует преобразований в экономической сфере, потому что только социальноориентированная экономика может дать идеологию, признанную и поддержанную большинством. Что же касается антитеррористической идеологии, то она имеет смысл и перспективы успешной борьбы с терроризмом лишь как неотделимая часть принятой общегосударственной идеологической концепции. В ином случае это лишь полумера, которая будет иметь временный успех и недалекое будущее.

173

Итак, изучая вопрос оценки эффективности современного состояния системы социально-экономической безопасности по противодействию террористической угрозе, мы экспериментально (на основании математического моделирования) доказали, что показатели социально-экономического характера действительно связаны с проблемой террористической угрозы и классифицируются по отношению к ней сообразно коэффициенту важности и степени влияния. Кроме этого, установленные расчетным путем диапазоны значений этих показателей могут характеризовать уровень террористической опасности в границах «min-max».

Вследствие решения определенной исследовательской задачи, был выявлен эффект организационно-экономического механизма к прогнозированию перехода ряда критериев из одного состояния опасности в другое. На наш взгляд, применение данной методики существенно дополнит возможности современной общегосударственной системы противодействия терроризму: во-первых, с точки зрения подтверждения или опровержения статуса опасности; во-вторых, позволит увидеть развитие угрожающих тенденций в краткосрочной перспективе на основании диаграммы предкритических изменений; в-третьих, будет способствовать принятию целесообразного и прежде всего экономически обоснованного решения по противодействию террористических проявлений.

В этом контексте анализ современного состояния антитеррористической безопасности России, с учетом увеличения турбулентных процессов в социально-экономической среде даже после ужесточения в 2006 году антитеррористической политики, показал, что, несмотря на снижение общего числа терактов, количество преступлений террористического характера в стране не снижается, а даже имеет стремление к воз-

174

растанию.

Из этого можно предположить, что существующая антитеррористическая система, призванная обеспечить безопасность граждан и государства, эффективно работает больше в силовом «ключе», а между тем, на основании данных статистики, выраженная динамика роста террористической преступности за последние годы свидетельствует о том, что идеология терроризма нашла нескончаемый внутренний источник к воспроизводству, прежде всего среди части российского общества, исповедующего ислам (его радикальные направления).

Ухудшение социально-экономического положения регионов, снижение уровня и качества жизни граждан, коррупция и теневая экономика, неконтролируемая миграция, безработица и полярная дифференциация людей в сфере распределения материальных благ немало способствуют маргинализации населения и повышению протестного потенциала, являясь питательной средой для террористической агрессии.

Наличие потенциально опасных изменений в социаль- но-экономической сфере, продуцируемых с одной стороны либерально-рыночной моделью производства и распределения материальных ценностей, а с другой – отягчающими последствиями экономического кризиса формируют условия возникновения на территории нашей страны вероятных очагов локальных конфликтов. Нестабильными регионами, с учетом панисламского фактора, этнонациональных противоречий, геополитических претензий, процессов международной и внутренней миграции, как уже упоминалось, могут быть Дальний Восток, Северный Кавказ, Поволжье и Крым. Эти болевые точки в системе антитеррористической безопасности России, как мы считаем, наиболее подвержены влия-

175

нию деструктивных технологий в рамках концепции «управляемого хаоса».

Терроризм как детонирующий элемент этой концепции использует для достижения своих целей разнообразные средства поражения от простейших до высокотехнологичных. Это предопределяет направление дальнейшего развития системы антитеррористической безопасности государства в сторону предупреждения и пресечения таких проблемных новообразований, как биотерроризм, кибертерроризм и террористическая идеология.

Анализ проблем антитеррористической деятельности еще более утвердил автора во мнении и уверенности в том, что современная антитеррористическая система достаточно эффективно решает задачу по пресечению террористической агрессии. Однако, выявленное противоречие между снижением количества терактов и в то же время ростом преступлений террористического характера, несмотря на всю алогичность, указывает на определенное ассиметричное смещение системы в сторону борьбы с терроризмом как следствие издержек в работе по его прогнозированию и профилактике. И действительно, сегодня понятие прогнозирования террористической угрозы, определение уровня террористической опасности носят больше формальный, чем содержательный смысл, прежде всего из-за отсутствия адекватной методики оценки. В этом, на взгляд автора, и состоит стержневая проблема функционирования общегосударственной системы противодействия терроризму. Причем, профилактика как предупредительная мера немыслима без прогнозирования, системного мониторинга и оценки ситуации на предмет динамики угрожающих тенденций в различных областях общественных отношений и ,прежде всего, в экономике как причинно-

176

формирующей сфере.

Таким образом, условием задачи исследования является: проанализировать выбранные социально-экономические критерии, определить их пороговые значения и коэффициенты влияния каждого из них на формирование степени террористической угрозы, предложив в итоге инновационный методический инструментарий комплексной оценки уровня террористической опасности.

Автором для определения (индикации) и прогнозирования террористической опасности был введен комплексный показатель (комплексная оценка), характеризующий уровень террористической опасности, который представляет собой линейную комбинацию нормированных параметров социаль- но-экономических факторов, обеспечивая приведение разномерных показателей к единой системе оценки, умноженных на соответствующие взвешенные коэффициенты, показывающие влияние каждого фактора на уровень террористической угрозы.

Нормированные параметры находятся в диапазоне [0,1] и, следовательно, значение показателя, близкое к единице, будет считаться пороговым (предкритическим), или критическим, если его значение окажется равным единице. Для определения пороговых значений был применен метод системнокогнитивного анализа, суть которого заключается в анализе частоты проявления признаков в каждом состоянии системы.

В данном исследовании под признаками понимались определенные интервалы значений социально-экономических показателей (объясняющих переменных, таблица 15). Другими словами, требовалось для каждого социальноэкономического параметра найти, какому интервалу чаще принадлежало его значение при высоких значениях объясня-

177

емых переменных (таблица 14), определяющих в совокупности террористическую опасность.

Таким образом, были определены пороговые значения объясняющих переменных (таблица 18), то есть те значения, при которых регистрировался рост количества терактов, наблюдалось увеличение числа преступлений террористического и экстремистского характера, а также количества лиц, осужденных за их совершение.

Помимо определения пороговых значений, согласно выражению (8), была рассчитана информационная важность этих признаков, нормируя которые, были определены взвешенные коэффициенты. Нормирование потребовалось для выполнения условия равенства суммы взвешенных коэффициентов единице.

Таким образом, метод системно-когнитивного анализа позволил найти все необходимые параметры в искомом выражении (7), которое описывает зависимость между социаль- но-экономическими показателями и уровнем террористической опасности. Именно поэтому данный метод, а не иные, был применен в данном исследовании.

В результате удалось получить авторскую формулу (10), позволяющую определять уровень террористической опасности, опираясь на анализ социально-экономической среды. Формула (10) может служить основой для наблюдения динамики нарастания негативных тенденций в социальной сфере и прогнозирования уровня террористической опасности в масштабе реального времени и ближайшей перспективе.

Данная аналитическая зависимость (10) между социаль- но-экономическими показателями и уровнем террористической опасности в итоге легла в основу разработки программного продукта «Программный модуль мониторинга, анализа и сценарного прогнозирования социально-экономической ситу-

178

ации и уровня террористической опасности» (свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №

2018614395).

Таким образом, у автора получилось выявить группу со- циально-экономических факторов, влияющих на проявление террористической активности; определить их пороговые значения; получить метод оценки, анализа и сценарного прогнозирования социально-экономической ситуации и параметров террористической угрозы; автоматизировать расчеты в виде специализированного программного модуля, все это в совокупности и представляет собой методический инструментарий определения уровня террористической опасности.

Данная методическая разработка имеет практическое предназначение и может быть применена аппаратом антитеррористических комиссий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в работе по профилактике терроризма, иными государственными структурами, обеспечивающими национальную безопасность страны. Разработанный программный продукт, в свою очередь, открывает возможность решить задачу подготовки комплекса мер по борьбе с террористической угрозой, исходя из полученного сценарного прогноза, а также позволяет решить и обратную задачу произвести оценку влияния на уровень террористической опасности уже реализованных (или реализуемых) мероприятий.

Вопросы для самоконтроля

1.Каковы условия формирования антитеррористического законодательства в РФ. Раскройте систему противодействия терроризму, ее структуру и функции.

2.Как влияет процесс транстеррористической миграции на уровень террористической активности в РФ.

3.Уровень терроризма в разрезе показателей социаль-

179

но-экономического развития с учетом радикализации исламского общества.(На примере республик Северного-Кавказа и зарубежного опыта.)

4.Пороговые значения социально-экономических факторов, определяющие уровень террористической опасности.

5.Назовите причины уязвимости части регионов России в контексте концепции «управляемого хаоса».

6.В чем заключается проблема неконтролируемой миграции – как угрозы национальной и экономической безопасности России.

7.Сущность проблемы «автономного» террора и угроза использования террористами оружия массового поражения и информационно-коммуникационных технологий в условиях глобальной цифровизации.

8.Противодействие идеологии терроризма – проблемы

иперспективы.

9.Дать классификацию социально-экономическим показателям по группам и степени их влияния на уровень террористической опасности.

180

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]