Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Нанодисперсные и гранулированные материалы, полученные в импульсной плазме

..pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
19.11.2023
Размер:
29.29 Mб
Скачать

Рис. 5.14. Температурно-временные зависимости давления газов с разными массовыми числами, выделившихся из дисперсного продукта синтеза, полученного в системе В -С —Н -С 1, при нагреве в вакууме: 1—температура; 2 —М= 16 (СН4); 3 —М= 18 (Н20); 4 - М= 28 (СО + N2); 5 - М= 44 (СОг)

нии. Общая потеря массы УДП в эксперименте составила до 45 %. Из них на Н20 приходится 29,3 %, на СО - 12,6 %.

Процесс синтеза карбида кремния в импульсной плазме был осуществлен из парогазовой фазы, содержащей SiCL*, СН4 и Н2, в соотношении компонентов, которое обеспечивало стократный избыток водорода и отношение C:Si от 1 до 8.

В качестве продукта синтеза был получен порошок, цвет которого изменялся от светло-серого с зеленоватым оттенком до темно-серого. Площадь удельной поверхности порошков изменялась от 43,7 м2/г (C:Si = 1) до 88,8 м2/г (C:Si = 8). Определение размера и формы частиц с помощью просвечивающего электрон­ ного микроскопа показало, что синтезированный УДП состоит как из отдельных частиц размером 10...20 нм, так и из более крупных конгломератов (см. рис. 5.1).

На рентгенограммах, снятых с полученных порошков (соотношение C:Si в исходной парогазовой фазе изменялось от 3 до 8), присутствуют слабые линии

рентгеновской дифракции, соответствующие кристаллическому карбиду кремния (рис. 5.15,6). На малых углах отражения на рентгенограммах присут­ ствует гало, интенсивность которого наибольшая у УДП, синтезированного из парогазовой фазы, соотношение С: Si в которой было 8. На этой рентгенограм-

Рис. 5.15. Рентгаинраммы УДП продукта синтеза в системе Si—С—H—С1 при соотношении C :Si в исходной газовой фазе: а 8 ; б —3; в —1; г — после отжига в вакууме при 1473 К

М2

ме отсутствуют линии, соответствующие кристаллическим фазам (рис. 5.15,а). С уменьшением С:Si интенсивность гало уменьшается. На рентгенограммах УДП, синтезированного из парогазовой фазы, при соотношениях C:Si от 1 до 2 присутствуют линии дифракции, соответствующие кристаллическим фазам: P-SiC и S i0 2.

Химический анализ синтезированныхУДП показал, что в ихсоставе присутству­ ют свободный и связанный углерод, хлор —до 2 % масс, и кислород —до 10 % масс.

Ниже приведены результаты химического анализа УДП на содержание СобШ в зависимости от состава исходной фазы в системе Si—Cl—С—Н:

Соотношение C:Si

 

 

 

висходной парогазовой фазе ........................8

6

3

1

Содержание Собщ в УДП, %масс................. 39,3

31,8

24,3

13,1

Содержание свободного углерода в продукте синтеза изменялось от 9,8 % масс. (C:Si = 8) до 0,5 % масс. (C:Si = 1) (см. рис. 5.7).

Как и в случае карбидов бора и титана, было изучено поведение УДП-про- дукта плазмохимического синтеза в системе Si-C —H—С1 при нагреве. Эти ис­ следования ставили своей задачей изучить возможность рафинирования полу­ ченного порошка с целью увеличения выхода продукта синтеза —карбида крем­ ния, а также определить характер газовыделений из УДП в процессе его нагре­ ва. Потери массы порошка при отжиге в атмосфере Не составили - 13,7 % масс. Причем 60 % от потери массы образца приходится на температурный интервал от 323 до 573 К (рис. 5.16).

Состав выделившихся из УДП газов был исследован с использованием масс-спектрального метода, аналогично исследованиям газовыделений из ПС и В4С. В спектрах выделившихся газов присутствуют наиболее интенсивные пики с массовыми числами: 16,18,28,40,44. Соответствующие пики на спект­ рах могут, по-видимому, быть отнесены: М = 16 к СН4, М = 18 к Н20 , М = 28 к СО, Л /= 4 0 к А г и .Л /= 4 4 к С 0 2 и SiO. Надо иметь также в виду и то, что вклад в интенсивность пиков М = 28 и М = 44 могут вносить молекулы углеводоро­ дов — продуктов пиролиза СН4 в плазме, адсорбированные на поверхности УДП. Температурно-временные зависимости равновесных давлений газов, вы­ делившихся из порошка, приведены на рис. 5.17. Авторами были рассчитаны значения теплот процесса газовыделения из УДП для соответствующих массо­ вым числам 16, 18, 28, 40, 44 газов при разных температурах. Результаты при­ ведены в табл. 5.3.

По величине АНможно предположить, что при 473 К газовыделения с пове­ рхности УДП имеют природу физической десорбции. С увеличением темпера­ туры газовыделение может быть связано как с химической десорбцией, так и с протеканием химических реакций между компонентами, присутствующими в составе УДП-продукта плазмохимического синтеза.lI

I l l

Рис. 5.16. Термогравиметрическая кривая отжига ультрадисперсного продукта синтеза в системе Si—С—H—Cl: 1 температура; 2 —скорость убыли массы vM; 3 —масса М

Обращает на себя внимание факт присутствия в продуктах газовыделений вплоть до 1450 К паров воды, что может быть связано с выделением кристалли­ зационной воды, структурно связанной в УДП в соединение S i0 2/îH20 .

Таблица5.3. Теплота газовыделения (АН) из УДП SiC для различных температур

Массовое число

 

АН, кДж/моль, при температуре, К

 

десорбированного газа (М)

473

618

883

16

30,5

167,62

156,8

18

43,5

127,5

82,76

28

23,4

145,5

170,12

40

22,15

84,02

94,5

44

20,06

120,4

180,9

При температурах порядка 900 К основной вклад в равновесные давления вносят газы с массовыми числами М = 28 (СО) и М = 44 (SiO, С 0 2), образовав­ шиеся, по-видимому, в результате реакций между твердыми компонентами, присутствующими в синтезированном УДП.

Общая потеря массы порошка SiC за время эксперимента составила 45,7 % масс. Из них 32 % масс, приходится на Н20 , 8 - на СО, 2 - на SiO, С 0 2, на ос­ тальные газы - 2,7 % масс.

т

Рис. 5.17. Температурно-временные зависимости давления газов с разными массовыми числами, выделившихся из дисперсного продукта синтеза, полученного в системе Si—С—H -CI при нагреве в вакууме: 1 температура; 2 М = 16 (СН4); 3 —М = 18 (Н 2О); 4 - М = 44 (СО2)

Отсутствие в газовой фазе при температурах эксперимента выше 473 К азота и хлорсодержащих газов связано, по-видимому, с тем, что они десорбируются из УДП во время предварительного прогрева установки. Суммарное газовыделение порошка составило 484,5 см3/г. Эта величина на порядок превышает сум­ марное газовыделение из промышленных порошков карбидов [5.62].

Контроль изменения площади удельной поверхности УДП в процессе отжи­ га показывает, что за счет десорбции газов в интервале температур отжига 573...873 К она возрастает в среднем на 15...18 %. С увеличением температуры отжига до 1773 К площадь удельной поверхности уменьшается примерно на

И - 1548

ses

30...40 % от первоначального значения, что связано с ростом частиц УДП и об­ разованием из отдельных частиц более крупных конгломератов.

В процессе термической обработки УДП помимо процессов газовыделения из порошков, изменения их дисперсности меняется фазовый состав и структу­ ра УДП-продукта синтеза.

На рис. 5.15, б, г представлены рентгенограммы УДП, синтезированного из парогазовой фазы, соотношение компонентов в которой обеспечивало отноше­ ние С:Si, равное 3, до и после термической обработки в вакууме при температу­ ре 1473 К. На рентгенограммах исходного порошка присутствуют слабые линии дифракции, соответствующие карбидной фазе. По мере отжига на них исчезает гало на малых углах отражения, увеличивается интенсивность линий карбид­ ной фазы. Увеличение при отжиге интенсивности линий рентгеновской диф­ ракции кристаллической карбидной фазы может быть связано:

1) со структурированием аморфных фаз, присутствующих в исходном по­ рошке, или ростом частиц соответствующих фаз при нагреве до размеров, соот­ ветствующих размеру областей когерентного рассеяния рентгеновских лучей;

2) с химическими реакциями синтеза карбида кремния при отжиге синтезиро­ ванных УДП из сажистого углерода, кремния или Si02, присутствующих в них.

Таким образом, можно утверждать, что реализация в импульсной плазме про­ цессов получения УДП железа и молибдена, карбидов титана, бора и кремния обработкой парогазовых сред, содержащих пары карбонилов и хлоридов, дает возможность получать УДП с более высоким уровнем дисперсности, чем в боль­ шинстве плазмохимических процессов с использованием дуговых, ВЧ и СВЧ плазмотронов. Большая дисперсность продуктов синтеза в импульсной плазме связана с высокими скоростями закалки высокотемпературного состояния ре­ акционной системы, достигаемого ею под воздействием импульса плазмы. Этой же причиной объясняется появление в составе дисперсных продуктов метастабильных высокотемпературных фаз, например, y-Fe в продукте пиролиза Fe(CO)5. Возможность получения в УД продуктах синтеза в импульсной плазме метастабильных фаз была показана и на примере нитрида бора при синтезе его из газовой фазы в системе ВВг3—N2—Н2. В конденсированных продуктах метода­ ми ИК и РФ спектроскопии наряду с графитоподобным нитридом бора был идентифицирован нитрид бора с тетраэдрической координацией атомов [5.68].

Составы полученных продуктов плазмохимических процессов регулируются условиями получения порошков. Основным фактором, влияющим на выход УДП, являются энергетические параметры импульсной плазмы.

Механизм формирования в импульсной плазме УДП карбидов обусловливает присутствие свободного углерода в их составе . При термообра­ ботке таких порошков в атмосфере Н2 и в вакууме происходит его рафинирова­ ние с одновременным удалением адсорбированных на поверхности газов.

S00

Глава S

ПОЛУЧЕНИЕ НАНОРАЗМЕРНЫХ (УЛЬТРАДИСПЕРСНЫХ) МНОГОКОМПОНЕНТНЫХ

ПОРОШКОВ В ПЛАЗМЕ ИМПУЛЬСНОГО КОНДЕНСАТОРНОГО РАЗРЯДА И И Х СВОЙСТВА

В качестве одного их перспективных направлений применения УДП счита­ ется использование их для получения композиционных материалов с высоко­ дисперсной структурой в компактном состоянии. Условием реализации такой возможности является получение однородной по составу шихты с равномерно распределенными ультрадисперсными компонентами.

Однако опыт работы с высокодисперсными порошками показывает, что на­ иболее часто используемый для этого способ приготовления шихты путем дли­ тельного перемешивания компонентов из-за склонности малых частиц к агре­ гированию не является оптимальным. Поэтому в последнее время усилия ряда исследователей направлены на создание ультрадисперсных композиционных систем непосредственно при их получении. Такой способ позволяет достичь равномерного распределения компонентов композиции в микрообъеме ультрадисперсной системы.

0 .1 Получение наноразм ерны х ком позиционны х порош ков в низкотемпературной плазм е

Авторами работы [6.1] рассмотрен процесс получения композиции в трой­ ной системе Mo—Ti—С. Процесс осуществлялся по хлоридной технологии в плазмохимической установке с электродуговым генератором постоянного тока. Установлен факт влияния на состав получаемого продукта условий ввода ком­ понентов исходной парогазовой смеси. Так, увеличение расстояния между вво­ дом в реактор потока паров хлорида молибдена и титана позволило изменить состав синтезированного дисперсного продукта от твердого раствора молибде­ на в TiC до двухфазного, содержащего карбид и металл. Управление дисперс­ ностью получаемого порошка осуществляли путем разбавления реагирующей системы водородом. Удельная поверхность его изменялась от 21 до 40,5 м2/г.

Водородным восстановлением TiCl4 и Мо(СО)6 в потоке азотной плазмы СВЧ разряда был получен композиционный порошок, основными компонен­ тами которого были UN и Mo (массовое содержание Mo в дисперсном продук­ те изменялось от 3 до 70 %) [6.2]. Методами РФС и микрорентгеноспектрально­

го анализа установлено, что получаемые высокодисперсные порошки характе­ ризуются высокой равномерностью распределения в них Ti и Mo. При этом в результате опережающего формирования нитридной фазы до пиролиза Мо(СО)6 молибден не покрывает частицы нитрида титана, а конденсируется в виде отдельных сферических частиц.

Большой объем исследований по изучению процесса получения композици­ онных УДП металл—нитрид титана в низкотемпературной плазме проведен в институте неорганической химии АН Латвийской ССР [6.3 —6.5]. В качестве плазмообразующего газа применялся азот. Исходные порошки Fe, Со, Ni, Сг, Mo, Ti, W совместно либо раздельно вводились в высокотемпературный поток азота. Экспериментально и на основе расчетов подобраны режимы процесса плазмохимического синтеза, обеспечивающие полное испарение частиц исход­ ных металлов размером 20...63 мкм в течение (2,5...3,5)10_3 с на пути движения высокотемпературного газодисперсного потока. В процессе последующей кон­ денсации паров в закалочном устройстве удается получить тонкодисперсные порошки с размером частиц от 10 до 100 нм. Как считают авторы исследований, отсутствие взаимодействия металлов подгруппы железа с азотом и титаном, а также между собой и высокое сродство титана к азоту позволяет получить этим способом смеси порошков, содержащих нитрид титана и указанные металлы.

Исследование морфологии и структуры композиционных УДП методами электронной микроскопии позволило установить сложное морфологическое строение получаемых дисперсных частиц. Так, при получении композиции в системе Tl—Ni—N [6.4] при небольшом содержании никеля порошки состоят в основном из характерных кубических частиц нитрида титана, на гранях кото­ рых в виде куполообразных островков находится никель. С увеличением содер­ жания Ni в порошках появляются сферические и гантелеобразные частицы. При массовых концентрациях никеля > 50 % в образцах уже мало характерных для TIN кубических частиц, преобладают сферические частицы, представляю­ щие собой нитрид титана в оболочке из никеля и чистый никель. Сложная мор­ фология частиц связана, по мнению авторов, с различием температур образова­ ния нитрида титана и конденсации никеля. Частицы нитрида служат своеоб­ разными подложками для конденсации металла, которая осуществляется преж­ де всего на поверхности кристалла.

С этих же позиций в работе [6.5] проанализированы свойства и морфология УДП, полученных в системе Al—N—Mo. Вместе с тем, если для композиции AIN—Mo такой подход оправдан, поскольку значительна разница в температурах конденсации молибдена (5103 К) и образования нитрида алюминия (< 2700 К), то для композиции TIN—Ni его трудно признать. Температура конденсации никеля (3170 К) немного ниже температуры образования нитрида титана из га­ зовой фазы (3440 К).

Описание метода получения композиционных порошков системы оксид алюминия—оксид циркония приведено в работе [6.6]. Частицы размером около 100 нм были получены плазмохимической обработкой распыляемых растворов ZrO (N 03)2*2H20 и A1(N03)3*9H20 в ВЧ плазме аргона.

Методом просвечивающей электронной микроскопии установлено, что УДП композиционного материала представляет собой не смесь компонентов композиции. Поверхность частиц УДП занята преимущественно оксидом А120 3, который замедляет рост кристаллов Zr02 при формировании порошка, и размер их сохраняется на уровне критического. Стабилизация метастабильной тетрагональной фазы (3-Zr02 в продукте плазменной обработки, по мнению ав­ торов, связана с присутствием А120 3 и его стабилизирующим влиянием на фа­ зовые превращения в оксиде циркония.

УДП SiC—Si3N4 получали плазмохимическим синтезом при обработке в плаз­ ме исходной парогазовой смеси SiCl4, СН4, NH3 [6.7]. Состав УДП зависел от мо­ лярного соотношения N.C и расхода Н2. При величине отношения N:C от 0,9 до 0 образуется КМ с содержанием SiC от 3 до 98 % масс. При этом в составе УДП присутствуют Ссвоб до 3 % масс., С1 —до 2,5,0 —до 6 %. Si3N4 получается в аморф­ ном состоянии и структурируется при термообработке в вакууме при 1000 К.

Помимо описанных выше плазмохимических способов получения компози­ ционных УДП металл—керамика, керамика—керамика в литературе встречается описание способов получения УДП сплавов. Так, в работе [6.8] описан способ получения сплава Fe—Al обработкой механической смеси порошков железа с алюминием в плазме аргона. Полученный дисперсный продукт характеризо­ вался средним размером частиц 0,1 мкм. На фазовый состав получаемого УДП влияет скорость закалки парогазовой фазы. В продукте, полученном при ско­ ростях закалки 102 К/с, содержится a-Fe и А1. При больших значениях скорос­ тей (104... 105 К/с) в составе дисперсного продукта a-Fe и y-(Fe + Al) свободный алюминий отсутствует. Фаза y-(Fe + Al) метастабильна, и ее удается зафиксиро­ вать, по-видимому, благодаря высоким скоростям закалки.

Вплазме, генерируемой с помощью лазерного излучения, при давлении

~13,3 кПа были получены аморфные порошки сплава Fe—Si в широком диапа­ зоне составов. Кристаллизация аморфных частиц происходит при нагреве их до 610 ± 50 К. Размер отдельных частиц составляет ~ 20 нм с относительно узким распределением частиц по размерам [6.9].

Анализ литературных данных показывает, что авторами ряда работ проведе­ ны исследования по получению композиционных УДП и УДП сплавов в одном процессе —плазмохимическом синтезе, минуя стадию длительного смешения УДП. Это обеспечивает высокую однородность одновременно с высокой дис­ персностью получаемых материалов. Однако таких работ сравнительно мало по отношению к числу работ по исследованию процессов получения однокомпо-

ЗВВ

нентных УДП. Большая часть опубликованных работ относится к получению сравнительно легко синтезируемых в плазме композиций УДП на основе нит­ ридов и металлов.

Размер, форма частиц, химический состав порошка, фазовая и структурная неоднородность в частицах в огромной степени зависят от условий получения УДП: температуры, давления, концентрации и вида исходных реагентов, ско­ рости закалки высокотемпературных состояний, реализуемых в плазме.

Крайне скудны сведения о структуре композиционных УДЧ и характере вза­ имодействия компонентов, входящих в их состав при формировании. Для изу­ чения подобных явлений требуются методы анализа, способные дать информа­ цию о тонких, порядка десятка ангстрем, слоях исследуемого материала.

Все перечисленное выше определяет актуальность исследований в области разработки методов получения композиционных УДП и исследования их свойств. Использование импульсной плазмы ВКР для получения более мелких порошков за счет повышения скоростей закалки парогазовой фазы, способ­ ствующей образованию большого числа зародышей и ограничению времени их роста, является перспективным направлением в области синтеза композицион­ ных УДП.

0 .2 . Получение в им пульсной ппезм е и свойства наиоразмериого композиционного ворош ка M o -T iC

Для определения возможности процесса совместного восстановления TiCl4 и МоС15 и выбора оптимального соотношения исходных реагентов для получе­ ния композиционного материала Mo—TiC в работе [6.10] был проведен термо­ динамический анализ системы Ti—Mo—С—Cl—Н. Расчеты проводились по принципу максимума энтропии изолированной термодинамической системы [6.11] в температурном диапазоне 500...4500 К и давлении в системе, равном 0,1 МПа. В расчете варьировали соотношение водорода к хлору (Н:С1) от 1 до 200 и соотношение титана к углероду (Ti:C) от 0,5 до 1,5. Количество исходных компонентов HCL, и МоС15 в расчетах определялось выбранными соотношени­ ями Mo: TIC в целевом продукте.

Анализ расчетов показал, что изменение соотношения Mo:TiC в конечном продукте в данной системе не оказывает существенного влияния на величину и характер температурных областей существования компонентов композиции.

Результаты расчета равновесного состава системы Ti—Mo—С—Cl—Н для соот­ ношения Mo.TiC в конечном продукте, равном 9:1 по массе, представлены на рис. 6.1. Видно, что при увеличении соотношения Н:С1 от 20 до 100-кратного, температурные области существования НС и Mo расширяются. Выход целевых продуктов при этом достигает 90...99 % в интервале температур от 1273 до 2473 К.