Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Цапенко, М. П. София. Тырново. Пловдив

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
23.10.2023
Размер:
42.32 Mб
Скачать

44

ракурсах. Нередко звери изображаются в фантастическом соче­ тании с телами птиц. Выполненные в таком духе накладные укра­ шения из металла для конской сбруи, оружия, посуды поражают удивительной экспрессией, подлинным мастерством настоящих художников.

Образцы скифского искусства чрезвычайно интересны, но в болгарских музеях их немного. Гораздо больше здесь произ­ ведений фракийского искусства, следующего по времени этапа искусства на болгарской земле.

Религия фракийцев была схожей с религией древних греков; это очеловеченная мифология различных сил — плодородия, войны, любви, огня. Некоторые боги у фракийцев и греков были одинаковыми по смыслу и одинаково назывались. Так, например, и у тех и у других был бог Геракл. Но в отличие от греков у ф ра­ кийцев богиня плодородия называлась Кибела, а богиня охоты — Бендида. Сходство религиозной мифологии и социальной рабо­ владельческой основы, а также одинаковые природные условия во многом определяли общую основу искусства фракийцев и древних греков. Однако в отличие от античных антропоморфных божеств, запечатленных в бесчисленных произведениях объемной пластики, фракийское искусство создавало главным образом ше­ девры ювелирных и декоративно-прикладных произведений.

В целом же фракийское искусство представляло собой свое­ образное переплетение своих местных специфических черт с гре­ ко-римским искусством и с более ранним скифским. В этом искусстве можно также усмотреть черты еще более древнего искусства — крито-микенского и иранского.

Фракийские боги не получили столь совершенного воплоще­ ния в круглой скульптуре, как это было у греков и римлян. Но у фракийцев было развито искусство барельефа. Наибольшей из­ вестностью пользуются знаменитые фракийские всадники, высе­

45

ченные на каменных плитах. Таких плит хранится в болгарских музеях многие сотни — вероятно, больше, чем где бы то ни было. Больше всего их собрано в софийском и пловдивском археоло­ гических музеях.

По всей видимости на этих плитах воспроизводилось распро­ страненное народное божество; такие барельефы изготовлялись повсеместно не только опытными мастерами, но и ремесленни­ ками. По этой причине художественное значение их весьма раз­ лично. Наряду с мастерскими работами встречаются и менее художественные поделки.

По содержанию и общей композиции различают несколько видов фракийских всадников. Как правило, всадник скачет впра­ во, иногда к видимому на краю плиты алтарю. На некоторых плитах всадник представлен в спокойной позе с сосудом в руках для совершения жертвоприношения; иногда тут же воспроизве­ дены разные животные — собаки, львы, олени. На некоторых пли­ тах можно видеть также стоящих людей.

На второй группе плит всадник скачет с копьем в руке; внизу нередко еще изображены львы или собаки, нападающие на быка или другую дичь. И, наконец, на некоторых плитах показаны всадники, возвращающиеся с добытой на охоте дичью. Заметим, что рельефы такого рода, относящиеся к первым векам нашей эры, известны в СССР по раскопкам древнего Танаиса (устье Дона).

Глядя на этих скачущих всадников, невольно вспоминается Георгий Победоносец на православных иконах. Возможно, что и в том и в другом случае выражена идея силы, победы, активного волевого начала.

Есть еще один мотив фракийского искусства, в какой-то мере соприкасающийся с славянской мифологией. Речь идет о культе нимф и их изображениях в пластике. По представлению фракий­

46

цев, прелестные девушки-полубогини

населяют торы,

леса и

реки; их голоса надо уметь различать

в шуме водных

потоков,

в горном эхо, шуршании листьев. Нетрудно заметить, что эти ми­ фологические представления напоминают языческие образы сла- вян-русалок, лесовиков, полевиков. Фракийские нимфы изобра­ жались в виде красивых женщин, иногда обнаженных, иногда прикрытых одеждами, обычно обращенных к зрителю лицом. Плиты с нимфами высечены из местного камня, иногда из мра­ мора; многие из них отличаются высокой художественной, рит­ мической композицией и тонкой моделировкой.

Собранные в болгарских музеях произведения фракийского и раннеантичного искусства приобретают особое значение в свете новейших теорий об исторических этапах развития культуры человечества. Согласно таким воззрениям, современная цивили­ зация была основана в гомеровскую эпоху, а отнюдь не в эпоху Перикла, как было принято считать.

На фракийском Черноморском побережье, т. е. на Черно­ морских берегах современной Болгарии, греческие колонисты основали колонии: Аполлонию (Созополь), Анхиало (Поморие), Месамбрию (Несебр), Одесос (Варна), Дионисополь (Балчик). Эти древние поселения с ходом истории меняли свой облик и назва­ ния, разрушались и вновь восстанавливались. Они существовали и в эпоху средневековья и в течение пятисотлетнего оттоман­ ского господства. Существуют они и сейчас как порты и главным образом как известные курортные местности. О первоначальном облике этих античных городов судить трудно, так как системати­ ческие раскопки начались здесь недавно, да к тому же они за­ труднены ввиду существующей плотной застройки. Видимо, облик этих колоний ничем особенным не отличался от остальных гре­ ческих полисов. Из письменных источников известно, что в Апол­ лонии существовал храм Аполлона-исцелителя, для которого из­

47

вестный афинский скульптор Каламис в первой половине V века до н. э. изваял колоссальную бронзовую статую Аполлона. Хра­ мы Аполлона были в Одесосе и Месамбрии.

Известный знаток болгарских древностей профессор Д. Ди­ митров указывает, что «благодаря посредничеству греческих ко­ лоний на фракийском берегу культурное влияние эллинов начало быстро распространяться внутрь страны. Произведения греческих

ремесленников входят в обиход знатных фракийцев

в самых от­

даленных от морского берега районах Фракии»

Хранящиеся

в музеях Болгарии многочисленные произведения греческого искусства наглядно свидетельствуют об этом.

Древние греки считали, что именно во Фракийских горах, т. е. современных болгарских Родопах, жил бог грозы, а по древне­ римской мифологии в этих горах пребывал бог войны — Марс. Согласно античной легенде, неприступные для простых смертных горы были любимым местом пребывания О рфея, дивные песни которого лились от вод Дуная до Эгейского моря.

Все это, однако, лишь красивые легенды. Но вовсе не леген­ дой является тот факт, что вождь восставших рабов древнего Рима знаменитый Спартак был по происхождению фракиец. На юге Болгарии, около города Санданска, совсем недавно ему воз­ двигнут памятник (скульптор В. Минеков).

Новая держава мирового значения, а именно Римская импе­ рия, приходит на смену миру эллинов. Более двух веков Рим боролся со свободолюбивыми народами Балканского полуостро­ ва, покорил их на рубеже нового летосчисления и установил свое господство.

Римляне основали во Фракии и Мизии — как они назвали зем­

ли к

северу

от

Балканских

гор — ряд

новых

городов-каструмов,

1 Д и м и т р

П.

Д и м и т р о в ,

Болгария —

страна

дре8них культур, С о ф и я,

1961,

стр . 16.

 

 

 

 

 

48

т. е. городов, построенных по типу военных лагерей:

Раци-

ария (Арчар), Алмус (Лом), Эскус (Гиген), Доросторум

(Сили-

стра) и др. На месте старинных фракийских поселений, на пере­ крестках дорог и у минеральных источников римлянами были

построены такие города — они же

одновременно и крепости,—

как Никополис ад

Иструм (Никюп

около Тырнова),

Паутилия

(Кюстендил), Августа Траяна (Стара-Загора), Августа

(Хисар) и

ряд других. В эту

же пору появился город Сердика

(София),

хотя населенный пункт на этом месте был и раньше.

 

Многие из этих городов существуют до сих пор, совершенно

изменив свой облик,

а также и название. Остатки древних зданий

в этих городах лежат глубоко под нынешними улицами и площа­ дями. Другие же города в эпоху заката античного мира утратили свое значение и превратились в небольшие поселения, а то и совсем были заброшены и забыты. Лишь остатки грозных стен и башен высятся кое-где или же части зданий покоятся под зем­ лей в чистом поле, в лучшем случае частично раскопанные ар­ хеологами (Никополис ад Иструм и др.).

Фракия и Мизия при господстве римлян полностью включи­ лись в сферу влияния античного мира. Если в предшествующий период очаги античной культуры располагались в виде отдель­ ных городов-колоний в основном только на Черноморском побе­ режье, то теперь греко-римская культура распространилась по всей территории этих римских провинций.

При фракийцах, как мы уже видели, объемная, т. е. трехмер­ ная, скульптура не была распространена. Теперь же, главным об­ разом к концу II века, она получает всеобщее распространение, так же как и в римских центрах или других странах, подпавших под римское владычество. Большое развитие получает скульптур­ ный портрет. Болгарские музеи хранят большое количество таких произведений. Дошли до нас также в большом количестве произ­

49

ведения надгробной скульптуры. По римской традиции, в гробни­ цах и других зданиях стены и полы нередко украшались мозаи­ ками и росписями. Образцы этого искусства также сохранились.

. . . Когда вы, читатель, переступив порог бывшей Буюк-мечети в Софии, в которой ныне размещен Археологический музей, проследуете под своды ее центрального купола, вы окажетесь в мире вдохновенного и прекрасного греко-римского искусства. Все это извлечено из болгарской земли. Может быть, то, что мы увидим здесь, уже знакомо по прочитанным книгам или собра­ ниям других музеев, и все же оно волнует, настраивает на особо

возвышенный и почтительный лад, ибо все это — подлинники, оригиналы. Перед нами настоящие произведения искусства той поры, которую называют зарей человечества.

...А п о л л о н ы , Зевсы, Гераклы, Дионисы, Эросы, Дианы, сати­ ры и многие другие боги и в то же время самые человечные из людей. . . Римская портретная скульптура: властные лица, реали­ стическая деталировка, индивидуальные характеристики персо­ нажей. . . Почти все эти произведения сильно пострадали от вре­ мени и невзгод истории. Как правило, они были найдены в земле повергнутыми, полуразрушенными, в таком виде они пребывали в течение многих веков. Несмотря на эти беспощадные меты времени, мир величавого и прекрасного, вымышленного, услов­ ного и сугубо реального смотрит на нас.

Античная скульптура Болгарии, как и всюду на античных зем­ лях, отражает основные этапы развития этого искусства — архаи­ ческий, время расцвета — классический и эллинистический. Эле­ менты специфической греческой архаики можно заметить и в не­ которых изображениях фракийских всадников, например в так называемом всаднике из Абдеры.

50

На смену этой архаической условности в эпоху высокой клас­ сики тоже пришла условность, но совсем другого рода.

Вместо повторяющихся приемов изображений, особенно в мо­ делировке формы и деталей, зрелая классика вырабатывает свои образы, которые, как писал один философ, лишены момента субъективной единичности. Это люди в их идеальном представ­ лении, с точки зрения прежде всего физической. Греческая скульптура зрелого периода выражала идеально понимаемое совершенство (что по-гречески обозначалось словом «телейон»).

Изображение человека, не отвечающего этим требованиям со­ вершенства, как правило, было в Греции запрещено.

На болгарской земле существовали специальные мастерские, в которых ваялись статуи богов и изготовлялись разные декора­ тивные предметы. В них исполнялись как оригинальные произве­ дения, так и копии с работ знаменитых мастеров. В этих мастер­ ских работали местные мастера, а нередко и прибывшие сюда мастера из Центральной Греции. Иногда готовые скульптурные произведения привозились из центров античного мира. Обо всем этом можно догадываться по разнообразию приемов, разным уровням мастерства этой скульптуры. Есть даже примеры того, как предприимчивые ремесленники загодя заготавливали над­ гробные скульптурные плиты, причем заранее исполнялось все, кроме моделировки головы, которая выполнялась в последнюю очередь, в зависимости от конкретного заказчика.

Как известно, римское искусство является последующим эта­ пом развития искусства греческого. Но при всем этом римская скульптура наделена новыми чертами. Если греческие ваятели выражали «телейон», т. е. совершенство — бога-человека, то рим­ ляне стремятся создавать также и типы реальных людей: силь­ ных и слабых, красивых и некрасивых (даже с переломленными носами), героев и простых смертных, молодых и старых.