Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Художественная обработка металла в Бурятии [сборник статей]

..pdf
Скачиваний:
18
Добавлен:
23.10.2023
Размер:
20.78 Mб
Скачать

пой с этого дома, хозяин которого отличался радушием, улыбался как-то застенчиво и в то же время не без лу­ кавства. Он был разносторонен в своих интересах: умел читать ксилографы на старомоигольском языке, среди друзей имел знатоков тибетской письменности. В его за­ мыслах было создание панно в технике чеканки по ме­ таллу на сюжет легенды о богатырском подвиге монголь­ ского князя Дугар-Зайсана, задушившего в поединке тигра. В основу композиции он предполагал взять живо­ писную работу одного из своих родственников — уни­ кальное произведение бурятского художника в духе народного лубка, созданное в начале XX века и бережно сохраненное до наших дней.

Хранитель живой старины, Дашинима Цыденович Цыденов вместе с тем ни в чем не отставал от нового времени, и прежде всего в технической оснащенности ремесла. Он умел находить самые различные инструмен­ ты и приспосабливать их для своих нужд. А при необ­ ходимости заказывал прямо на заводе недостающие де­ тали, формы для отливки, штампы.

Цыденов часто приезжал в Улан-Удэ, и каждый его приезд был заметным событием для Предприятия на­ родных промыслов, куда он привозил свои изделия. Тех­ ника их изготовления наталкивала руководителей пред­ приятия на те или иные усовершенствования производ­ ства. В. П. Уризченко, занимавший тогда должность главного художника предприятия, часто работал рядом со старым мастером. И в том, что впоследствии произ­ ведения В. Уризченко (чеканка по серебру) получили признание зрителя, вошли в экспозицию больших выста­ вок, в частности, юбилейной Всероссийской1 выставки «По родной стране», посвященной 50-летию образования

СССР, есть и заслуга народного умельца.

В 1968 году секция народного искусства Комиссии по декоративному искусству Правления СХ СССР заку­ пила медальон и нож работы Цыденова в выставочный фонд СХ СССР. Цыденов представил свои работы на III зональную выставку в Улан-Удэ и выставку «Совет­ ская Россия» в Москве в 1970 году. В том же году ему было присвоено звание народного художника Бурят­ ской АССР.

В настоящее время мастерская Цыденова в хороших

61

руках: наследницей старого мастера является его дочь Татьяна Цыденова, за плечами которой уже есть неко­ торый опыт самостоятельной работы.

Лубсанжап и Раднажап Нохоровы

Улус Санага Закаменского аймака — родина многих известных по всей Бурятии и за ее пределами чеканщи­ ков. Здесь и сейчас живут и трудятся умельцы, продол­ жающие традиции народного ремесла в обработке дере­ ва и металла.

Не случайно именно в санагипской средней школе открылся первый в республике кружок юных чеканщи­ ков. В его организации большую роль сыграл бывший учитель физики Монгол Шагдурович Дыыпилов. В нас­ тоящее время занятия в кружке ведет потомственный мастер Нохоров Лубсанжап, или, как его называют односельчане, «дедушка Лубсаи».

В Великую Отечественную войну Лубсаи Нохоров участвовал в боях на Украине, в результате тяжелого ранения у него повреждены правая рука и глаз. Поэтому ему трудно работать по серебру, но все свои знания он бескорыстно отдает ученикам; у многих из них уже сей­ час проявляется подлинная увлеченность делом, стрем­ ление овладеть в совершенстве сложным ремеслом.

Ребята хорошо понимают, как много им надо рабо­ тать, чтобы добиться желанных успехов в творчестве. Немало трудностей приходится им испытать и в связи с нехваткой материалов и оборудования. Зато им повезло в главном: они выросли в окружении замечательных ху­ дожественных творений, гордятся экспонатами своего школьного музея; дети близко знают мастеров пли даже находятся в родстве с известными ювелирами. Бла­ готворное влияние оказывают на них и те энтузиасты народного художественного творчества, которые так много сделали за последние годы. Среди них и упоми­ навшийся выше Дымпилов, и учитель бурятского языка Аюша Жапович Доноев, по совместительству смотритель школьного музея, и многие другие.

В Санаге в настоящее время работает народный уме­ лец Раднажап Дымпилович Нохопов (1924), имевший в своем роду немало чеканщиков (Лубсан Нохоров прихо­ дится ему дядей). Тем не менее он до многого доходил своим умом, на собственном опыте. Как и некоторые дру­

62

гие мастера Бурятии, Нохоров еще и хороший столяр и плотник. Он сам выстроил себе просторный дом и мас­ терскую.

Очень пытливый и напористый, мастер пробует раз­ личные способы обработки металлов и других твердых материалов, осваивает ассортимент изделий^ пользую­ щихся спросом у населения. Он экспериментирует, ищет новые комбинации узоров, пытается открыть новые пути развития декоративного творчества. Ему хочется отклик­ нуться на важнейшие события современности. Так появи­ лась у него композиция на тему освоения космоса со­ ветскими людьми, выполненная из металла и различных пород камня. Композиция включает портретное изобра­ жение В. И. Ленина.

Много традиционных украшений сделано мастером. Серьги, браслеты, инкрустированные красным и зеленым камнем, с узорами накладной филиграни часто напоми­ нают работы старых чеканщиков. Они легки, изящны по форме и орнаментации.

Но на этом не останавливается Раднажап Нохоров. Женские украшения, созданные совсем недавно, свиде­ тельствуют о поиске несколько иных принципов декора, более современного по своему звучанию. Прежде всего изменился цвет металла, теперь он стал темнее, в отли­ чие от ^светлого, почти белого серебра, получавшегося при окончательной отделке изделий в старину или у ювелиров, придерживающихся прежних традиций.

Утяжеленность пластин подчеркнута их формой, слегка выпуклой посередине. Пластины декорированы крупными и рельефно выступающими кораллами, филиг­ ранной нитью различного сечения, шариками зерни, от­ четливо выделяющимися на фоне гладкого металла с бронзовыми переливами оттенков.

Впечатление нарядности еще более усиливается за­ тейливым ажуром витой проволоки, соединяющей плас­ тины в общую композицию.

Такого рода украшения хорошо смотрятся на плот­ ных однотонных тканях одежды современного покроя. Простыми экономными средствами здесь достигнута эф­ фектность декора, выразительность его пластики и ритмов.

Раднажап Нохоров всегда полон новых замыслов. Можно надеяться, что в дальнейшем развитии художест-

63

ценных промыслов Бурятии его вклад Судет весьма су­ щественным и тем более ценным, что он сам — носи­ тель многовековой народной традиции.

Мастер из Джиды Сосор Сапжнеп

Сосор Санжиевич Санжиев родился в 1900 г. в селе Алцак Джидинского аймака, в одном из живописных уголков Бурятии. Красота родной природы, горы, сосно­ вые леса, березовые перелески, хрустальный перезвон ру­ чейков и, главное, люди, которые окружали Санжиева с детства,— оказали на него благотворное влияние. За­ помнились ему зимние вечера, когда собирались у них дома охотники — друзья отца. Они могли часами расска­ зывать о своих путешествиях по дремучей тайге, которую знали до мельчайших подробностей, знали повадки всех ее обитателей. Среди гостей бывали и народные умельцы, впоследствии ставшие учителями Сосора в чеканке. Эго, в первую очередь, дядя, а также известные па селе че­

канщики Бадма-Цырен Бадмаев, Эрдэпи

Жамсуев —

молчаливые и мудрые труженики.

г

Сосор часто заглядывал в мастерские

чеканщиков,

любовался их изделиями, словно по волшебству возни­ кавшими из бесформенных кусков металла: изящными гуу, шэмхургэ, массивными хэтэ, хутага. Украшения эти стоили дорого. Сам материал — серебро в слитках «гамбуур мунгэн», «яншан мунгэн» — приобретали в обмен на скот. Серебро в слитках считалось самым чистым се­ ребром. Оно легко поддавалось обработке, имело прият­ ный теплый оттенок.

По установленным правилам никто из мастеров не делился секретами ремесла. Но это только подстегивало пытливого юношу, загоревшегося мечтой стать цеканщиком: ему уже виделись чудные серебряные украше­ ния, вышедшие из его рук. Увлеченные работой, масте­ ра не обращали внимания на притаившегося в углу под­ ростка. А он тем временем, затаив дыхание, следил за всеми их движениями, на подоле своего замшевого хала­ та нацарапывал основные рецепты. Выйдя, из мастер­ ской, переписывал все на клочок бумаги, специально припасенный для такого случая. Затем бесчисленное множество раз повторял приемы, стараясь добиться

66

нужного результата.

Так проходило

его обучение.

К самостоятельной

работе Сосор

приступил в 16

лет. Первое время делал рисунок па бумаге или берес­ те, а потом уже переносил его на металл, позже начал рисовать прямо на обрабатываемой пластине, на кото­ рой с помощью молотка и различных чеканов выявлял рельеф соответственно замыслу.

Правда, заняться любимым делом по-настоящему не пришлось. В 18 лег, оставшись без отца, а вскоре и без матери, Сосор Санжиевнч начал свою трудовую дея­ тельность, работал в колхозе кузнецом, некоторое вре­ мя председателем, бригадиром. Побывал на золотодобы­

вающем

прииске

в Ивановке,

немало лет

прожил в

Закамне,

в селе

Михайловском

работал в

гараже. А

все свободное от

работы время

он отдавал

искусству.

Шли годы. Мастером, в совершенстве овладевшим тех­ никой обработки металла, прошедшим большой жизнен­ ный путь человеком, осуществил он мечту юности. С 1967 года, с переездом в Поселье Улан-Удэнского райо­ на начинается лучшая пора его творчества.

Время посеребрило голову мастера, пролегли склад­ ки на лбу и щеках, но осталась спокойная уверенность в себе, доброта к людям. В чутких руках серебро сви­ валось травами и цветами, в которых словно чудится тонкий шелест листвы прозрачных весенних березняков.

Бушуют огнем угли в горне, тяжело вздыхают меха, оплавляется драгоценный металл; чародей возьмет его и выльет в приготовленную форму из глины. А глина бра­ лась без песка, «жирная, — по словам мастера,— чтобы оставляла след пальца». Эту глину он еще протирал между двух каменных дисков, вращая верхний, называе­ мый ручной мельницей. Протертую, немного сыроватую массу клал в металлические круги (хурэ) с длинными ручками, утрамбовывал и отформовывал деревянной фор­ мой. Затем посыпал измельченным древесным углем и эти два круга, зажимал их накрепко. Расплавленный ме­ талл льется через отверстие, проложенное заранее к форме. Проходит немного времени, металл остывает; отформованная вещь готова к дальнейшей обработке: че­ канке, шлифовке.

Иногда расплавившееся серебро мастер выливал в продолговатую, выдолбленную в кирпиче форму. Полу­ чившийся слиток на наковальне ковал молотом, снача-

5*

67

ла тяжелым — сильно, затем постепенно ослабляя силу удара, чтобы не потрескалось серебро. Полученную пла­ стину закреплял на специальном составе «лаб». Здесь за­ канчивалась подготовительная работа, начиналась че­ канка. Для каждого рисунка мастер применял особый чекан. В процессе чеканки пластййу по многу раз снимал и переворачивал с тем, чтобы можно было лучше выявить все оттенки задуманного изделия.

Затем, если того требовал замысел автора, приводи­ лись в действие бура и припой. Шипела паяльная трубка, вступал в работу огонь. Так появлялось на свет новое творение.

Инструмент у Санжиева нехитрый, как и в старину: вместо обычного паяльника он пользовался паяльной трубкой в виде козьей ножки. Набор чеканов такой же, каким работали издавна бурятские дарханы. Все при­ способлено для того, чтобы работать руками — самыми надежными и верными инструментами в искусстве.

Печать старинных традиций лежит на изделиях мас­ тера. Древние бурятские игрища — нааданы в обычае и в наше время. Теперь девушки в новых костюмах выхо­ дят на праздник, но украшения во многом прежние: массивные серебряные подвески, гладкие браслеты и кольца, узорчатые серьги.

В творческой биографии мастера есть особая стра­ ница — работа над произведениями, показанными на зо­ нальной выставке в Улан-Удэ, затем в Иркутске и на Всероссийской выставке в Москве. Это комплекты муж­ ских и женских украшений, получившие высокую оценку у зрителей. Украшения просты по форме, но очень на­ рядны благодаря умелому сочетанию блестящей отполи­ рованной поверхности металла с матовым ажуром филиграни. Узоры, выложенные серебряной проволокой, ' чередуются с шариками зерни, со штампованными рель­ ефными изображениями. Для произведений характерны законченность без излишней детализации, умеренная живопись второстепенных и тонкая проработка основных деталей, придающая изделию яркие, живые, неповтори­ мые черты. Санжиеву была вручена медаль «За участие на Всероссийской выставке». Он был удостоен звания «народный художник Бурятской АССР».

«Мунгэн Сосор» (Серебряный Сосор) — так прозвали мастера в народе за тепло, которое он дарил людям, за

68

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ