Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
POPOVA_METODIChKA_PO_RITORIKE.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
23.02.2015
Размер:
627.2 Кб
Скачать

Раздел 2 классический риторический канон

Риторическое построение может рассматриваться на уровне общего замысла (семантики), словесной конструкции (синтактики), словесного воплощения (прагматики – отношения слова как выразительного средства к получателю речи), что и проявляется в классическом разделении общей риторики в первую очередь на изобретение (инвенцию), расположение (диспозицию) и выражение (элокуцию) [2; 11].

Итак, первую тему схематично можно изобразить так:

      1. Инвенция – нахождение или изобретение материала речи или текста. B основе изобретения лежит ясное и отчетливое представление об уместности высказывания: что, кому, с какой целью, какими средствами, где, когда, при каких обстоятельствах, с какими последствиями надлежит сообщить и о чем следует умолчать.

Образ ритора отражает основные свойства риторической аргументации, которые обозначаются в риторике терминами логос, пафос, этос.

Различают

      1. Доводы «к вещи» Доводы «к человеку»

естественные

логические

к пафосу

к этосу

Приводя эти доказательства оратор,  

подчеркивает, что «это уже не слова, угрозы к сопереживанию

а реальное дело, настоящие факты» обещания к отвержению

ВАЖНО ПОМНИТЬ: доводы должны быть убедительны, а значит

Ссылка должна даваться на авторитетные источники.

Задайтесь вопросом: несет кто-нибудь ответственность за ту или иную информацию, опубликованную в книге или размещенную на сайте? Не придуманы ли статистические данные или список литературы? С большим доверием следует относиться к книгам, опубликованным издательствами крупных вузов, авторами, являющимися экспертами в данной области.

      1. Диспозиция – вторая тема классической риторики – изучает композицию речи.

Речь должна быть выразительной и правильно структурированной.

Если речь идет о письменной работе: сплошной текст всегда воспринимается хуже, читается медленней, чем графически структурированный.

      1. Композиция с точки зрения инвариантных частей ораторской речи. Римская риторика в лице Квинтилиана выделяла восемь частей речи:

  • обращение – это начальная часть речи, привлекающая внимание слушателей, самопредставление говорящего, поэтому объем обращения зависит от того, насколько аудитория знакома с говорящим, насколько она расположена к нему;

  • именование темы (вступление, для письменной речи – подзаголовок) – это введение аудитории в предмет речи, где оратор должен как можно яснее растолковать, о чем он будет говорить;

  • повествование описывает историю вопроса (степень разработанности);

  • описание – синхронный срез ситуации, положение дел на настоящий момент. Описание подводит черту под повествованием: какие произошли события и какая сложилась картина;

  • доказательство сосредотачивает логические аргументы. Здесь широко применяется так называемый апофазис – последовательный перебор и отвержение всех возможных альтернатив, кроме одной. Апофазису логически противостоит диализис – учет всех альтернатив. Чаще всего это перебор всех альтернатив для доказательства невозможности чего-то;

  • опровержение – это разбор и отведение реальных или возможных аргументов противника;

  • воззвание – обращение к чувствам, например, на митинге;

  • заключение речи.

      1. Принцип выдвижения. Отмеченные позиции. Человек не может долго слушать монотонную, однообразную речь. Поэтому хорошее выступление неоднородно: на пиках имеем максимальное напряжение, на спадах отдых. В каждом тексте есть самое главное, суть его содержания, и менее главное. Правильно организованный текст – это текст, в котором информационные пики приходятся именно на главное, а побочное оказывается предсказуемым, легко расшифровываемым. Принцип выдвижения можно сформулировать следующим образом: текст должен быть организован иерархически, главные мысли необходимо выделять. Возможна многоярусная его организация. Выделение осуществляется либо за счет готовых позиций – начало, конец, заглавие и т.д., либо за счет перегруппировок внутри текста.

      2. Схемы выдвижения:

Конвергенция – это концентрация изобразительно-выразительных средств в каком-либо фрагменте текста. Конвергенцией называют и обратное явление: намеренно скупое использование изобразительно-выразительных средств в каком-либо фрагменте, что также выделяет его.

Сцеплением называется повтор сходных элементов в сходных позициях.

Градация – это расположение текста в порядке нарастания и убывания какого-либо признака. Градация подобна сцеплению, но, помимо повтора, предполагает усиление какого-либо признака в каждом из элементов сцепления.

Обманутое ожидание – это сцепление и градация с нарушением в конце. Классический пример обманутого ожидания – «Сказка про репку».

      1. Композиция с точки зрения последовательности доводов. Выбор схемы зависит от того, испытывает ли аудитория доверие к данному оратору и разделяет ли она его позицию.

  • Аудитория в целом разделяет взгляды оратора, хотя как всегда, у нее есть кое-какие вопросы и неясности. Сам же оратор особым ее доверием не пользуется. Может быть, она не склонна ему верить, а скорее всего он ей просто незнаком. Композиционная схема, к которой в этом случае лучше прибегнуть оратору, может быть названа амплифицирующей (от лат. аmplificatio – «расширение»). Это стратегия медленного наращивания аргументации. В конце концов, все частные сомнения аудитории рассеиваются, а сам оратор постепенно начинает восприниматься как человек основательный, профессионал.

  • Аудитория ничего не имеет против оратора, но самих его убеждений она не разделяет. Настроена аудитория скептически. Оптимальная композиционная схема в этом случае может быть названа шоковой. Оратор начинает с самого сильного и обязательно неизвестного аргумента, чтобы застать аудиторию врасплох. После «шока» обычно следует каскад энергичных аргументов, часто в форме риторических вопросов, от которых публика не успевает перевести дыхание. При такой стратегии речь, как правило, не должна быть слишком длинной.

  • Аудитория не приемлет ни установок оратора, ни самого оратора. Скорее всего, его она просто не знает, а установок выступающего не разделяет и настроена крайне скептически. Схема, рекомендуемая в этой ситуации, может быть названа маневром. Оратор начинает с того, что соглашается с установками аудитории, поддакивает ей, развивает ее предположения и завоевывает ее доверие. Он показывает, что понимает все то, что понимает сама аудитория. Но в какой-то момент речи оратор высказывает сомнения в собственных рассуждениях, обнаруживает в них изъян. С этого момента и начинается обратная аргументация.

      1. Элокуция – украшение речи, создание изобразительности, наглядности.

Если, описывая утро, мы скажем, что «день – будто назойливый коммивояжер – пытался через щель в занавесках соблазнить нас образчиком своей продукции», это сразу активизирует воображение. Даже устойчивые сравнения, например, «холодный как лед», «лысый как бильярдный шар» дают пищу нашей фантазии, позволяют увидеть описываемое, а значит, быстрее понять содержание.

Для наглядности применяется атрибутизация – развертывание предложения, распространение его различными атрибутами – прилагательными и наречиями. Так, фраза «Вошел человек» менее изобразительна, чем «Вкатился толстяк в мятой шляпе». Отсутствие деталей создает впечатление демагогии.

Другой способ усиления выразительности называют гипонимизацией. Дело в том, что слова более общего значения принято называть гиперонимами, а более частного – гипонимами. Так, слово «собака» будет гипонимом к слову «животное». А у слова «такса» будет гипероним «собака». Гипонимизация – это использование гипонима. Замена гиперонима гипонимом всегда ведет к усилению изобразительности, а обратная замена – к ее ослаблению, к демагогии.

  1. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, они не вносят дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Фигурами усиливаются доводы к пафосу. Можно сказать, что фигуры сами выступают как доводы к пафосу, ибо они проясняют чувства говорящего, демонстрируют их. Неуместное употребление фигур или отсутствие фигур вообще – асхематон (бесфигурье) – выглядит нелепо. Мы, осознавая, что сегодня насчитывается не менее сотни фигур, остановимся только на тех, которые часто применяются в современном дискурсе и могут быть использованы для «порождения» новых текстов.

Задание для студента: найти определение фигурам и тропам [2; 11] и привести свои собственные примеры.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]