Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
sexologia_i_sexopatologia.doc
Скачиваний:
354
Добавлен:
22.02.2015
Размер:
1.82 Mб
Скачать

Динамика относительной роли основных факторов

Динамика относительной роли основных факторов, влияющих на половую активность человека, в различные возрастные периоды Уровень половой активности человека является результатом сложного интегрального взаимодействия как синергичных, так и противодействующих факторов. Основными из них необходимо считать феномен Тарханова, механизм простатотестикулярного взаимодействия Белова, влияние системы социальнопсихологических мотиваций, условия жизни, конкретную ситуацию и, наконец, столь же сложное влияние возрастного фактора.

Если разделить эти факторы на биологические и социальные и в свете этого еще раз взглянуть на типовую кривую динамики половой активности мужчины, то необходимо подчеркнуть, что длительность каждого возрастного периода и интенсивность сексуальных проявлений, характерных для этих периодов, определяются сочетанным действием как биологических, так и социальных факторов.

При этом, однако, относительное значение названных факторов в различных периодах меняется: если в пубертатном периоде преобладают факторы биологические, то в переходном на первый план выступает влияние социальных и личностных факторов. В периоде зрелой сексуальности наблюдается выравнивание значения указанных факторов и, наконец, в инволюционном периоде вновь отмечается некоторое усиление значимости биологических факторов, хотя в большинстве случаев не столь выраженное, как в пубертатном периоде.

Если сопоставить пубертатный и инволюционный периоды, то обнаружим, что сильнейшая выраженность феномена Тарханова в пубертатном периоде, так же как угасание его на терминальных фазах сексуальной эволюции, обусловливает тот факт, что вскрытая Беловым регуляция в периоде юношеской гиперсексуальности дает срывы и компенсируется чаще в направлении недостаточного подавления «гиперфункциональных» проявлений, в инволюционном же периоде обнаруживает тенденцию к «застреванию» на сниженных уровнях половой активности, что придает вынужденным абстиненциям пожилых мужчин крайне рискованный, часто роковой характер.

Оценивая типовую кривую динамики половой активности с гигиенической точки зрения, для каждого возрастного периода можно определить собственную сверхзадачу: в пубертатном периоде – сохранение психоэмоционального равновесия при недопущении ранних форм мастурбации, в переходном – приобретение сексуального опыта с формированием условнорефлекторных рабочих комплексов положительного знака, в периоде зрелой сексуальности – установление режима половой активности, наиболее соответствующего половой конституции и жизненным условиям индивидуума, и в периоде инволюционном – поддержание щадящестимулирующего режима половой деятельности, свободного как от непосильных притязаний, так и от длительных периодов абстиненции, чреватых развитием необратимого синдрома детренированности [Грошев С. И., 1969].

Для адекватной оценки диагностического и прогностического значения половой конституции необходимо учитывать параллелизм и взаимную обусловленность физического, психического и полового развития. П. Д. Енько (1878) на основании антропометрического обследования 179 воспитанниц Александровского женского училища приходит к заключению, что «в среднем выводе более раннее половое развитие совпадает с более ранним физическим и психическим развитием».

Г. П. Сальникова (1968), проведя сопоставление степени полового созревания учащихся с жизненной емкостью их легких, силой сжатия кисти руки и мышечной работоспособностью (по данным эргографии), приходит к выводу, что как у мальчиков, так и у девочек одного возраста, но разного уровня полового созревания средняя разность исследованных показателей была очень значительной.

Так, у мальчиков разность показателей жизненной емкости легких достигала 880 – 1060 мл, а силы сжатия кисти – 10–40 кг Аналогичные выводы сделал также Ю. М. Арестов (1968, 1970). Приводимые им таблицы наглядно демонстрируют, что во всех возрастных группах подростки с более высокой степенью биологической зрелости организма достигают и более высоких результатов в физических упражнениях по сравнению с ретардированными, т.е. отстающими в биологическом развитии.

Так, например, у 14-летних подростков, имеющих нулевую стадию оволосения лобка (Р0), средний результат в прыжке в высоту с места равен 46 см, а со стадиями P1, P2, Р3 – соответственно 48,8; 51,2 и 55,1 см, т.е. «чем выше уровень биологической зрелости (в пределах одного года рождения), тем выше достижение». (Р0, P1, Р2, Р3) – обозначения степени лобкового оволосения, применяющиеся в антропологии. (Р0, P1, Р2, Р3 – обозначения степени лобкового оволосения, применяющиеся в антропологии).

Однако многочисленные наблюдения над лицами, прошедшими многопрофильное обследование в отделении сексопатологии Московского научноисследовательского института психиатрии [Васильченко Г. С, 1970], приводят к заключению, что соответствие физического, психического и полового развития является прерогативой нормы, при наличии же патогенных воздействий, приходящихся на критические периоды развития, возрастают частота и размах расхождений как в широком плане – в виде сдвигов между уровнями физического, психического и полового развития, так и в самом узком – например, в виде неоднозначности отдельных показателей сексологической антропометрии.

При этом наряду с клиническими вариантами задержанного и патологически ускоренного развития необходимо учитывать и третий вариант – искаженного, дисгармоничного развития.

 

Половая роль, некоторая система предписаний, модель поведения, которую должен усвоить и которой должен соответствовать индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной. Поведение мужчины и женщины определяется прежде всего их биологическими (половыми) особенностями. Природная сущность женщины — рожать и воспитывать детей. Отсюда главная её роль — быть матерью и хранительницей домашнего очага, то есть заботиться о рождении здорового потомства, о создании уюта в своём доме, атмосферы эмоционального комфорта, гармонии и порядка. Для выполнения своего предназначения женщина должна быть прежде всего физически здоровой, терпеливой, участливой и сострадательной, добросердечной, мужественной и гордой. Обязанность мужчин — создать женщинам условия для реализации их высокой миссии. Отсюда главная роль мужчин — роль строителя, добытчика, защитника, к тому же он должен быть благородным, умным, мужественным.

Нормы поведения, характерные для данного пола, а также формы этого поведения определяются не только биологическими особенностями, но и условиями социальной среды. В первобытном обществе социальные роли мужчины и женщины наиболее гармонично сочетались с их природной сущностью. Женщина по праву пользовалась особо почётным положением: она — мать, воспитательница детей, хранительница домашнего очага, мужчина — охотник, воин.

Классовое общество диктует свой стандарт поведения. Роль женщины не меняется: она по-прежнему мать и жена. Меняется социальная роль мужчины — он становится владельцем средств производства и главой семьи. Так женщина из своего высокого положения хозяйки дома попадает в зависимость к мужчине. С возвращением женщины в сферу общественного производства начинается процесс эмансипации женщин и демократизации в отношениях полов, что несёт в себе и положительные и отрицательные моменты. Завоевав равное с мужчиной право на участие в общественной жизни, женщина переняла извечно мужские роли, а вместе с ними, к сожалению, и соответствующие формы поведения: агрессивность, властность, диктат, силовые приёмы в решении конфликтов. Отчуждение пола характерно и для современного мужчины, нередко он лишён внутренней свободы, уверенности в себе, ему присущи вялость и пассивность, уход от трудностей выбора, придирчивость, капризность. Массовое ослабление женственности и соответственно мужественности — огромное психологическое бедствие для семейной жизни, для культуры любви в целом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]