Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
sexologia_i_sexopatologia.doc
Скачиваний:
354
Добавлен:
22.02.2015
Размер:
1.82 Mб
Скачать

Уровни половой активности и их гигиеническое значение

Широкое расхождение у различных мужчин основных показателей половой конституции, в первую очередь индексов половой активности (Ка), ставит перед сексопатологом множество практически важных вопросов: каковы взаимные влияния различных индексов (например, Кr на Ка и наоборот), каковы типы взаимодействия конституциональных и ситуационных факторов, является ли половая конституция фатальной или ее возможно изменить «разумным» поведением и перейти, например, из слабой группы, если не в сильную, то хотя бы в среднюю, наконец, если такой переход возможен, то какое поведение следует признать целесообразным?

На некоторые из этих вопросов сексологическая практика дает однозначные ответы, повидимому, достаточно близкие к объективной реальности. Большинство как теоретиков, так и практиков «брачных» (или «семейных») консультаций исходят из того, что, как правило, частота и форма сексуальных отношений определяются мужчиной и что каждый мужчина приспосабливает уровень половой активности к своему сексуальному темпераменту (т.е. половой конституции), а если сексуально индифферентный мужчина проводит коитус чаще, чем ему самому хотелось бы, то это обычно определяется чисто ситуационно (конъюнктурнопрестижные установки и др.).

В противоположность этому, проблема непосредственного влияния уровня половой активности на функциональное состояние половой системы опирается не на умозрительные постулаты, подкрепляемые житейской мудростью, а на данные экспериментов, проведенных на животных.

Так, сформулированное Н. А. Беловым (1912) положение о том, что каждый половой акт вызывает физиологические сдвиги, обеспечивающие лучшие условия для последующего полового акта, подтверждается опытами Э. Эндреци и К. Лишшака (1962), которые выявили у кроликов на протяжении 90 мин после эякуляции 8- или 10-кратное повышение уровня тестостерона и андростендиона в v. spermatica, а также возрастание интенсивности кровотока в семенниках подопытных кроликов на 40 – 60% по сравнению с контрольными животными.

Однако все эти данные характеризуют изменения, наблюдаемые при половой активности лишь на относительно коротких отрезках времени. Для сексопатолога же главный интерес представляет влияние уровня копулятивной деятельности на сохранность функциональных возможностей в более широких рамках – на протяжении всей жизни.

В отличие от всех других физиологических функций половые функции, в частности их ядро – прокреация, детермированы возрастом. Благодаря работам швейцарского ученого A. Jost (1974) была обнаружена активность семенников уже во внутриутробном периоде развития, однако следует заметить, что до наступления полового созревания большая часть сексуальных проявлений пребывает в латентном (хотя и достаточно активном) состоянии, затем развертывается в пубертатной фазе и по миновании репродуктивного периода постепенно, но неуклонно редуцируется.

Подобная динамика возрастных изменений предопределяет необходимость соотнесения любого проявления сексуальности с возрастом обследуемого. Еженедельные ночные поллюции, представляющие естественный викарный механизм у 30-летнего участника геологической экспедиции, не могут быть отнесены к норме у 7-летнего мальчика, в данном случае этот сексологический феномен именно из-за несоответствия возрасту приобретает столь же тревожный характер, как и полное отсутствие поллюций у 26-летнего молодого человека, не знающего, что такое половая жизнь и мастурбация. Для решения подобных задач сексолог должен знать основные закономерности динамики возрастных изменений половой сферы.

На основе статистического анализа сексологически здоровых мужчин весь диапазон явных специфически сексологических проявлений мужчины можно разделить на четыре периода: пубертатный, переходный, зрелой сексуальности, инволюционный. Каждый из этих периодов имеет свои особенности. В пубертатном периоде пробуждается сексуальное либидо, а затем наступают первые эякуляции (чаще при ночных поллюциях), что у большинства (73,5%) служит толчком к началу мастурбации.

Основная тенденция пубертатного периода – стремление к самоутверждению всех сторон личности – находит проявление и в половой сфере, в большинстве случаев завершаясь началом половой жизни (у большинства обследованных – в возрасте около 19 лет).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]