Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Из книги.docx
Скачиваний:
39
Добавлен:
13.02.2015
Размер:
113.73 Кб
Скачать

§10. Недействительность внешнеторгового контракта

Внешнеэкономический контракт может быть признан недействительным по основаниям, установленным применимым законодательством. В частности, в России основания недействительности сделок изложены в ст. ст. 166-181 ГК РФ. Так, в соответствии со ст. 169 ГК ничтожной признается сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности. Недействительными признаются мнимые и притворные сделки (ст. 170 ГК), сделки юридических лиц, выходящие за пределы их правоспособности (ст. 173 ГК), сделки, совершенные под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК), обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств (ст. 179 ГК). Для внешнеэкономических сделок имеется также специальное основание недействительности: согласно п. 3 ст. 162 ГК «несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет недействительность сделки».

В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10. 92 г. (в ред. от 05.07.99 г.) сделки, заключенные в нарушение положений данного Закона, являются недействительными, а лица, совершившие такие сделки, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Следует, однако, отметить, что нарушение валютного законодательства может повлечь недействительность всей сделки лишь в случаях, когда существо отношений неразрывно связано с валютными ценностями, например в договорах по купле-продаже иностранной валюты.

В случаях же, связанных с исполнением внешнеэкономических контрактов, речь идет о нарушении отдельных правил валютного законодательства. Например, при нарушении экспортером установленного законодательством 90-дневного срока для зачисления валютной выручки на счет обслуживающего его уполномоченного банка в соответствии со ст. 14 указанного Закона контракт признается недействительным, но только в части платежа за товар. Сам же внешнеэкономический контракт как гражданско-правовая сделка сохраняет юридическую силу, поскольку он не содержит условий, которые бы противоречили действующему законодательству и влекли его недействительность в целом.

При рассмотрении дела о признании внешнеэкономического контракта недействительным арбитражные суды ссылаются на нормы права, применимые к обязательствам сторон по этой сделке. В п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.98 № 29 «Обзор судебно-арбитражной практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц» содержится следующий пример:

Российское АО обратилось в арбитражный суд с иском к немецкой компании о признании недействительным договора аренды теплохода. В исковом заявлении истец указывал на то, что условия договора аренды относительно обязанностей российского АО носят крайне невыгодный характер, что позволяет говорить о кабальном характере данной сделки и ставить вопрос о ее недействительности. Истец просил признать недействительным договор аренды, ссылаясь на законодательство РФ.

При заключении договора стороны выбрали в качестве места рассмотрения споров арбитражный суд РФ, применимое право определено не было. При рассмотрении дела по существу суд принимал во внимание следующие обстоятельства: 1) договор аренды заключен между участниками, предприятия которых находятся в разных государствах. Таким образом, данную сделку можно охарактеризовать как внешнеэкономическую; 2) если осуществление прав и обязанностей по контракту одной из сторон ущемляет права и обязанности другой стороны, то такая сделка может быть признана судом недействительной по иску потерпевшей стороны. При этом для признания сделки недействительной суд должен руководствоваться теми основаниями, которые предусмотрены в законе, в рамках которого действуют стороны; 3) поскольку стороны не определили своим соглашением применимое право, суд в первую очередь выбирает право, регулирующее порядок осуществления и прекращения прав и обязанностей сторон; При определении применимого права к договору аренды (имущественного найма) суду следует руководствоваться подпунктом 2 пункта 1 статьи 166 Основ гражданского законодательства Союза СССР и союзных республик (1991), которым установлено, что при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве применяется право страны наймодателя.

Наймодателем (арендодателем) являлась немецкая фирма. Последнее означает, что правом, применимым к отношениям сторон по данной сделке, является правовая система ФРГ, и порядок принудительного прекращения прав и обязанностей сторон должен также определяться судом исходя из установленного нормами немецкого права.

Таким образом, суд при рассмотрении вопроса о признании сделки недействительной применяет право, которому подчинены отношения сторон по данной сделке.