Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ВЕТЕРИНАРНАЯ ТОКСИКОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ

.pdf
Скачиваний:
410
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
21.6 Mб
Скачать

содержании селена до 1 мг/кг мясо используют как условно годное после проваривания, внутренние органы утилизируют.

ГЛАВА 5. Кормовые токсикозы

5.1.Интоксикация животных кормовыми добавками

5.1.1.Небелковые азотистые добавки

Кнебелковым азотистым добавкам или как их еще называют синтетические азотные вещества (САВ) относят мочевину, фосфат мочевины, карбамидный концентрат, препарат ОТИ-3, аммонийные соединения серной и фосфорной кислот.

Все небелковые азотистые вещества в преджелудках жвачных животных превращаются в аммиак и углекислоту. Микрофлорой рубца аммиак используется для синтеза белка. При даче больших количеств источников азота образуется избыточное количество аммиака, которое не успевает переработать микрофлора и частично печень (после всасывания в кровь), что вызывает состояние интоксикации. Однокамерные животные менее чувствительны к САВ, которые всасываются в кровь и выделяются без расщепления с мочой.

Аммиак из крови проникает в клетки органов и тканей, где тормозят окислительно-восстановительные процессы, блокируя трикарбоновый окислительный цикл Кребса. Это вызывает дефицит макроэргических соединений (АТФ и КФ) и нарушение функций центральной нервной системы.

При хронической интоксикации в результате стойкого нарушения окислительно-восстановительных процессов развиваются кетоз, ацидоз, белковая и жировая дистрофия.

Клинические признаки острой интоксикации проявляются уже через 10-20 минут и зависят от формы препаратов. Вначале отмечают возбуждение, отказ от корма, пенистое слюнотечение, повышение чувствительности, на вид животные испуганы, обостряется слух, усиливается перистальтика, гипотония преджелудков, у некоторых тимпания. Дыхание учащается, пульс

291

слабый и редкий, наблюдается потливость, частые мочеиспускание и дефекация (каждые 3-7 минут). Спустя 1 час и более появляется мышечная дрожь, сначала в области груди, бедер, а затем всего тела. Конечности широко расставлены, голова опущена. При тяжелых случаях животные падают, появляются клонические, а затем тетаничесие судороги и сильное учащение пульса (100-150 ударов в минуту). Гибель животных наступает от остановки дыхания, при этом может быть самопроизвольное выделение мочи, выхождение кормовых масс из рубца (регургитация) с резким запахом аммиака.

Хроническая интоксикация характеризуется общим угнетением, атонией рубца, активным мочевыделением, повышенной жаждой, снижением продуктивности.

Из патологоанатомических признаков ведущими являются: переполнение рубца кормовыми массами с резким запахом аммиака, обширные кровоизлияния на слизистых и серозных оболочках внутренних органов, в том числе под эпикардом и эндокардом, в печени - очаги некроза, кровенаполненность, в легких - отек, в бронхах - пенистая жидкость.

Для лечения острой интоксикации САВ используют специфический антидот – официальный раствор формальдегида (38-40%), который вводят в

рубец в дозе 30 мл/100кг массы тела. Формальдегид связывает аммиак в рубце с образованием безвредного гексалктилентетрамина (уротропина) и выводится с мочой. Замедлить образование и всасывание аммиака в кровь можно и введением внутрь 0,5-1% уксусной, пропионовой, молочной или лимонной кислот. Это мероприятие проводят, когда еще сохранен рефлекс глотания, в тяжелых случаях раствор вводят непосредственно в рубец.

Кроме этого проводят симптоматическое лечение: противосудорожные средства, стимуляторы сердечной деятельности и дыхания, дача (или введение в рубец) большого количества жидкости (до 20 литров воды).

При хронической интоксикации балансируют рацион, нормализуют сахаропротеиновое отношение, обмен магния, кальция, фосфора и серы.

292

Мясо и мясопродукты от вынужденно убитых животных при интоксикации САВ подвергают лабораторным исследованиям и при благоприятных результатах используют на вареные мясные изделия и консервы.

Предрасполагающими факторами интоксикации животных небелковыми азотистыми добавками являются:

-отсутствие периода приучивания (привыкания);

-больные, истощенные, голодные животные;

-скармливание низкокачественных кормов в составе рациона;

-ограниченный водопой;

-использование рационов, сдвигающих кислотность содержимого рубца в щелочную сторону;

-передозировка добавок.

5.1.2. Минеральные добавки

Бесспорно, что основными источниками минеральных веществ для животных являются корма и в некоторой степени вода. Самой древней кормовой добавкой минерального происхождения является поваренная соль.

Поваренная соль. Натрий хлорид (NaCl) – Natrii chloridum, как необхо-

димый компонент входит в рацион всех животных и птиц; неорганическое соединение, без которого не возможна жизнедеятельность всех теплокровных и содержится его не более 1% в крови.

Корма растительного происхождения бедны натрием, поэтому приходится добавлять хлорид натрия в рацион животных, снабжать их сольюлизунцом. В комбикормах регламентируется содержание хлорида натрия в зависимости от потребности и чувствительности животного: для птиц – 0,3- 0,4%, для свиней – 0,5%, для крупного рогатого скота – до 1%. Лошадям – летом 30-50 г/голову в сутки, зимой меньше – 20-30.

Среди кормовых токсикозов интоксикация натрий хлоридом занимает одно из первых мест не только по частоте возникновения, но и по давности. Первые случаи интоксикации, описанные человеком, относятся к времени до

293

нашей эры и связаны с поваренной солью. Основными причинами интоксикации являются:

-скармливание свиньям и птице комбикорма предназначеннго для крупного рогатого скота;

-бесконтрольное скармливание соленых пищевых отходов, соленой рыбы, рассолов брынзы, соленого мяса и др.;

-несбалансированность рациона по белку, минеральным веществам, витамина Е и серосодержащих аминокислот.

Молодняк животных всех видов и птиц более чувствителен к поваренной соли, чем взрослые особи. Ориентировочные смертельные дозы хлорида натрия составляют в г/кг массы тела: для крупного рогатого скота 5-6, овец 3- 4, лошадей 2-3, свиней 3-4, птиц 1,5-2,5.

Токсикодинамика. Поваренная соль оказывает при интоксикациях местное и резорбтивное действие. Высокие концентрации раздражают чувствительные рецепторы слизистых оболочек пищеварительного тракта, усиливая при этом секрецию слюнных желез, пепсина и хлористоводородной кислоты. После резорбции в крови и межклеточной жидкости резко нарушается соотношение одновалентных (Na и K) и двухвалентных (Ca и Mg) ионов, что влечет нарушение функции центральной и периферической нервной системы, а так же проводящей системы сердца. Дальше происходит обезвоживание клеток жизненно важных органов кратковременное усиление обменных процессов и функций (компенсаторная фаза) с последующим длительным торможение (декомпенсация). Угнетается окислительное фосфорилирование АТФ и его синтез, развивается гипоксия тканей.

Клиника и патологоанатомические изменения. При интоксикациях хлоридом натрия клинические признаки проявляются в разное, в зависимости от вида животного время – у свиней через 2-3 часа наблюдается возбуждение, рвота, нервные явления, жажда, слюнотечения, движения по кругу и вперед, тремор мышц тела, диарея, иногда с кровью, усиленный диурез, ослабление зрения. Затем наступает общее угнетение, угнетение

294

сердечной деятельности и дыхания, бывает неестественная поза «сидячей собаки» или «лающей собаки». В дальнейшем наступают парезы и параличи конечностей, посинение кожи ушей и живота, гибель наступает в коматозном состоянии от асфиксии, смертность может составлять 90-100%.

Уптиц через 2-5 часов отмечают истечение из клюва, жажду, взъерошенность перьев, диарею, посинение гребня, приступы судорог, парез конечностей.

Укрупного рогатого скота на 30-120 минуте наблюдаются беспокойства, жажда, скрежет зубами, усиление диуреза и дефекации, колики, слепота, затем общая слабость, атаксия, залеживание, ослабление пульса и дыхания, тремор мышц тела, плавательные движения, смерть наступает через несколько часов в приступах судорог.

Уовец через 16-18 часов отмечают стойкую диарею, мышечную дрожь, атаксию, опистотонус, рвоту и слизисто-водянистое истечение из носа.

Характерными патологанатомическими изменениями являются у свиней отек подкожной клетчатки живота, век, головы, в желудочно-кишечном тракте наблюдают изменения от катарально-геморрагического до некротического гастроэнтерита, у птиц больше поражен кишечник, в легких нередко отек и пневмония, в сердце и селезенке точечные кровоизлияния.

Лечение и ветеринарно-санитарная экспертиза. Животных обеспе-

чивают обильным питьем, если самостоятельно не пьют, то воду вводят через зонд внутрь или ректально. Для восстановления ионного равновесия вводят внутрь 10% раствор кальция хлорида в дозе 1 мл/кг массы тела. Свиньям и птице вводят 5% раствор хлорида кальция на 1% растворе желатина из расчета 1-2 мл/кг массы тела, но не более 50 мл в одно место. Затем назначают вяжущие средства внутрь и проводят симптоматическое лечение.

При вынужденном убое животных мясопродукты подвергают лабораторному анализу и в дальнейшем при благоприятных результатах используют для приготовления колбасных и консервных изделий после

295

смешивания с мясом от здоровых животных и определения остаточных количеств хлорида натрия в готовом продукте.

5.1.3. Кормовые добавки микробного синтеза

Кормовые добавки микробного синтеза представляют собой высушенную или измельчен6ную массу дрожжей или патогенных бактерий, выращенных на средах с содержанием жидкого парафина (паирин), природного газа (гаприн), технического этанола (эприн) или кислот гидролизатов отходов целлюлозной промышленности и земледелия (солома, кукурузная кочерыжка, подсолнечная лузга и др.). Их используют в качестве источника белков, витаминов группы В и незаменимых аминокислот в кормлении животных, птиц, пушных зверей, рыб.

Интоксикации этими кормовыми добавками возможны при передозировках и могут быть связаны с повышенным содержанием фторидов в питательных средах при их выращивании (использование неочищенного суперфосфата или диаммоний фосфата с содержанием фтора более 2%).

Интоксикация чаще всего регистрируется у птицы, реже у свиней, пушных зверей, рыбы и носит хроническую форму. Ведущими моментами в токсикодинамике является нарушение пуринового обмена, увеличение в крови мочевой кислоты и отложение мочекислых солей в разных тканях, особенно в суставах (подагра), которые опухают, деформируются и появляются узлы (подагрические шишки).

На вскрытии отмечают отложение густой, беловатого цвета массы на серозных оболочках грудной и брюшной полостей, на перикарде и эпикарде, в печеночной ткани на гистосрезе видны кристаллы уратов.

Лечение симптоматическое, продукты убоя используют без ограничения.

5.1.4. Премиксы

Премиксы – это комплексные кормовые добавки, в состав которых входят белки, витамины, микроэлементы и фармакологические средства. Их используют для обеспечения полноценного кормления, профилактики и лечения болезней животных.

296

Для усиления эффективности в премиксы вводят накопители (отруби, пшеница, шроты, кормовые дрожжи и др.) и антибиотики (сульфаниламиды, нитрофураны, транквилизаторы, детергенты).

Особого токсикологического значения премиксы не имеют, хотя они могут быть причиной ухудшения продуктивного здоровья животных, связанного с избыточным содержанием некоторых элементов (железо, цинк, марганец, медь, кобальт, йод), иногда и превышение ПДК по свинцу и кадмию.

Наряду с этим опасность могут представлять лечебные премиксы, в которых возможны передозировки лекарственных средств.

5.2.Фитотоксины

5.2.1.Общие сведения и классификация токсинов растительного

происхождения

В настоящее время интоксикация животных растениями встречаются значительно реже и их актуальность несколько снизилась, но они встречаются и должны быть хорошо известны как будущим, так и практикующим ветеринарным врачам.

На территории России произрастает несколько сотен опасных, т. е. токсичных и вредных, для животных растений. Токсичными считаются такие растения, которые вызывают у животных после поедания их на пастбищах, с сеном или силосом патологический процесс, нередко заканчивающийся смертельным исходом. Вредные растения отрицательно влияют на технологические свойства продуктов животноводства. В отдельных регионах страны по различным причинам выпасают животных на так называемых неудобных пастбищах (балки, овраги и т.д.), где растут более токсичные растения. Вырос объем присутствия нежелательных растений в кормах, которые способны вырабатывать фитотоксины.

Чаще интоксикацию вызывают растения семейства злаковых (8 видов), крестоцветных (7), лютиковых (7), сложноцветных (7) и бобовых (6).

297

Токсичность различных растений может варьировать в зависимости от положения вида в географическом ареале, характера почвы и местообитания, климатических условий года, стадии онтогенеза и фенофазы.

Например, многие из так называемых кормовых растений — злаковых и бобовых (сорго, суданская трава, гумай, клевер, манник, бор развесистый, бу-

харник, вика, чина и др.), а также другие представители этих семейств на ранних стадиях формирования являются цианогенными растениями, что позволяет защищать молодые побеги от поедания животными. Цианогенная активность характерна также и для представителей рода Триостренник (Triglochin) из семейства ситниковых, поедаемых нередко как дикими, так и домашними животными.

Иногда растения прибегают к механизму химической защиты посредством «отходов» своего метаболизма. Известно, например, значительное накопление солей щавелевой кислоты (до 1-1,3 % в клеточном соке), щавель (Rumex), кислицей (Oxalis) и ревенем (Rheum), обладающих привлекательными для поедания листьями. Однако животные их не трогают, так как содержащиеся в них оксалаты приводят к сильному нарушению обмена веществ в животном организме. Моногидрат оксалата калия замещает кальций в крови и осаждает его в виде нерастворимого оксалата кальция, что приводит к уменьшению свертываемости крови. Замена кальция калием может также привести к сильному возбуждению ЦНС (до судорожного состояния). Кроме того, оксалат кальция осаждается в мочевых канальцах, вызывая нефриты и уремию.

Токсичность астрагалов зависит от содержания в почве селена, которого они могут накапливать до десятых долей процента в составе сухой фитомассы. Другие растения из селеновых геохимических провинций также накапливают этот элемент в токсических количествах.

У представителей тропической и субтропической флоры отмечается значительное число смолосодержащих растений, в которых смолистые вещества (терпеновые соединения различных классов) являются важнейшим фактором

298

биологической стойкости против многочисленных патогенных микроорганизмов и насекомых, в изобилии развивающихся в условиях теплого влажного климата.

Все растения, выращиваемые в условиях дефицита влаги, накапливают в своем теле большее количество токсичных нитратов, чем при нормальной водообеспеченности. При этом именно недостаточный полив сельскохозяйственных культур на фоне нормального содержания нитратов в почве может вызвать их накопление в растениях в токсических количествах.

Пасмурная погода или выращивание растений в затененных условиях может повышать их алкалоидность. У пасленовых (белена, дурман и др.) процессы алкалоидонакопления интенсифицируются ночью, в связи, с чем растения более токсичны утром, чем в конце дня. Накопление эфирных масел, наоборот, происходит на ярком свету, хотя при этом они интенсивнее испаряются, конденсируясь в пасмурную погоду. Поэтому дистанционные поражения растениями усиливаются в солнечные дни.

Растительные токсины могут концентрироваться как во всех частях растений, так и в специализированных органах. Известны примеры узкой локализации фитотоксинов. Например, в семядолях плодовых многих розоцветных содержится придающий им горький вкус цианогликозид амигдалин, при распаде которого образуется синильная кислота с характерным запахом «горького миндаля». Концентрация цианидов именно в семядолях способствует защите ювенильных проростков как наименее конкурентоспособных особей в популяциях растений.

Содержание амигдалина (%) в семенах горького миндаля (Amygdalus commugis) – 2,5-3,5, в косточках персика – 2-3, абрикоса и сливы – 1-1,8, вишни – 0,8. Кроме того, амигдалин присутствует в плодах черемухи и лавровишни, яблони, рябины и др. Тяжелая интоксикация может иногда наступить после употребления в пищу 1-3 десятков косточек абрикоса (урюка), содержащих до 1 мг амигдалина. Из косточек вишни амигдалин может переходить в пищевые продукты (компоты, варенье, настойки), хранящиеся более 1

299

года. Известны случаи интоксикации скота жмыхом горького миндаля. Из дикого миндаля (в который в качестве подвида входит и горький миндаль) выведены культурные сорта сладкого миндаля (А. communis) – практически без амигдалина, со съедобными ядрами, применяющимися в кондитерской промышленности.

У среднеазиатского эминиума Немана подземные клубни, содержащие комплекс различных высокотоксичных соединений, используются для уничтожения крупных хищников, в то время как их сочные мясистые корни употребляют для утоления жажды.

Сезонность содержания токсичных веществ определяется особенностями функционирования различных органов растений в течение годового цикла.

Токсические свойства одних и тех же растений не одинаковы по воздействию на различные группы животных. Белладонна и дурман совершенно безвредны для грызунов, псовых, кур, дроздов и других птиц, колорадского жука, но вызывают отравление уток и цыплят. Ягоды ландыша, поедаемые даже в массовых количествах, не вызывают интоксикацию лисиц и используются многими псовыми для освобождения от гельминтов, папоротника мужского, спорыньи и др.

Интоксикации растениями большей частью возникают алиментарные, носящие общерезорбтивный характер.

Реже токсическое воздействие оказывает вдыхание токсичных выделений (дистанционная интоксикация багульником, ясенцом, хвойными, рододендронами, ароидными), могут возникать контактные повреждения кожи и слизистых, протекающие по типу сильных аллергических реакций (крапива,

борщевик, ясенец, молочаи, горчицы, болиголов, воронец, волчье лыко, токси-

кодендрон, рута, бешеный огурец, туя, некоторые примулы).

Респираторные (дистанционные) интоксикации могут возникать при длительном нахождении в окружении зарослей (или букетов) сильно пахну-

щих цветов (магнолии, лилии, рододендроны, маки, люпин, черемуха, туберо-

за и др.). Они сопровождаются удушьем, головной болью и головокружени

300