
Однако сходство диссимиляции и ассимиляции чисто внешнее. Так, Ю.С. Степанов указывает, что расподобление звучаний в одном отношении часто оказывается их уподоблением в другом отношении; например, случаи типа просторечн. [прóлуп’] суть не что иное, как установление гармонии в слове, то есть как бы своеобразная ассимиляция интервокального согласного гласным, поскольку /л/ более сонорен, нежели /р/. П.С. Кузнецов отмечал, что многие случаи диссимиляции можно интерпретировать как результаты редукции. К таковым он относил рус. просторечн. [хто] со своеобразной нейтрализацией оппозиции /к/ : /х/ в начале слова перед смычным [т]. Так же интерпретировал он и варианты типа рус. [дохтър], [къл’иэдóр], [с’ькл’иэтар’]. В рус. лит. языке закрепилась форма с диссимиляцией февраль (ср. лат. februаrius и название этого месяца в западноевропейских языках).
Таким образом, наиболее убедительными примерами диссимиляций оказываются случаи типа рус. [бонбъ], [н’еб’иэл’ныj] (магазин), [трʌнваj]. Однако и в них выявляется ряд принципиальных особенностей диссимиляции, отличающих ее от ассимиляции.
ДАЛЬШЕ!
Во-первых, диссимиляция, в отличие от ассимиляции, не имеет регулярного характера. Она всегда эпизодична. Так, если для нормативного русского произношения необходимо соблюдать чередования типа пруд – пруда, то, например, произнесение каким-то лицом варианта [трʌнваj] не означает на сто процентов, что тот же человек произнесет слово символ, к примеру, как [с’инвъл] или назовет знак различия на петлицах советских военных 30-х гг. [ронб’ик], а не как положено – ромбик. Скорее наоборот, незнакомое слово (напр., обозначение музыкального инструмента кимвал), он постарается произнести аккуратно и тем самым избежит диссимиляции.
Во-вторых, диссимиляция всегда связана с РП, она есть историческое изменение фонемного состава означающего. Всегда различаются первичная и вторичная форма. В отношении ассимиляции такое сказать невозможно, ибо, к примеру, с точки зрения современного состояния русского языка вопрос о первичности [с] или [з] в приставках типа рас- лишен смысла.
В-третьих, диссимиляция в основном затрагивает периферийные фонемы типа /r/, /l/, /m/, /n/ [Блумфилд 1968, 493].
ЗАКРЫТЬ!