Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
opergruppa_po_borbe_s_up_1_1.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
01.01.2023
Размер:
722 Кб
Скачать

55. Виды и формы соучастия в преступлении и их влияние на квалификацию преступления. Разновидности организованной группы лиц в нормах Особенной части ук рф.

Виды в зависимости от характера выполняемых соучастниками функций:

  • простое (соисполнительство)

  • сложное (соучастие с распределением ролей).

При простом соучастии в преступлении участвуют два или более соисполнителя. Каждый из них полностью или частично выполняет объективную сторону преступления.

  • Так, объективная сторона изнасилования состоит из двух действий: полового сношения и применения или угрозы применения насилия. Действия лиц, лично не совершавших насильственного полового акта, но путем применения насилия содействовавших другим лицам в совершении преступления, следует квалифицировать как соисполнительство в групповом изнасиловании.

Сложное соучастие предполагает, что в совершении преступления наряду с исполнителем принимает участие еще хотя бы один иной соучастник (организатор, подстрекатель или пособник).

Составы преступлений в Особенной части УК сформулированы применительно к действиям исполнителя, поэтому при квалификации их действий ссылка на ст. 33 УК не производится, а указывается лишь статья Особенной части УК, предусматривающая совершенное преступление.

  • При квалификации действий организатора, подстрекателя и пособника необходима ссылка на соответствующую часть ст. 33 УК, отражающую их функциональную роль

Кроме того, принято на основании ст. 35 УК различать формы соучастия (критерий: степень согласованности действий соучастников):

1) группа лиц;

2) группа лиц по предварительному сговору;

3) организованная группа;

4) преступное сообщество (преступная организация).

Совершение преступления группой лиц (ч. 1 ст. 35 УК)

Предполагает наличие таких признаков:

  • два или более исполнителя;

  • отсутствие предварительного сговора.

Для констатации наличия группы лиц требуется, чтобы как минимум два лица обладали признаками субъекта преступления.

Субъективная связь между соучастниками возникает либо спонтанно и одномоментно в момент начала преступных действий, либо к начавшейся деятельности одного лица присоединяется другое лицо.

ч. 2 ст. 35 УК преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору

в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

Признаками группы лиц по предварительному сговору являются:

  • два или более исполнителя;

  • наличие предварительного сговора.

Сговор является предварительным, если он достигнут до начала выполнения объективной стороны преступления. Если субъективная связь, сговор на совершение преступления возникают в процессе его совершения, предварительный сговор отсутствует.

  • Члены группы лиц по предварительному сговору объединены местом, временем и образом действия при совершении преступления.

При этом не следует смешивать техническое и юридическое распределение функций между соучастниками.

  • Так, уголовная ответственность за кражу, совершенную группой лиц по предварительному сговору, наступает и в тех случаях, когда согласно предварительной договоренности между соучастниками непосредственное изъятие имущества осуществляет один из них, а другие участники в соответствии с распределением функций совершили согласованные действия, непосредственно направленные на содействие исполнителю в совершении преступления (например, лицо не проникало в жилище, но участвовало во взломе дверей, подстраховывало других соучастников от возможного обнаружения совершаемого преступления), указанные лица являются соисполнителями.

Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч. 3 ст. 35 УК).

Признаками организованной группы являются:

  • два или более исполнителя;

  • наличие предварительного сговора;

  • устойчивость.

Об устойчивости организованной группы может свидетельствовать длительность существования самой группы, неоднократность совершения преступлений.

Организованная группа, как следует из ч. 3 ст. 35 УК, может быть создана для совершения и одного преступления, поэтому длительность подготовки даже одного преступления характеризует ее устойчивость.

Проявлениями устойчивости являются:

  • стабильность состава группы

  • тесная взаимосвязь между членами группы

  • согласованность действий

  • постоянство форм и методов преступной деятельности, техническая оснащенность

  • специальная подготовка участников организованной группы.

Для организованной группы (в отличие от группы по предварительному сговору) характерно:

  • наличие в ее составе организатора (руководителя)

  • заранее разработанного плана совместной преступной деятельности

  • распределение функций между членами группы при подготовке к совершению преступления и осуществлении преступного умысла.

Участники организованной группы могут и не принимать непосредственного участия в выполнении объективной стороны преступления.

Вместе с тем с юридической точки зрения в рамках организованной группы характерно распределение именно функций, а не ролей.

При признании преступлений совершенными организованной группой действия всех соучастников независимо от выполняемых ими функций в содеянном подлежат квалификации как соисполнительство без ссылки на ст. 33 УК.

Поэтому к признакам организованной группы относится наличие двух или более исполнителей.

Преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией)

если оно совершено:

  • структурированной организованной группой;

  • объединением организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды (ч. 4 ст. 35 УК).

К признакам преступного сообщества относятся присущие организованной группе признаки:

  • два или более исполнителя;

  • наличие предварительного сговора;

  • устойчивость

  • структурированность организованной группы или объединение организованных групп;

  • наличие единого руководства;

  • цель совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой либо иной материальной выгоды.

Структурированная организованная группа

следует понимать группу лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений, состоящую из подразделений (подгрупп, звеньев и т.п.), характеризующихся стабильностью состава и согласованностью своих действий.

Структурированной организованной группе кроме единого руководства присущи взаимодействие различных ее подразделений в целях реализации общих преступных намерений, распределение между ними функций, наличие возможной специализации в выполнении конкретных действий при совершении преступления и другие формы обеспечения деятельности преступного сообщества (преступной организации).

Объединение организованных групп

предполагает наличие единого руководства и устойчивых связей между самостоятельно действующими организованными группами, совместное планирование и участие в совершении одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений, выполнение иных действий, связанных с функционированием объединения.

Значение форм соучастия на квалификацию:

  • по общему правилу совершение преступления в указанных формах соучастия учитывается как отягчающее обстоятельство при назначении наказания (п. «в» ст. 63 УК РФ);

  • в случаях, указанных в статьях Особенной части, совершение преступления в указанных формах соучастия является квалифицирующим признаком и влияет на квалификацию преступления;

  • создание, руководство и участие в организованной группе, преступном сообществе (организации) в случаях, указанных в статьях Особенной части УК (например, в ст. 209 и 210 УК РФ), само по себе является преступлением;

  • применительно к организованной группе и преступному сообществу (организации) закон формулирует особые правила, определяющие ответственность организаторов (ч. 3 ст. 33, ч. 5 ст. 35 УК РФ).

По общему правилу, все указанные преступные группы (как формы и соучастия) являются разновидностями простого соучастия (соисполнительством).

Единственное исключение из этого правила связано с соучастием в преступлениях со специальным субъектом в форме организованной группы.

Участниками организованной группы при совершении преступления со специальным субъектом могут быть признаны лица, не обладающие признаками специального субъекта. При этом их действия в силу ч. 4 ст. 34 УК не могут быть квалифицированы в качестве действий соисполнителей, они могут быть только организаторами, подстрекателями или пособниками.

56. Основание и пределы ответственности соучастников. Правила вменения соучастникам преступления объективных и субъективных признаков, относящихся к преступлению. Правила вменения соучастникам признаков преступления, характеризующих личность исполнителя.

УК РФ Статья 34. Ответственность соучастников преступления

1. Ответственность соучастников преступления определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления.

2. Соисполнители отвечают по статье Особенной части настоящего Кодекса за преступление, совершенное ими совместно, без ссылки на статью 33 настоящего Кодекса.

3. Уголовная ответственность организатора, подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на статью 33 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда они одновременно являлись соисполнителями преступления.

4. Лицо, не являющееся субъектом преступления, специально указанным в соответствующей статье Особенной части настоящего Кодекса, участвовавшее в совершении преступления, предусмотренного этой статьей, несет уголовную ответственность за данное преступление в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника.

5. В случае недоведения исполнителем преступления до конца по не зависящим от него обстоятельствам остальные соучастники несут уголовную ответственность за приготовление к преступлению или покушение на преступление. За приготовление к преступлению несет уголовную ответственность также лицо, которому по не зависящим от него обстоятельствам не удалось склонить других лиц к совершению преступления.

Основанием уголовной ответственности соучастников является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного законом (ст. 8 УК РФ).

Однако применительно к соучастникам (кроме исполнителей) эти признаки определены в статье Особенной части не в полном объеме. Поэтому действия организатора, подстрекателя и пособника квалифицируются по соответствующей статье (ее части, пункту) Особенной части со ссылкой на соответствующую часть ст. 33 УК РФ.

  • Если лицо, будучи организатором, подстрекателем или пособником, затем приняло участие в совершении преступления в качестве исполнителя — его деяние в целом квалифицируется как деяние исполнителя без ссылки на ст. 33 УК РФ.

  • Если лицо выступило в роли подстрекателя и пособника, его деяние квалифицируется со ссылкой на две части ст. 33 УК РФ (ч. 4 и 5). Если лицо, будучи организатором преступления, выполнило функции подстрекателя или пособника, содеянное квалифицируется со ссылкой на ч. 3 ст. 33 УК РФ как деяние организатора без указания ч. 4 или 5 этой статьи.

Закон не предусматривает обязательное усиление или смягчение наказания в зависимости от вида соучастника, но:

1) При назначении наказания за преступление, совершенное в соучастии, при решении вопросов об освобождении от ответственности или от наказания, учитываются:

  • характер и степень фактического участия лица в его совершении

  • значение этого участия для достижения цели преступления

  • его влияние на характер и размер причиненного или возможного вреда.

2) Смягчающие или отягчающие обстоятельства, относящиеся к личности одного из соучастников (например, рецидив), учитываются при назначении наказания только этому соучастнику.

В науке уголовного права существует давний спор о юридической природе соучастия:

Сторонники акцессорной теории соучастия полагают: что соучастники несут ответственность за деяние исполнителя (ответственность соучастников представляется им дополнительной к ответственности исполнителя).

Противники этой теории исходят из того, что соучастники несут ответственность не за деяние исполнителя, а за свои собственные деяния, независимо от деяния исполнителя.

Изучая закон и практику его применения, можно обнаружить аргументы как за, так и против акцессорной теории соучастия. В целом можно констатировать, что соучастники несут ответственность скорее за свои собственные деяния, хотя определенные элементы акцессорности в сложившейся доктрине соучастия присутствуют.

Самый сильный аргумент в пользу акцессорной теории соучастия — действия всех соучастников квалифицируются одинаково.