Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

семинар 3, тема 11

.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
28.45 Кб
Скачать

Галкина Анастасия Сергеевна

Юридический факультет МГУ, 301 группа

Дата семинара: 19 октября 2018

Семинар 3. Тема 11. Генно-средовая парадигма в исследовании индивидуальности человека.

Задание 1. Проанализируйте данные о нейронных коррелятах преступного поведения.

Многие годы учёные пытаются ответить на вопрос: определяются ли аномалии в поведении преступников, совершающих в особенности насильственные, с особой жестокостью, средой, в которой эти преступники находятся, или же дело в том, что таковы физиологические особенности их мозга, который из-за своих неких биологических особенностей заставляет их совершать подобные действия.

Одним из исследований, поставивших цель исследовать возможную корреляцию между склонностью к совершению преступлений и особенностями человеческой биологии стал «эксперимент», проведённый Шейлой Ходжинс и Найджелом Блэквудом1. Их исследование было проведено с помощью магнитно-резонансной томографией, которая показала (если говорить общо), что жестокие преступники-психопаты имеют отклонения именно в тех участках мозга, которые обычно связаны с обучением через наказание, то есть через негативные символы.

«Одно из пяти лиц, совершающих преступление с применением насилия — это психопат. Они чаще становятся рецидивистами, и им не помогают программы реабилитации. Наше исследование показывает, почему это происходит, и даёт надежду на улучшение эффективности раннего предупреждения насилия и разработку поведенческой терапии для снижения рецидивной преступности» - так заявила сама профессор Ходжинс2.

Как же был проведён эксперимент? Учёные поставили целью изучить нейронные механизмы, лежащие в основе постоянного агрессивного поведения психопата. Для этого они использовали магнитно-резонансную томографию, с помощью которой изучили работу мозга двух групп лиц: группы с психопатиями и группы без психопатии. Были привлечены:

  • 12 преступников (осуждённых за убийства, изнасилования, нанесение тяжких телесных повреждений и покушение на убийство) с асоциальным расстройством личности и психопатией;

  • 20 с асоциальным расстройством личности, но без психопатии;

  • 18 здоровых законопослушных граждан.

Особое внимание обратили на 1) серое вещество, которое связано с обработкой информации и познанием, и на 2) белое вещество, которое координирует потоки информации между различными частями мозга.

При сравнении результатов выяснилось, что существуют структурные аномалии в сером веществе и специфические сигнальные пути – в белом; и это у преступников с психопатией, совершивших насилие3. Более того, учёные наблюдали сокращение объема серого вещества в ростральной передней префронтальной коре и височных долях по сравнению с другими преступниками и законопослушными гражданами. Обычно эти области отвечают за формирование эмпатии, обработки социальных эмоций (вроде чувства вины и смущения), этических норм.

Были выявлены нарушения в сигнальных путях белого вещества, связывающего заднюю часть коры поясной извилины с медиальной префронтальной корой, что вызывает отсутствие эмпатии; более того, эта часть мозга участвует в процессе обучения.

Таким образом, ученые отметили аномалии, связанные с:

  1. Эмпатией и её формированием

  2. Обработкой эмоций

  3. Восприятием этических норм

  4. Процессом обучения

Этот вывод поможет нам в дальнейшем анализе.

Были ли выявлены какие-то особенности преступников-психопатов?

Во время эксперимента учёные обратили внимание на то, что у преступников-психопатов проявились следующие особенности:

  1. Слабая реакция на угрозу

  2. Эмоциональная холодность

  3. Осознанность агрессивного поведения

  4. Неспособность к обработке негативных стимулов, неспособность оценить риски

Как мы видим, выявленные в результате МРТ аномалии в некоторой степени коррелируют с приведенными выводами.

У обычного, здорового человека нормальное поведение формируется тогда, когда он понимает негативные последствия поступков. В процессе решения задачи испытуемыми выяснилось, что они способны видеть лишь выгоды своего поведения, но не риски.

Но можем ли мы из этой корреляции сделать 100% вывод о том, что эти особенности чисто биологические или чисто социальные? Если опираться на данное исследование, то такой вывод просто напрашивается. Однако не стоит забывать, что активность самой по себе личности вполне может изменять силу влияния наследственных факторов4. Более того, не стоит забывать, к чему может привести абсолютизация той или иной точки зрения: излишний правый «генетический консерватизм» приведёт общество к застою, левый «средовой либерализм» - не учитывает биологическую сторону человека5.

Интересно, что при подготовке данного анализа материал о данном конкретном исследовании чаще всего появлялся на сайтах неоднозначной тематики вроде «Русское дело»; также активное обсуждение исследование велось в паблике социальной сети «ВКонтакте» с говорящим названием «Расовая антропология». Это уже яркий яркое подтверждение того, что в данном вопросе нельзя указывать на какой-то один определяющий фактор, что и делает наука (при запросе в поисковике «исследование Шейлы Ходжинс и Найджела Блэквуда).

Надёжны ли подобные выводы в целом? Представляется, что надёжность они приобретут, когда соответствующие результаты будут получены ещё как минимум несколько раз при участии других исследователей и, возможно, с определёнными вариациями: ведь основное свойство научного знания – повторяемость и объективность. Представляется, что сейчас пока рано опираться лишь на немногие единичные исследования.

Здесь всплывают факторы, которые немного тормозят проведение подобных исследований; нормы права и этики не всегда позволяют проводить исследования.

Прежде всего, возникает вопрос согласия. Согласно Конституции Российской Федерации, статье 24, «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»6. Каким бы больным и ненормальным психопатом не был преступник, прежде чем собирать сведения любого характера, необходимо его согласие на проведение действий и согласие на обработку персональных данных. И нельзя обязать его давать это согласие: это прямое нарушение его прав и свобод. Более того, согласно ст. 21 эти сведения могут умалять достоинство его личности (например, его будет оскорблять употребление в СМИ термина «психопат» - и он вправе это заявить в суде). И это если не касаться сложного вопроса международно-правового значения – вопроса о возможности проведения исследований и экспериментов над людьми. С точки зрения этики – это опять же вторжение в свободу выбора человека; применение к нему определённых медицинских мер. И это всё – очень сложный аспект регулирования, требующий нормальной, комплексной регламентации.

Блэквуд и Ходжинс в своей работе делают вывод «о необходимости разработки методов, которые могли бы улучшить работу мозга ребёнка в том случае, если у него проявляются симптомы, характерные для развития психопатии и асоциальных расстройств».

Возможно, это какие-то особые комплексы развития для детей (ведь как упоминалось выше – лицо вполне может активными систематическими действиями изменить ситуацию), особые учреждения, возможно, какие-то биологически активные добавки и таблетки, влияющие на белое и серое вещество мозга. Но опять же, возникает вопрос вмешательства в жизнь человека, пускай и совсем маленького. Как понять, что это всё не навредит ему или не ухудшит ситуацию?

Таким образом, можно видеть, что существуют определённые исследования, подтверждающие взаимосвязь психопатии преступников-насильников и особенностей строения их мозга; тем не менее, представляется, что данных пока не достаточно, а решение вопроса – дело будущих дней.

Библиография:

  1. Брызгалина Е. В. Концепции современного естествознания. М.: Проспект, 2012. Переиздание – 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 гг.

  2. Криминологическое исследование: теоретико-методологические основы Т.М. Судакова // Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация. – 2017. УДК 343.9.018 DOI 10.17150/2500-4255.2017.11(4).656-665 https://cyberleninka.ru/article/n/kriminologicheskoe-issledovanie-teoretiko-metodologicheskie-osnovy

  3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993); (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.10.2008 N 2-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

  4. Сыров С. Преступники-психопаты: нарушение работы мозга. [Электронный ресурс] // «ХХII век. Открытия, ожидания, угрозы» Научно-популярный портал. М., 2014 – 2018. URL: https://22century.ru/medicine-and-health/10504 (дата посещения: 17.10.2018)

  5. Sarah Gregory, R James Blair, Dominic ffytche, Andrew Simmons, Veena Kumari, Sheilagh Hodgins, Nigel Blackwood. Punishment and psychopathy: a case-control functional MRI investigation of reinforcement learning in violent antisocial personality disordered men. The Lancet Psychiatry, 2015; 2 (2): 153 DOI: 10.1016/S2215-0366(14)00071-6

  6. Psychopathic violent offenders’ brains can’t understand punishment [Электронный ресурс]. // Портал ScienceDaily, 2018. URL: https://www.sciencedaily.com/releases/2015/01/150127212158.htm (дата посещения: 17.10.2018)

1 Sarah Gregory, R James Blair, Dominic ffytche, Andrew Simmons, Veena Kumari, Sheilagh Hodgins, Nigel Blackwood. Punishment and psychopathy: a case-control functional MRI investigation of reinforcement learning in violent antisocial personality disordered men. The Lancet Psychiatry, 2015; 2 (2): 153

2 Сыров С. Преступники-психопаты: нарушение работы мозга. [Электронный ресурс] // «ХХII век. Открытия, ожидания, угрозы» Научно-популярный портал. М., 2014 – 2018. URL: https://22century.ru/medicine-and-health/10504 (дата посещения: 17.10.2018)

3 Psychopathic violent offenders’ brains can’t understand punishment [Электронный ресурс]. // Портал ScienceDaily, 2018. URL: https://www.sciencedaily.com/releases/2015/01/150127212158.htm (дата посещения: 17.10.2018)

4 Брызгалина Е. В. Концепции современного естествознания. М.: Проспект, 2013. – С. 274.

5 Там же. С. 267

6 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993); (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.10.2008 N 2-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)