Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Княжев 301 группа 2 семинар

.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
46.05 Кб
Скачать

Княжев Владислав Юрьевич

Юридический факультет МГУ, 301 группа

Семинар 2. Тема 10. Политическое и эстетическое поведение человека: биологические и социальные факторы в представлениях биополитики и биоэстетики

Дата семинара: 28 сентября 2021

Особенности социальных практик на стыке науки и искусства

Что такое сайнс-арт?

Сайнс-арт – многоликое, неоднозначное понятие. Согласно определению, данному О. Е. Левченко, science-art (cайнс-арт) представляет из себя формирующееся направление актуального искусства, где при помощи современных технологий, материалов и новейших выразительных средств, основанных на научных методах, разработках и достижениях, воплощается в жизнь художественный образ1. Автор этого определения специально подчеркивает, что исконное (первоначальное) понимание сайнс-арта связано с отношением к двум составным частям этого понятия как к терминологически равным. О. Е. Левченко отмечает, что в самом термине science-art заложен «прецедент в области актуального искусства»2, который зрителям на то, что речь идет не столько о феномене искусства, сколько о феномене культуры в целом.

Согласно другим определениям, сайнс-арт – это «область, где наука становится искусством»3; сфера современного искусства на стыке художественного и научного, творческого и технологического, где произведения «научного искусства» имеют под собой серьезную исследовательскую базу (опираются на достижения учёных) и одновременно обращены к эмоциям зрителя и позволяют не только осмыслить, но и прочувствовать естественную науку4.

Итак, сайнс-арт – это явление человеческой культуры, синтез естественной науки и художественного искусства, который находит отражение в материальных объектах, созданных человеком.

Может ли проект «Да живет иное во мне» быть отнесен к области сайнс-арта?

В основе сайнс-арта, как мы уже отмечали, лежит синтез, симбиоз, коллаборация естественно-научного и художественного взглядов на мир, объединение работы учёных – исследователей природы – и людей искусства. В основе проекта «Да живет иное во мне», который открылся в июне 2021 года в западном крыле здания на Крымском Валу1, как раз заложено это объединение, сотрудничество. В самых разных экспозициях проекта отражается то, как в XXI веке научились взаимодействовать две, казалось бы, противоположных по своему инструментарию области.

С одной стороны, сами авторы проекта, лаборатория Art&Science, признаются, что их новая выставка – воплощение идей сайнс-арта2.

С другой стороны, то, что проект «Да живет иное во мне» можно отнести к сайнс-арту, подтверждается и разными объективными данными, которые мы можем получить, если сравним работы авторов выставки с теоретическими положениями О. Е. Левченко, выдвинутыми ею в статье, посвященной сайнс-арту и его отличиям от смежных видов актов творчества.

Во-первых, все без исключения экспозиции проекта «Да живет иное во мне» разработаны «при помощи современных технологий, материалов и новейших выразительных средств». Так, проект Саши Спачаль «Earthlink» был выполнен из сложной системы подсвеченных резервуаров, обитых стеклом, и трубок, по которым циркулирует кислород1. По задумке художницы, воздух, который вдыхают зрители, попадая в систему «дыхания земли», обогащается веществами, вырабатываемыми микробиомами в результате гниения костей птиц, шерсти кошек, пластика и всего, что ещё можно найти в почве; в центре высится станция, которая вырабатывает кислород и фиксирует азот с помощью особых видов клевера.

Во-вторых, выразительные средства, которые используются в подготовке инсталляций проекта «Да живет иное во мне», основаны на научных методах и разработках. Например, биохимическая инсталляция немецкой художницы Агнес Мейер-Брандис, «One Tree ID — Как предстать перед деревом — другим деревом» предлагает нам подружиться с сосной с помощью аромата: вместе с учеными исследовательница взяла пробы веществ, которые выделяют деревья, чтобы общаться между собой, после чего синтезировала их в лаборатории и создала парфюм2. Теперь на специальном устройстве Агнес Мейер-Брандис предлагает проверить, улавливает ли дерево присутствие людей, которые наносят парфюм на запястье или пульсирующие точки тела рядом с ним.

В-третьих, в каждой инсталляции проекта «Да живет иное во мне» можно отыскать художественный смысл, обнаружить важный авторский посыл. Яркий пример – работа французских художников Марион Лаваль-Жанте и Бенуа Манжин 2011 года под названием «Да живет лошадь во мне». Одна из авторов проекта, проводя мысль о том, что виды живых организмов не обособлены друг от друга и могут вступить в родство, а наши тела не так герметичны, как мы привыкли думать, буквально породнилась с лошадью. Она ввела себе внутривенно сыворотку лошадиного иммуноглобулина: к эксперименту готовилась несколько месяцев, а финалом опасного опыта стал перформанс, в котором с помощью бионических копыт Лаваль-Жанте максимально вжилась в образ животного1.

В-четвертых, в работах проекта «Да живет иное во мне» не поднимаются эстетические вопросы науки, не постулируется факт визуальной привлекательности и сложных научных конструкций – как, например, в работах Александра Панкина («Математическое представление Черного квадрата», «Пять треугольников ряда Фибоначчи», «Числовой квадрат Велимира Хлебникова» etc.), демонстрирующую нам красоту математических формул и находящихся на стыке сайнс-арта и наукоёмкого искусства2. В таких работах выставки в западном крыле здания на Крымском Валу, как «WannaScry» Дани Васильевна или «Mirror Ritual» Нины Райчич и SensiLab3, вскрывают проблемы иного толка – о возможности оставаться анонимным в интернете или способностях искусственного интеллекта распознавать человеческие эмоции и извлекать из этой информации пользу.

Какие естественнонаучные знания и технологии сделали возможным проект «Да живет иное во мне»?

Очевидно, что если бы не выдающиеся достижения в области естественных наук второй половины XX – начала XXI века, синтеза естественных наук и художественного искусства не случилось бы, потому что просто не о чем было рассказывать. Какие естественнонаучные знания и технологии сделали возможным проект «Да живет иное во мне»?

Во-первых, прорыв в изучении магнитных волн и циклов Земли при помощи машинного (искусственного, нейронного интеллекта)1.

Во-вторых, достижения биохимии о аэрозольных веществах, производимых растениями для «коммуникации» друг с другом2.

В-третьих, биомеханические устройства и протезы, контролируемые усилием мысли, первые опытные образцы «умных» протезов с обратной связью (эмуляцией осязательных ощущений), которые позволяют человеку чувствовать то, что «ощущает» протез3.

В-четвёртых, достижения нейробиологии, связанные синхронизацией работы мозга при зрительном контакте с другим человеком «лоб в лоб»4.

В-пятых, достижения генетики, расшифровка генома человека, возможность создания рекомбинации структур ДНК5 и многие другие достижения.

Как Вы считаете, есть ли сомнительные с этической точки зрения экспонаты?

Этика – это область социально-философских исследований, в рамках которой изучается мораль, выражающая особую сферу надбиологической регуляции человеческих отношений и связанные с ней высшие ценности и идеалы долженствования6.

После глубокого знакомства со всеми экспозициями выставки «Да живет иное во мне» меня смутил, пожалуй, лишь проект авторства 0(rphan)d (rift) под названием «Если бы ИИ был осьминогом». Он представляется как результат изучения принципов работы мозга осьминогов: британки, создали проекта, попытались научить искусственный интеллект не на человеческой речи, а с помощью сознания головоногих. В итоге, как они признаются, получился медитативный «абстрактный глитч, в центре которого угадываются очертания морского гада»1. Я задумался, насколько этично было в течение десятка лет проводить эксперименты над осьминогами, держать их в неволе, препарировать их внутренности – чтобы получить данные для обучения искусственного интеллекта, которые, как мне представляется, не принесут практической пользы. Современная этика требует не только неприкосновенности частной жизни человека, но и внимательного отношения к жизни животных и других существ, которые нас окружают2.

Существует ли этико-правовое регулирование сферы искусства в мировой традиции, в РФ? Какими актами, кодексами представлено подобное регулирование?

До сих пор вопросы этико-правового регулирования сферы искусства в мире в целом и в России в частности находили свое отражение лишь в общих положениях органических законов государств, гражданско-правовом законодательстве и, в меньшей степени, в уголовном законодательстве. Они касались закрепления принципов уважения личности, автономия воли, запрета воспроизведения действий, унижающих человеческое достоинство, а также регулировали вопросы ответственности за клевету, разжигание идеологической, политической, расовой, религиозной ненависти или вражды, а также запрещения всех форм расовой дискриминации – в том числе в искусстве и науке – и ограничения использования человеческих эмбрионов в каких бы то ни было формах1.

В последнее время, однако, становятся невероятно популярными т.н. «правила новой этики». Несмотря на то, что положения «новой этики» находят свое отражение пока только в общественном сознании прогрессивной мировой и российской общественности, вполне возможно, скоро появятся и в нормативно-правовых актах.

Считаете ли Вы необходимым расширение этико-правового регулирования сферы искусства в связи с развитием science-art (предложите собственные проекты НПА, этических кодексов)?

Да, я считаю, что уже сейчас назрело расширение этико-правового регулирования сферы искусства, в том числе в связи с развитием science-art. Актуальность этико-правового регулирования сферы искусства связана, с одной стороны, с тем, что ради достижения «необычного эффекта» творцы готовы пойти буквально на всё, включая эксперименты над представителями флоры и фауны, эксперименты над эмбрионами людей и, в конце концов, над самим человеком. С другой стороны, science-art должен быть вписан в общую парадигму современных правил творчества и отношений между людьми. В связи с этим я предлагаю создать в России Кодекс новой этики деятелей науки и искусства. Вот какими я вижу его основные положения:

1. Требование этических гарантий должно поместить искусство в сферу потребления. Современные люди чем дальше, тем более чувствительны к условиям производства того, что они потребляют. Чистая совесть потребителя стала одним из элементов маркетинга, повышающих цену изделия. Соответственно, в эту цену теперь включен сертификат, удостоверяющий отказ от детского труда, от тестов на животных, от реликтовой древесины и много от чего еще1. От искусства на современном рынке требуется аналогичный сертификат — если оно хочет остаться на рынке.

2. Зритель не должен испытывать страх или тревогу за реального человека. Зритель готов сопереживать только персонажу, ему нужна уверенность в том, что он обливается слезами над вымыслом2.

3. «Старое» искусство делит людей на подходящих и неподходящих. Само это деление с точки зрения новой этики предосудительно. К примеру, классическая балетная школа – результат жесткой селекции людей по их физическим данным, которые впоследствии подвергаются обработке, не имеющей прямого отношения к здоровью и естественному развитию3. Элевация и растяжка – продукт разнообразного и последовательного насилия над человеческим телом. Это же относится ко всем исполнительским видам искусства – они требуют соответствия человека себе, то есть приспособления. Это нехорошо.

4. Зрители и исполнители должны быть соучастниками. Публика, превратившаяся в участника, острее воспринимает несправедливость, жестокость, грубость, обращенную на других участников. И у нее самой отобрали защищенную позицию в уютном кресле, в темном зале, где ее как бы не видно. Сегодня ты можешь прийти на спектакль зрителем и сам оказаться в центре всеобщего внимания — или даже предметом прямого физического воздействия. Этого следует избегать.

5. Идея этичного искусства – это мечта о коллективном творчестве, в котором нет иерархии. Сегодня даже самые свободные и обоюдно всем довольные, ни к чему никем не принуждаемые творческие коллективы должны существовать внутри общей художественной модели, а не за ее пределами.

6. Художественное переживание – это аффект, выход за пределы нормы. Если согласиться с тем, что целью искусства по-прежнему является потрясение, то новая этика настаивает на том, чтобы потрясение впредь не было травматично1.

В доступных Вам источниках найдите пример художественного проекта (из сферы scince-art, bio-art и т.д.) который, на Ваш взгляд, нарушает как нормы права, так и нормы морали.

Современное искусство, непонятное и таинственное для многих, в нашем мире всё ещё находится под пристальным вниманием органов, занимающихся охраной правопорядка. Поэтому найти пример художественного проекта, который нарушал бы нормы права, – кажется, невозможно. Другое дело, если представить, что было бы, если бы некоторые авторы получили больше свободы. Уверен, что ради достижения цели они пошли бы на многое, в том числе на нарушение норм права и морали.

Одним из таких примеров может служить «подопытный цифровой кролик из человека»: сотрудничество художника, основательницы группы Mediamead Натальи Алфутовой и IT-разработчика Ярослава Кравцова стало основой трех арт-работ, которые поднимают вопросы цифрового бессмертия и смещения границ между виртуальным и реальным мирами1.

Авторы проекта «клона человека» создают цифровые копии людей и превращают их в анимированных аватаров. Каким образом они добиваются согласия «подлинных людей» – собственников информации о своей личности? Насколько отработан механизм изъятия клона человека из виртуальной программы, или память о цифровой копии останется в глобальной сети навсегда? На эти вопросы авторы проекта не дают вопросов. Зато они отмечают, что «антропоморфные кролики помещаются на цифровую поляну, где сразу начинают общаться с себе подобными, повторяя паттерны поведения своего человека в интернете. На поляне кролики моментально начинают делать то, что могли бы делать и люди, если бы их не останавливала трусость»2. Возникает один вопрос: неужели авторы проекта не представляют, какой ущерб чести и достоинству личности могут нанести «цифровые кролики», которых не останавливают нормы морали и которые способны на всё что угодно! Если арт-работы, посвященные цифровому бессмертию, будут опубликованы в открытом доступе, они неминуемо нарушат ФЗ «О персональных данных» – хотя бы в части права человека на личную и семейную тайну, а также право на неприкосновенность частной жизни.

1 Левченко Ольга Евгеньевна Science-art: проблемы терминологии // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2014. №14 (136).

2 Там же.

3 Что такое science art? // [Электронный ресурс] - URL: http://newtonew.com:81/science/science-art

4 Там же.

1 Да живет иное во мне // [Электронный ресурс] - URL: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/da-zhivet-inoe-vo-mne

2 Там же.

1 Выставка «Да живет иное во мне» в Новой Третьяковке. Смотреть в глаза Марине Абрамович, вдыхать бактерии счастья и превратиться в лошадь // [Электронный ресурс] - URL: https://www.the-village.ru/weekend/art/da-zhivet-inoe-vo-mne

2 Да живет иное во мне // [Электронный ресурс] - URL: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/da-zhivet-inoe-vo-mne

1 Выставка «Да живет иное во мне» в Новой Третьяковке. Смотреть в глаза Марине Абрамович, вдыхать бактерии счастья и превратиться в лошадь // [Электронный ресурс] - URL: https://www.the-village.ru/weekend/art/da-zhivet-inoe-vo-mne

2 Левченко Ольга Евгеньевна Science-art: проблемы терминологии // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2014. №14 (136).

3 Да живет иное во мне // [Электронный ресурс] - URL: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/da-zhivet-inoe-vo-mne

1 Да живет иное во мне // [Электронный ресурс] - URL: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/da-zhivet-inoe-vo-mne

2 Там же.

3 20 самых важных открытий XXI века // [Электронный ресурс] - URL: https://www.vokrugsveta.ru/article/239630/

4 Да живет иное во мне // [Электронный ресурс] - URL: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/da-zhivet-inoe-vo-mne

5 Там же.

6 Гусейнов А. А. ЭТИКА // Большая российская энциклопедия. Том 35. Москва, 2017, стр. 485-487.

1 Выставка «Да живет иное во мне» в Новой Третьяковке. Смотреть в глаза Марине Абрамович, вдыхать бактерии счастья и превратиться в лошадь // [Электронный ресурс] - URL: https://www.the-village.ru/weekend/art/da-zhivet-inoe-vo-mne

2 Концепции современного естествознания [Текст] : учебник / Е. В. Брызгалина. - Москва : Проспект, 2014. - 493 с.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398

1 15 тезисов о новой этике и искусстве // [Электронный ресурс] - URL: https://snob.ru/profile/31181/blog/151222

2 Там же.

3 Там же.

1 15 тезисов о новой этике и искусстве // [Электронный ресурс] - URL: https://snob.ru/profile/31181/blog/151222

1 Сайнс-арт: Цифровые клоны и бактериальная 3D-печать // [Электронный ресурс] - URL: https://www.if24.ru/science-art/

2 Там же.