Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИГПЗС учебный год 2023 / 10. Блок Германия (53-60).docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
16.12.2022
Размер:
891.25 Кб
Скачать

Образование Священной Римской империи

Преемник Генриха Птицелова Оттон Ⅰ (936- 973 гг.) проводил данную политику весьма успешно:

  • Сначала он распределил герцогства между своими родственниками, но это не помогло: ему приходилось усмирять восстания, поднятые самими же родственниками.

  • Поставил своей целью поставить церковное землевладение на службу королевской власти → «оттоновские привилегии»:

- ограничение прав герцогов в отношении церкви

- создал в областях независимые, обладающие иммунитетом епископские территории за счет передачи под управление епископов герцогских земель или их частей

- церковные феодалы были подчинены исключительно королевской власти, получали из рук короля духовный сан и земли

«Епископальная система» Оттона Ⅰ позволила ему произвольно назначать епископов, замещать епископские кафедры, пользоваться частью доходов с церковных земель. Эти доходы составили материальную основу относительно сильной королевской власти, включая доходы от регалий- права на осуществление высшего суда. Германский король «творил справедливость», издавал имперские законы и даже церковные каноны.

  • Епископальная политика Оттона Ⅰ нашла свое логическое завершение в захвате Рима как центра католической церкви. Использовав феодальные распри в Италии, Оттон Ⅰ короновался императором в Риме, что возвысило его статус над герцогами.

И.С. Пристанский: Рим в те времена представлял из себя город на развалинах с численностью в 10 000 жителей. Римский папа без уговоров согласился короновать Оттона. Епископства и архиепископства при Оттоне- это целые княжества со своими армиями, крупная политическая сила.

Этот акт должен был означать восстановление распавшейся империи Карла Великого и символизировать преемственность короны германских королей и римских цезарей. Так появилась Священная Римская Империя германской нации. Почему «священная»? В её главе должны были стоять совместно папа и император с преобладанием последнего.

«Теория государства», Иванов: В исторической литературе утверждается, что Оттон Великий сформировал Sacrum Imperium Romanum, объединив Восточнофранкское, то есть Германское, и Итальянское королевства (в дальнейшем в эту империю влили еще и Бургундское королевство). Хотя данное название вошло в употребление не раньше XIII в. И первоначально оно применялось не к германо-итальянскому государству а к «большой» Империи. Сам Оттон I же, по всей видимости, не претендовал ни на что большее, чем на посильное восстановление status quo времен Карла Великого. А вот уже его внук Оттон III (983 –1002 гг.) мечтал о лидерстве в «большой» Империи, грезил об ее «renovatio», именовал себя Romanorun imperator augustum, то есть аналогично византийскому императору.

  • Со времени Оттона Ⅰ начинаются итальянские походы германских императоров, поддерживаемых главным образом мелким рыцарством.

С конца ⅩⅠ в. усиливающееся папство начинает освобождаться от опеки германских императоров и добиваться верховенства в борьбе с ними- «папская революция». Папа Григорий Ⅶ проводил идею теократии, т.е. господства папы над всеми государствами Западной Европы. Григорий, забыв поучения апостола, дошел до того, что объявил королевскую власть чуть ли не порождением сатаны: «Кто не знает, что короли и князья ведут свое начало и происхождение от тех, которые не знали ничего о Боге, но с гордостью, хищничеством, коварством, убийством, короче, преступлениями всякого рода приобрели власть от князя века сего, именно – от дьявола, чтобы со слепою страстью и невыносимой неправдой господствовать над подобными себе?».

В 1073 г. Святой престол захватил (именно захватил) амбициозный кардинал Гильдебранд, принявший имя Григория VII (1073— 1085 гг.). Его энергии хватило на то, чтобы запустить радикальную реформу римской церкви (иногда ее резонно называют «Papstrevolution»), одной из составляющих которой стало лишение королей права инвеституры и пр., а императоров – также права как-либо участвовать в выборах пап (к тому времени уже был введен формальный порядок выборов пап собранием кардиналов). Он также утверждал, что все христианские государи, включая императора, должны безусловно повиноваться папе и что тот вправе низлагать их. Папство решило лишить монархов права управлять церковью в их собственных владениях (в обоснование указывалось, кроме прочего, на тот факт, что ни император, ни короли не являлись клириками) и чуть ли не опустить их до уровня сугубо светских правителей и одновременно заявило претензию на универсальное верховенство как в духовных, так и в светских делах, на собственную вселенскую теократию.

Когда он потребовал от императора отмены предоставления духовного сана светской властью (инвеституры), это вызвало ожесточенное сопротивление германского императора Генриха Ⅳ. Борьба приняла длительный характер и закончилась уже после обоих противников заключением между папой и императором Вормского конкордата (1122 г.), носившего характер компромисса: посвящение на церковные должности должно было производиться церковной властью, наделение леном- императором. Однако император утратил право распоряжаться церковными землями.

Поводом для столкновения послужили спорные выборы главы архиепископства Миланского. Милан был «ключом» к Северной Италии, контроль над которой представлял жизненный интерес и для короля, и для папы. Обмен все более резкими по тону посланиями вскоре перерос в прямое столкновение. В начале 1076 г. король и собрание немецких епископов, разумеется, ставленников Генриха, объявили о низложении папы Григория VII.

Конечно, франкские и немецкие короли и императоры не раз низлагали пап и ранее, но они совершали это в Риме, опираясь на поддержку собственного войска. Ныне подобная процедура проходила далеко от Рима, а значит, у папы были возможности для противодействия королю. Григорий в ответ на акцию Генриха отлучил его от церкви и освободил его подданных от вассальной верности, что и повлекло за собой разрушительные последствия. Немецкие князья воспользовались столь блестящей возможностью подорвать власть короля и со своей стороны объявили, что Генрих будет низложен, если в течение года не получит отпущения у папы. Одновременно большая часть епископата отвернулась от короля, и у Генриха не осталось другого выхода, как искать примирения с папой. В январе 1077 г. с горсткой приближенных он перешел Альпы через заснеженный перевал Мон‑Сени.

И. С. Пристанский: Генрих встретил папу в небольшом замке Каносса в Северной Италии и, «сняв с себя королевские одежды… босой, без пищи с утра и до самого вечера» ожидал три дня, пока Григорий даст ему отпущение.

Дальнейшие германские императоры продолжали свою итальянскую политику, что вызвало новые конфликты с папской властью. Так, в одном из них император Фридрих Барбаросса (1152-1190 гг.) потерпел поражение, что способствовало новому усилению папской власти, а в Германии – развитию самостоятельных территориальных княжеств – духовных и светских. Внук Фридриха Барбароссы, Фридрих Ⅱ (1215-1250), в обмен на военную поддержку в итальянских походах предоставил духовным и светским землевладельцам огромные привилегии. Духовных он приблизил их к положению государей (никто из светской власти не имел право вмешиваться во внутренние дела их владений) – 1220. А привилегии Вормские (1231) и Фриульские (1232) расширили права светских феодалов – непосредственных держателей ленов от императора.

Понтификам удавалось играть значительную роль в переделах территорий и корон. Наиболее преуспел в этом деле Иннокентий III (1198—1216 гг.), который сумел закрепить за собой и своими преемниками титул «Vicarius Christi» (лишив его остальных католических епископов) и внедрить концепцию «богочеловечества» пап. Он писал, что Империя находится в распоряжении папства «principaliter et finaliter». Потому что папы произвели ее «translatio» и потому что они императоров благославляют, коронуют и инвестируют. Его продолжатель Бонифаций VIII (1294—1303 гг.) сам не стеснялся называться «императором» и публично надевать на себя знаки императорского достоинства. Однако никакой вселенской теократии у них все же не получилось. Проект похоронили уже в начале XIV в. Причем не императоры, а французские короли. Те в 1309 г. навязали понтификам свой патронат (папская резиденция даже была перенесена в Авиньон, «пленение» продолжалось почти 70 лет).

Борьба с папами содействовала ослаблению императорской власти. В то же время эта борьба способствовала завершению феодализации Германии.