Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 22-23 / субъекты обязательств-1.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
14.12.2022
Размер:
115.78 Кб
Скачать

Уступка требования (цессия).

(на всякий случай, напоминаю: ЦЕДЕНТ - тот, кто уступает. ЦЕССИОНАРИЙ - тот, кому уступают)).

Комментарий Новоселовой к Обзору:

В отношениях, складывающихся при уступке прав требования, можно выделить:

  1. обязательство, из которого возникли права, являющиеся предметом уступки

(далее - основное обязательство);

  1. сделку, на основании которой прежний кредитор передает новому кредитору имущество в виде права требования (договор - основание передачи);

  2. сделку цессии (уступки права требования) как акта, действия первоначального кредитора по передаче права другому лицу. Это - распорядительная сделка, которая не создает каких-либо обязательственных правоотношений между его участниками.

В связи с этим в Обзоре проводится четкое разграничение между собственно сделкой уступки права (требования) как сделкой распорядительной и соглашением об уступке - обязательственной сделкой, на основании которой осуществляется переход права.

Какова природа этой обязательственной сделки?

Новоселова пишет, что в советской доктрине считали, что это некая особая (в смысле не купля-продажа и не дарение) сделка. Но поскольку ГК-1964 никакого специального регулирования таких сделок не содержал, доктрина массово говорила, что можно применять нормы о купле-продаже и дарении (в той части, в которой они не противоречат природе отношений). Сейчас стоит согласиться с позицией Брагинского, который говорит, что обязательственная сделка - это чаще всего, купля-продажа, реже - дарение и мена.

Как аргументировать? В отличие от ГК РСФСР 1964 г., п. 4 ст. 454 ГК РФ предусматривает, что общие положения о купле-продаже применяются к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав. В качестве предмета договора дарения ст. 572 ГК РФ прямо называет имущественное право.

Сведение обязательственного соглашения к купле-продаже права позволяет разграничить договор об отчуждении имущества и собственно сделку уступки, совершаемую на его основании. ➔ цессия становится аналогом traditio при продаже вещи. То есть через традицию мы бы передавали вещь в исполнение договора купли-продажи, а через цессию передаем право. (Конечно, нередко сделка цессии и договор, служащий для нее основанием, совершаются одновременно и оформляются единым документом, фактически сливаясь. Но юридически и в этих случаях мы имеем дело с двумя сделками).

А вот в случаях, когда отдельно где-то есть обязательственное соглашение и поэтому в отельном соглашении об уступке права (распорядительная сделка цессии) стороны не делали указаний на наличие встречного предоставления, суды очень любили это ничтожить как дарение между коммерческими организациями. Это неверно. И здесь Новоселова снова согласна с Брагинским: нужно учитывать положения п. 3 ст. 423 ГК РФ, устанавливающие презумпцию возмездности всякого гражданско-правового договора. => соглашение об уступке права, которое не содержит указания на встречное предоставление цессионария, следует оценивать как дарение "лишь в тех случаях, когда в его тексте положительно решен вопрос о безвозмездности передачи дара либо когда заинтересованным лицом будет доказано отсутствие какой-либо причинной обусловленности безвозмездной уступки права». (п.9 Обзора) + еще есть п.10:

«Несоответствие размера встречного предоставления объему передаваемого права (требования) само по себе не является основанием для признания ничтожным соглашения об уступке права (требования), заключенного между коммерческими организациями»2.

Васнев:

договор уступки права есть только сделка, но не обязательство (мы ведь помним, что цессия - просто аналог традиции). Потому такие характеристики, как возмездность и безвозмездность, реальность и консенсуальность, к нему неприменимы. В отличие от реального договора цессия исчерпывается передачей имущества, не порождает никаких прав и обязанностей для сторон.

…Теперь ближе к ГК.

Предлагаю с учетом статей 382, 388 систематизировать все, что касается согласия должника и солидарных кредиторов на уступку:

по общему правилу, согласия должника не требуется, если иное не установлено, законом или договором (п.2 ст. 382). Какие есть запреты в законе - см. в общих положениях.

Запреты в договоре - п.2 ст. 382 и п.3 ст. 388.

если нарушен полный запрет уступки, то оспорить сделку можно ТОЛЬКО если цессионарий знал/должен был знать о запрете (п 2 ст. 382). Это общее правило применительно к договорным запретам.

Из него есть исключение в ст. 388. Если ограничение уступки ИЛИ запрет уступки денежного требования - УСТУПАТЬ МОЖНО несмотря на ограничение/запрет.

Но придется отвечать перед должником за нарушение договора (убытки).

право по обязательству, в котором должнику важна личность кредитора, не может быть уступлено без согласия должника. (Именно поэтому доверитель не может уступить без согласия требование по договору поручения, комитент по договору комиссии). - п.2 ст.388

право на получение НЕДЕНЕЖНОГО ИСПОЛНЕНИЯ не может быть уступлено без согласия должника, если исполнение станет для должника значительно более обременительным (п.4 ст. 388). (Например, почти лысый мужчина уступает свое требование получить парикмахерские услуги пышноволосой даме. Конечно, парикмахер на это не рассчитывал!). Само собой, уступку неденежного требования можно ограничить (тогда в при нарушении работает п.3 ст. 388) или запретить (работает ст. 382).

солидарный кредитор вправе уступить свое требование третьему лицу с согласия других

(солидарных) кредиторов, если иное не установлено соглашением между ними (п.5 ст. 388).