Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1449

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
715.15 Кб
Скачать

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»

В.А. Григорова

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КУСТАРНЫХ ЖЕЛЕЗОДЕЛАТЕЛЬНЫХ ПРОМЫСЛОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ В СЕРЕДИНЕ XVII – НАЧАЛЕ XVIII ВЕКА

Утверждено учебно-методическим советом университета в качестве учебно-методического пособия

Воронеж 2017

УДК 94:(075.8)

ББК 63.3(2)41я7

Г 834

Григорова В.А. История развития кустарных железоделательных промыслов Центрального Черноземья в середине XVII – начале XVIII века: учеб. пособие / В.А. Григорова. Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», 2017.

98 с.

Учебное пособие раскрывает основное содержание истории развития кустарных железоделательных промыслов на территории Центрального Черноземья с момента оформления региона в качестве отдельного кустарного центра до начала XVIII века – времени появления крупных вододействующих железоплавильных заводов. Автором в научный оборот вводится широкий круг неопубликованных материалов. Представлен анализ опубликованных документов. В пособии показана роль мелких товаропроизводителей в развитии частных и казенных заводов региона.

Издание соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по всем направлениям подготовки бакалавров ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет».

Табл. 9. Библиогр.: 27 назв.

Рецензенты: кафедра философии и истории Воронежского государственного университета

инженерных технологий (зав. кафедрой д-р ист. наук, проф. Г.А. Быковская); д-р полит. наук, проф. В.А. Смышляев

©Григорова В.А., 2017

©ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», 2017

2

ВВЕДЕНИЕ

В условиях перехода России к инновационной экономике проблема развития металлургической отрасли экономики имеет свою актуальность. Она способствует модернизационным процессам, став локомотивом для других высокотехнологических отраслей.

Современный металлургический комплекс сумел приспособиться к новым реалиям, однако до сих пор в его развитии отмечаются такие трудности, как низкий уровень инновационной активности металлургических предприятий при высокой степени износа оборудования, недостаток инвестиций, слабая поддержка со стороны государства.

В процессе преодоления обозначенных трудностей и закрепления положительных тенденций в развитии металлургии большое значение имеет прошлый опыт, связанный с развитием кустарных железоделательных промыслов, на базе которых в регионе происходило становление заводской базы еще в начале XVIII века.

Автор предлагаемого учебного пособия на основе внушительной базы источников, а также, используя комплексный подход, провел глубокий анализ исторического и социального аспектов развития кустарной металлургии с середины XVII до начала XVIII века. Впервые в отечественной науке была определена роль кузнецов и домников в создании и развитии крупных казенных и частных металлургических предприятий региона в обозначенный период.

3

Тема 1. ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ КУСТАРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ

Изначально на территории будущего Центрального Черноземья местные жители использовали металл – медь, затем постепенно перешли к обработке бронзы – сплаву меди с другими металлами (свинец, олово). Она отличалась большей твердостью, а также способностью плавиться при меньшей температуре, что позволяло мастерам расширить ассортимент изготовляемой продукции.

Во времена Киевской Руси металлообработка будущего Центрального Черноземья переживала расцвет. В этот период отмечалось распространение как металлообрабатывающих, так и металлодобывающих промыслов. Обнаруженные археологами огромные скопления шлаков на берегу реки Воронеж, свидетельствовали о систематической выплавке железа в течение длительного времени.

Активное развитие кустарных металлургических промыслов было прервано в первые десятилетия XIII века, в результате монголотатарского нашествия на Русь. Завоеватели хорошо понимали, что во время войны, побеждает тот из противников, который располагает не только армией воинов, но и армией ремесленников, умеющих ковать оружие, строить города, создавать «хитроумные» машины. Поэтому везде, где им приходилось воевать, они старались овладеть ремесленниками, и в особенности теми, которые были связаны с металлургическим производством. Большинство из них вражеские войска уводили в плен, оставшихся ставили в жестко контролируемые условия по изготовлению и сбыту изделий из железа.

Возрождение кустарной металлургии началось в регионе только в XVI веке, когда на территории региона возникла сеть городов, крепостей с целью обороны Московского государства от набегов крымских татар. Для решения военных задач в новых городах началось поощрение кузнечного промысла. Кузнецы изготавливали металлоизделия, как по специальным заказам государства, так и на рынок.

Несомненным остается тот факт, что единственной формой производства в то время было мелкое крестьянское в металлургии,

4

преимущественно посадское в металлообработке, производительность которого в каждом отдельном случае была весьма ограничена при условии примитивной, полностью ручной техники. И, тем не менее, мелкое производство должно было удовлетворять повсеместный и все растущий спрос. В силу самой природы вещей металлургия в широком смысле слова, включая металлообработку, имела товарный характер даже на стадии мелкого производства. Свидетельством товарности железоделательных промыслов в XV – XVI вв. является широкая торговля не только мелкими железными изделиями, но и сырьем в виде кричного железа

иполуфабрикатом – прутовым железом и укладом.

Вкачестве отдельного кустарного металлообрабатывающего района Центральное Черноземье выделилось лишь в середине XVII века. С одной стороны, это было связано с увеличением потребностей местного населения в изделиях из железа, с другой – с необходимостью обеспечения металлом занятия торговлей, сельским

хозяйством и ремеслом, которые в середине XVII века достигли высокого уровня развития. Во второй половине XVII века наблюдалось расширение ассортимента экспортируемых товаров. Из Воронежа в большом количестве стали вывозить меха, соль, говяжье сало, соболь, бумагу и другие дорогостоящие товары. Кроме того, все больше и больше качественных орудий труда из железа требовалось в результате наблюдавшегося подъема в сельском хозяйстве.

Первоначально эту нехватку пытались удовлетворить путем присылки железа из Москвы и Тульского металлургического района. Например, в 1673 году в Воронеж прислали 600 гранат, 1200 ядер, 1500 пудов полосового железа, инструмент и холодное оружие с Тульских металлургических заводов.

Однако все присылаемое железо шло преимущественно на военные нужды, а не на рынок. В результате местное население не могло удовлетворить собственные потребности в простейших изделиях обихода из металла.

Впоследствии именно эти обозначенные причины обусловили разработку местных источников железной руды.

На территории Центрального Черноземья как отдельного кустарного металлообрабатывающего района осуществлялась разработка нескольких местных источников железной руды. Среди

5

них особого внимания заслуживает Липецко-Студенецкое рудное поле. Располагаясь в бассейне реки Воронеж, в пределах современной Липецкой области, оно охватывало Липецкий, Елецкий и Задонский уезды. Его руда легко плавилась и подвергалась кустарной металлообработки, так как представляла собой бурые железняки. В некоторых местах они выходили буквально на поверхность земли. Такое залегание руды не требовало крупных изыскательных работ и позволяло вести ее добычу открытым способом. К тому же здесь рядом находились огромные залежи известняка, который, в свою очередь был необходим при переработке руды в чугун и железо.

Отдельные месторождения отмечались в Елецком уезде недалеко от города Елец, в Засосенском стане, на речках Репица и Гнилуша. Крупные залежи были вблизи Елецких сел: Верхние, Нижние, Большие и Малые Студенцы. Именно на их основе развивалась кустарная металлургия Романовского уезда во второй половине XVII века. А в 20-е годы XVIII века здесь осуществлялись горные работы Литвинского рудника при с. Романове. На его территории, еще в начале двадцатых годов добывали медную руду по указу великого императора. Позже, в 30-е годы XVIII века разрабатывался Сокольский медный рудник, являвшийся металлургической базой Козминского завода. Он был расположен по берегам реки Воронеж, в районе Козминских отвержек. На крайнем юго-востоке будущего Центрального Черноземья железорудные месторождения стали разрабатываться с середины XVII века. Они залегали на территории рек Толычевой, Маиной и Шумянной, притоках р. Подгорной, впадающей в Дон между Осередью и Хопром. Сырьевые источники Хоперского поля были представлены неглубокими линзами, которые залегали близко от поверхности земли. Иногда здесь встречались большие скопления рудных камней, выходившие непосредственно на поверхность земли.

Опись расположения рудников данного месторождения была составлена Василием Михайловичем Лодыгиным. Помимо географического описания, в ней он отмечал, что казна терпит большие убытки в силу отсутствия изыскательных работ в богатых железорудных районах Хоперского рудного поля. Особое внимание обращалось на металлы, залегавшие между реками Хопер и Дон, на речках Маиной, Толычевой и Шумянной.

6

Рассмотрев донесение Василия Михайловича, Сенат принял указ от 13 июня 1715 года, в котором отражалось отношение правительства на отсутствие металлодобывающих работ в богатом сырьевом районе. В нем определялось, что ко всем указанным В.М. Лодыгиным местам отправлялся Гвардии Унтер-Офицер – Кучнев. Ему предписывалось не только оценить практические возможности данного рудника, но и, взять пробы, которые затем надлежало выслать в Сенат.

Однако не представляется возможным выявить результаты работ, проведенных Кучневым и определить значение указа, так как по данному вопросу отсутствуют какие-либо документы. Известно лишь то, что через семь лет, в 1722 году был составлен указ от 2 августа, который регулировал процесс исследования и поиска железорудных месторождений. Данное постановление правительства, возможно, явилось попыткой обеспечения контроля над всеми рудокопными работами, на необходимость осуществления которого указывал В.М. Лодыгин еще в 1715 году.

В свою очередь на территории современной Воронежской области также имелись небольшие залежи качественной железной руды. Они располагались в Усманском и Борщевском районах. Еще в древнерусский период расцвета кузнечного промысла эксплуатировались месторождения около Лысой горы, близ Воронежа. Это были залежи бурых железняков четвертичного

возраста, которые содержали малый

процент

железа.

Сравнительно богатая

железом руда

залегала в районе самого

города Воронеж, около Алексеевского монастыря и около Михайловского кордона. Именно она в большей степени и использовалась кузнецами для изготовления разнообразных товаров из железа, в течение всего XVI века – первой половины XVII века.

Усманский же, Борщевский станы и Рамонский район являлись

местом добычи

железной руды

в

период возрождения

кустарной металлургии, начиная с XVI века и

на всем

протяжении

XVII века.

 

 

 

 

Кроме того,

широкомасштабные

изыскательные

работы в

Воронежской губернии проводились в первой половине XVIII века. Они осуществлялись под селом Белогорье. В 1722 году, 23 декабря, для надзора за добычей каменного угля и руды сюда был послан

7

представитель Берг-коллегии. Ему предписывалось следить за тем, чтобы металлодобывающие работы проводились на глубине, равной трем саженям. Кроме того, следует отметить, что исследование данных месторождений, которые были объявлены подьячим Копустиным, находились под пристальным контролем Берг-коллегии. Это выражалось в том, что обнаруженную и выкопанную руду обязывали для проверки присылать в Берг-коллегию в количестве пяти пудов, а также докладывать губернатору Измайлову обо всей проведенной работе.

Кроме крупных рудных месторождений на Центрального Черноземья эксплуатировались руды, выходившие на земную поверхность главным образом в виде болотных руд. Мелкие источники озерных и болотных руд были распространены повсеместно. При этом озерные руды залегали на дне озер, заливов или отмелей слоями толщиной от одного вершка до пол аршина. Содержание железа в них было от 30% до 35%. Болотные руды – на дне болот, с содержанием железа до 25%. Для определения наличия руды в болото или озеро опускали березовую кору, если по истечении некоторого времени наружная шелуха коры разъедалась ржавчиной, то в этом месте начинали добывать руду.

Таким образом, наглядно видно, что на территории будущего Центрального Черноземья имелось все необходимое для развития здесь железоделательных промыслов. Во-первых, отмечались богатые залежи основного промышленного сырья: руды и известняка, а во-вторых, регион был богат большими лесными массивами, которые давали топливо для плавильных печей древесный уголь.

Здесь до середины XVII века поощрение развития железоделательных промыслов осуществлялось с целью обеспечения обороны южных границ государства. В период с середины XVII до первой половины XVIII века кустарная металлургия обслуживала преимущественно потребности донской струговой торговли и военной политики в железе и изделиях из него.

В Петровскую эпоху развитие кустарной металлургии претерпело существенные изменения, связанные с попытками правительства поставить под свой контроль все производство металла в целом. Так, например, по указу Петра Великого в казну был приобретен Боринский завод, построенный в 1693 году дьяком

8

Кузьмой Семеновичем Бориным и гостиной сотни торговым человеком Никитой Григорьевичем Аристовым на р. Белый Колодезь.

Также, применяя в основном административные меры, Петр I пытался пресечь развитие и кустарного металлургического производства. В частности, он боролся с ручными домницами, так как считал необходимым способствовать распространению крупного производства. Данная политика диктовалась определенной необходимостью. Например, в районе Липецко-Студенецкого рудного поля, она была связана с тем, что для проведения активной внешней политики в России в первой четверти XVIII века, потребовалось большое количество металла и металлоизделий. Естественно, правительство Петра старалось не зависеть от частных заводчиков, срывающих поставки в действующую армию, особенно во время военных действий. Поэтому в начале XVIII века начинается строительство казенных металлургических заводов более интенсивно. К их числу относится Липецкий железный водяной завод, работающий преимущественно на нужды флота и армии.

Тема 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНТРОВ РАЗВИТИЯ КУСТАРНЫХ ЖЕЛЕЗОДЕЛАТЕЛЬНЫХ ПРОМЫСЛОВ

ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ

В Центральном Черноземье было несколько центров развития кустарной металлургии. Их возникновение обусловили наличие сырьевой базы и увеличивающийся спрос на изделия из железа. Самым древним среди них был Елецкий уезд.

Разрабатывающиеся в его окрестностях рудные месторождения были известны еще до нашествия Батыя. Первоначально местная металлообработка базировалась на болотных и озерных рудах. Позднее здесь начали эксплуатировать месторождения Засосенского стана. Добыча железной руды в Елецком уезде велась в свободное от полевых работ время, с помощью железной лопаты. Выкопанная руда складывалась в кучи, просушивалась на солнце, обжигалась, а затем отвозилась в город Елец, где подвергалась дальнейшей обработке местными кузнецами.

На протяжении XVII века в Елецком уезде были пройдены все этапы развития металлургии от кустарного производства до

9

строительства мелких и средних заводов. Данный процесс занял всего одно столетие и по форме напоминал экономическое развитие Тульского металлургического района – центра металлургической промышленности всей России в XVII веке. Именно Тульский металлургический район воплощает в себе последовательное развитие металлургической промышленности, начиная от мелкого кустарного производства и заканчивая строительством крупных заводов.

К тому же, необходимо отметить, что процесс перерастания кустарной металлообработки в заводское производство в обоих районах занял всего одно столетие. Во многом это являлось заслугой местных кустарей металлургов и кузнецов.

Елецкие кузнецы всегда работали как на свободный рынок, так и на государство, присылавшее им довольно большие заказы. Для быстрого их выполнения в самом начале XVII века в Ельце была создана особая прослойка «казенных» кузнецов. Первоначально их использовали для обеспечения городового «железного наряда». В 1618 году в Ельце работало всего три казенных кузнеца и один котельник, т.е. специалист по изготовлению железных котлов. Наличие котельника говорит о начавшейся специализации среди елецких кустарей металлургов.

Но казенные заказы елецкие кузнецы выполняли не только на месте. Они могли быть направлены и в другие районы Черноземного Юга России на строительство стругов. В 1663 году трех елецких кузнецов отправили на Дон, где они принимали участие в строительстве стругов. В следующем 1664 году, по просьбе елецкого кузнечного старосты Данилы Филиппова, их заменили тремя воронежскими кузнецами.

В свою очередь участие елецких кузнецов в изготовлении стругов способствовало приобретению ими к концу XVII века достаточно высоких навыков в кораблестроении. Они пригодились им в начале XVIII в., когда большая часть елецких кузнецов принимала участие в строительстве военно-морского флота в городе Воронеже. Но их оправляли не только на корабельные верфи. Так, например, согласно документам, в августе 1701 года елецких кузнецов послали на строящий Верхне-Липецкий завод.

10

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]