Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1449

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
715.15 Кб
Скачать

заводу пахотной земли, на которой работные и мастеровые люди могли бы заниматься сельским хозяйством или скотоводством.

Таким образом, следует отметить, что первый частный Толычеевский завод на территории современной Воронежской области практически полностью был укомплектован бывшими кустарями. История его развития ярко иллюстрирует процесс подготовки работных людей крупных предприятий в мастерских кузнецов и домников, где под руководством опытных мастеров они получали богатый производственный опыт и технические навыки.

При рассмотрении роли кустарного производства в становлении металлургической промышленности особый интерес представляет процесс формирования рабочего состава Терсинского завода И.И. Морозова. Он был расположен, на юге России, при впадении реки Терсы в Медведицу.

В основном весь производственный процесс здесь обслуживался вольнонаемными рабочими из бывших кустарей-металлургов. Мастеровые и работные люди распределялись по группам, выполнявшим определенные технические операции. По данным Берг–коллегии, на заводе Ивана Ивановича Морозова работало 10 доменщиков, 2 молотовых рабочих, 3 плотника и 28 разнорабочих. Кроме жен и малолетних детей, здесь проживало 115 человек, которые занимались заготовкой дров для углежжения и подвозкой руды к домнам. Все они за свой труд получали соответствующую заработную плату.

В списке имен кадров Терсинского завода не было ни одной иностранной фамилии. Мастером доменного и молотового дела здесь был русский человек Иван Андреев сын Кузнецов, тридцати лет. Он являлся потомственным рабочим металлургической промышленности. Его отец был кузнецом, который впоследствии работал на Рязанских заводах. После смерти отца Иван с пяти лет рос на заводе Милякова, расположенного в Краснослободском уезде Воронежской губернии. Производственный процесс металлургического предприятия, помимо изготовления железных изделий включал добычу руды. Обучаясь у мастеров завода, Иван Кузнецов перенял навыки и знания, необходимые для занятия железоделательными промыслами, связанными как с добычей, так и с обработкой металла.

71

Подмастерьем доменного и молотового дела являлся Петр Антонов. Он так же, как и Иван Кузнецов обучался данной работе у рабочих крупного предприятия. Прежде чем поступить на Терсинский завод он в течение семи лет накапливал опыт и совершенствовал свои производственные навыки.

Завод Ивана Ивановича Морозова в техническом отношении был хорошо укомплектован. По описанию гитен-форвальтера, представителя от Берг-коллегии, в 1753 году оборудование завода было представлено гидросооружением, к которому прилегали следующие основные строения:

1.Молотовая фабрика с одним молотовым станом и со всеми необходимыми приборами.

2.Кирпичный молотовый горн с двумя деревянными мехами. Здесь же размещался кузнечный горн с двумя кожаными мехами.

3.Доменный корпус, выстроенный из дикого и мелового камня,

вкотором располагался доменный горн из горнового камня с кирпичной трубой.

4.Рядом с домной – рубленая изба для жилья заводских работных людей.

Тут же доменный сарай с двумя деревянными мехами и меховой вал с подливным колесом.

В этих производственных помещениях, за горнами рабочие

получали навыки по изготовлению изделий из железа и испытанию местных руд, которые впоследствии передавали по наследству. Поэтому рабочие места отцов у доменных горнов и молотов занимали их дети. Из 45 кадровых мастеровых 13 являлись рабочими второго поколения Георгий Сенин, Иван Игнатьев, Максим Андреев, Филипп Слепов, Дмитрий Рязенин, Андрей Швецов, Панфил Горбунов, Яков Мельников, Филипп Пахомов, Федор Рязенин, Андрей Федоров, Кузьма Никифоров, Терентий Горбунов. Кроме того, следует отметить, что работа на заводе для штатных мастеровых была не временным вспомогательным заработком, а жизненной постоянной профессией. Стаж их работы представлен в следующей табл. 7:

72

Таблица 7 Стаж работы штатных мастеровых Терсинского завода

Число работных

Длительность

%

людей

стажа

 

 

 

 

7

11 лет

21,9

8

10 лет

25

14

9 лет

43,6

3

От 3 до 7 лет

9,5

 

 

 

32

Итого

100

 

 

 

Из таблицы видно, что практически половина рабочих была занята на производстве не менее девяти лет. При этом только девять процентов от общего числа мастеровых и работных людей имели длительность стажа от трех до семи лет.

Таким образом, рассмотрение процесса формирования рабочего состава Терсинского завода подтверждает использование вольнонаемного труда бывших кузнецов и металлургов. Прежде всего, это было связано с тем, что частные заводчики, принадлежавшие в основном к среднему дворянству и купечеству, не имели больших средств на приобретение крепостных для обслуживания предприятия. В свою очередь вольнонаемные рабочие являлись людьми, знавшими с детства доменное или кузнечное дело. Нанявшись к частному владельцу, они очень быстро постигали технологию крупного заводского производства и обеспечивали высокую производительность завода.

73

Тема 7. РОЛЬ КУСТАРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ В СОЗДАНИИ КАЗЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Особый интерес представляет рассмотрение роли кустарных железоделательных промыслов в создании на территории Центрального Черноземья казенных предприятий. Здесь, также, как и при строительстве частных металлургических заводов, она заключалась в подготовке рабочего состава. Однако если у частных заводчиков присутствовал вольный найм, то на казенных заводах с 1700 года стали пользоваться государственной мобилизации кузнецов и других специалистов металлургического производства. Это обуславливало два обстоятельства: во-первых, в 1700 г. началась Северная война, давшая мощный толчок всему металлургическому развитию страны в целом, а, во-вторых, в регионе приступили к строительству Липецких казенных заводов, для обслуживания которых требовалось много профессиональных специалистов, имеющих необходимый опыт и определенные профессиональные навыки. В силу этого целесообразно отметить объективность самой необходимости принудительного привлечения рабочих из приписных к металлургическим заводам уездов и городов, среди которых на первом месте стояли Романов, Елец, Воронеж, Скопин, Усмань.

Следовательно, объективным представляется уже то, что мобилизованные являлись молодыми мужчинами, знавшими с детства доменное или кузнечное дело. Прибыв на завод, они приносили с собой трудовые и технические навыки, накопленные в результате занятия кустарной металлургией. Однако в целом эти знания не соответствовали технологии мануфактурного производства. Прежде всего, это было связано с самой производственной направленностью Липецких мануфактур. В силу того, что они были созданы преимущественно для удовлетворения нужд военно-морского флота и армии в вооружении, для их обслуживания требовались высокопрофессиональные мастера оружейного, пушечного, якорного дела. Бывшие кустари не являлись таковыми, поэтому, как правило, всегда приходилось повышать их технический уровень.

Этим занимался специальный институт заводского ученичества, который являлся главным средством подготовки рабочих кадров

74

Липецких мануфактур. Учителями здесь выступали тульские и московские оружейники. Именно они сыграли первостепенную роль в обучении мастеровых, мобилизованных в качестве учеников. В 1712 г. на одном только оружейном дворе Липецка было 5 мастеров, присланных из Оружейной палаты Москвы, 18 мастеров-туляков и свыше 40 молотобойцев, сверлильщиков и штыковых точильщиков. В том же году, 55 мастеров приняли на обучение 17 учеников. Русские специалисты металлургического и металлообрабатывающего дела, присланные в Липецк, сравнительно быстро подготовили из бывших кустарей железоделательных промыслов мастеров и подмастерьев разных специальностей.

Самыми распространенными среди них были кузнецы оружейного, пушечного, якорного, молотового и доменного дела. Они концентрировались на определенных металлургических предприятиях. Так, мастера якорного дела работали преимущественно на Козминском заводе, специализацией которого являлся выпуск якорей для Азовской флотилии. На четырнадцать специалистов приходилось девять кузнецов якорного дела 1. Самыми необходимыми и основными профессиями каждого казенного завода являлись мастера доменного и молотового дела, которые занимались плавкой руды в железо. В большей степени представителями Липецкого завода являлись оружейники.

Уже к началу второго десятилетия XVIII века доменные и пушечные мастера Верхне-Липецкого завода стали профессионалами своего дела. Они были подготовлены к самостоятельному литью 36фунтовых пушек без помощи иноземных специалистов. На это в «скасках», направленных Ф.М. Апраксину, указывал управляющий Воронежским литейным заводом Христофор Отто. В данном документе писалось о возможности русских мастеров доменного дела Силы Шелехова и пушечного – Ивана Пьянова лить крупногабаритные пушки без помощи иностранного специалиста Нилиса. Кроме того, в «скасках» отражалась просьба мастеров оставить мастеровых и работных людей, которые работали при иноземце. По-видимому, здесь имелась в виду штатная группа специалистов из 11 человек, совместно с которой Сил Шелехов и Иван Пьянов овладевали на Липецкой мануфактуре искусством доменного и пушечного дела. Эта группа включала двух

75

подмастерьев пушечного литья (Исая Черкасова, Михаила Угольникова) и девять подмастерьев доменного дела (Ермолая Тульского, Дмитрия Васильева, Трофима Коробкова, Семена Кузнецова, Андрея Тульского, Ивана Плеханова, Василия Дорина, Аникея Иванова и Абросима Авилова).

На основе сохранившихся документов можно составить их биографии. Они представляют определенный интерес при исследовании роли кустарной металлургии в возникновении крупного заводского производства. Прежде всего, данные очерки свидетельствуют о длительном и сложном пути становления бывших кустарей высокопрофессиональными мастерами.

Например, биография Аникея Ивановича Иванова – высококвалифицированного мастера доменного дела позволяет проследить процесс превращения рабочего-ученика в профессионала. Родившись в 1675 году в семье мастеровых людей Алексинского уезда, поданных помещика Александра Львовича Нарышкина, он еще мальчишкой был отдан в ученики доменного дела. Уже с детства он трудился на Вепрейском железном заводе. О дальнейшей его жизни можно узнать из «Ревизских сказок …» 1745 года. В них он рассказывает следующее: «В Липские заводы пришел я, Аника, в 1703 году собою и определен бывшим в то число воеводою Фаддеем Тюревым в доменные подмастерьи, а потом в 1737 году по указу от Государственной Адмиралтейской коллегии определен в мастера…»1. Так, в возрасте шестидесяти двух лет Аникий Иванович стал мастером доменного дела.

Приобретение звания мастера являлось очень важным, так как на Липецких заводах размер жалованья определялся не только специальностью, но и квалификацией. Причем, это распространялось на всех, независимо был ли он «записной» рабочий или пришедший «собой», то есть вольнонаемный.

Оплата труда на Липецких мануфактурах всегда была очень низкой. В 40-х годах на мануфактурах преобладали ставки поденной платы для рабочих большинства специальностей. Для оружейников, молотобойцев, кирпичников, ствольных отдельщиков, починщиков кузнечных мехов поденная плата стала преобладающей. Об этом свидетельствуют данные «Ревизских сказок…» 1745 года.

76

Так, сын оружейника Верхне-Липецкого завода и сам оружейник Василий Еремеев сын Архипов в «Ревизской сказке…» 1745 г, показал: «От конторы Липских заводов получаю денежное жалованье по силе плаката в летнее по две с половиною, а в зимнее по две копенки на день». Столько же получали и молотобойцы. Например, молотобоец того же завода Яков Ипатов писал: «Денежное жалованье от конторы Липских заводов производится во время работы по силе плаката в пору земнею по две, а в летнюю по две с половиною копенки в день».

Это же подтверждают и такие специалисты как оружейники, например, Никита Перелыгин и Василий Собинов, починщик ручных кузнечных мехов Федор Толмачев и другие.

Следует отметить, что средний уровень оплаты заводского труда на Липецких мануфактурах и в середине XVIII в. оставался небольшим. Он был даже ниже нормы оплаты труда ремесленного работника. По данным С.Г. Струмилина поденная плата работника мелкого ремесленного производства, в этот период поднялась до 3-4 копеек. При этом денежное вознаграждение работных людей Липецких мануфактур осталось на прежнем уровне – в среднем две копейки. Это было связано с тем, что независимо от снижения стоимости рубля и увеличения цен, нормы оплаты, установленные еще при Петре I, не пересматривались в течение всего столетия. Таким образом, несмотря на то, что за шестьдесят лет цена за четверть ржи увеличилась более чем в три раза, заработная плата рабочих оставалась неизменной.

Кроме низкого размера жалования следует обратить внимание на тяжелые условия работы бывших кустарей. На Липецких казенных заводах, им приходилось трудиться при отсутствии необходимых санитарно-гигиенических мероприятий. По существу, здесь не было даже медработников и лекарств. А единственный лекарь не мог обслужить всех работников и членов их семей, проживающих в радиусе 30-40 км. К тому же Верхне- и Нижне-Липецкие заводы были расположены на низкой заболоченной местности, что создавало определенную угрозу жизни работников. В результате этого здесь каждую весну и лето появлялись огромные тучи малярийных комаров, которые зачастую становились причиной высокой смертности рабочих. На основании

77

«Ревизских сказок…» за 1745 г. было установлено, что за предыдущие пятнадцать лет перед второй переписью, на Липецких мануфактурах умерло 258 мужчин, из них более пятидесяти процентов были рабочие трудоспособного возраста. Очень часто причиной смерти рабочих являлось отсутствие элементарной охраны труда мастеровых и работных людей. В результате многие из них уже в молодые годы получали различные увечья. Так, например, Карп Филиппович Луговой рудник Верхне-Липецкого завода на 22-м году жизни стал инвалидом. Также Иван Васильевич Попов, являясь замочным отдельщиком оружейного дела, в тридцать лет получил травму на производстве. Рабочий Козминского завода Иван Никитин сын Фатеев в «Ревизской сказке…» показал: «У меня, ж, Ивана, во время работы молотовой молотом у левой руки персты поломаны».

По отношению к этим людям заводская администрация не несла никаких обязанностей. По большому счету многие из них даже не были обеспечены каким-либо жильем. Так, например, Иван Павлович Павлов – станочник оружейного дела, ослепнув на заводе, был вынужден скитаться по чужим углам. У него не было никакого двора. Те же из них, которые имели дворы, в большей степени довольствовались тесными однокомнатными избушками, наполовину вросшими в землю. Бани отсутствовали вовсе.

В силу всего этого мастеровые очень рано уходили с производства. Не выдержав нагрузки, они были вынуждены оставлять работу в возрасте до сорока пяти лет. В результате на Липецких мануфактурах, уже на рубеже 30-40-х годов XVIII века появилась сравнительно многочисленная группа рабочих второго поколения. Будучи в возрасте от 18 до 45 лет новое поколение представляло собой единственных специалистов, способных обслуживать весь производственный процесс. Выросшие на заводах, они с детства прошли школу заводского ученичества и приобрели опыт производственной работы. Под четким руководством бывших кустарей железоделательных промыслов, они, в течение длительного периода времени овладевали мастерством оружейного, пушечного и якорного дела. «Ревизские сказки по Липецким, Козминским заводам Воронежской губернии»

78

1745 года позволяют наглядно проследить данный процесс. На основе их данных можно определить мастеров двух поколений.

Таблица 8 Мастеровые и работные люди Липецкого завода

Специализация

ЛИПЕЦКИЙ ЗАВОД

 

 

 

 

 

 

Работники первого поколения

Возраст

Стаж

 

 

 

работы

 

 

 

 

1

2

3

4

 

 

 

 

Кузнецы

Панфил Рязанцов

умер в 1723

-

неизвестной

 

году

 

специальности

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Ф. Яковлев

59 лет

20 лет

 

Михайло Васильев сын

умер в

-

 

Васильев

 

 

 

 

 

1725 г.

 

 

Михаил Иванов сын

 

 

 

 

умер в

-

 

 

1728 г.

 

 

 

 

 

79

Оружейное дело

Литейное дело

Продолжение табл. 8

Работники второго поколения

Возраст

Стаж

 

 

работы

Алексей Прокофьев сын

43 года

23 года

Сизинцов

 

 

Петр Прокофьев сын

54 года

24 года

Сизинцов

 

 

Петров сын Сизинцов

29 лет

-

 

 

Василий Иванов сын Фамин

49 лет

24 года

 

 

Иван Алексеев сын Арлов

54 года

24 года

 

 

Илья Кириллов сын Ларин

27 лет

-

 

 

Филипп Кузьмин сын

49 лет

24 года

 

 

Комаров

 

 

 

54 года

24 года

Яков Иванов сын Авраслов

 

 

Антип Поликарпов сын

35 лет

-

Олейников

 

 

 

 

 

80

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]